Одна на всех

Политика
17 Май 2023
09:51
1585
Одна на всех

В Турции победила устойчивая демократия 

Суммируя события в рамках первого тура президентских выборов в братской Турции, вкратце можно сказать, что победила устойчивая демократия, еще больше сплотившая интересы нации, независимо от взглядов власти и оппозиции. 

Выборы в турецкий парламент однозначно ответили на вопрос, кто в командном первенстве является фаворитом электоральной гонки, - «Республиканский альянс» во главе с Партией справедливости и развития (ПСР) действующего Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана после окончательного подсчета голосов получил более половины мест в парламенте, опередив оппозиционное «Народное единение» во главе с Народно-республиканской партией (НРП) Кемаля Кылычдароглу ровно на сто мандатов. 

Демонстрация возможностей на этом заканчивается, и на первый план выходит глубинный национальный интерес, с учетом которого приоритетными становятся не персоналии, а судьбоносная перспектива государственности братской страны. 
Сразу оговоримся, современная Турция выдержала экзамен на зрелость, несмотря на злопыхательство ряда политиков коллективного Запада, мерящих процессы нездоровыми личностными амбициями. Предпочитая по традиции узкий личный, в том числе, меркантильный интерес, дешевые политические идеи и трюки, рассчитанные на массовую аудиторию, но вызывающие общественные разногласия, они демонстрируют нездоровый подход, забывая о здоровье своих наций. Поэтому по их понятиям Эрдоган должен был «втоптать в грязь» оппонентов, продемонстрировав всю мощь административного ресурса, и если он этого не сделал, раздосадованный относительной неудачей соперник дожмет его по итогам второго тура президентских выборов. 
Прямо скажем, ущербна логика, связанная с национальной ментальностью, когда или ты их, или они тебя, а третьего не дано. Но таковы реалии политического мышления коллективного Запада, который искренне не хочет объединения не только тюркского мира, но даже отдельно взятой турецкой нации. Им выгоднее иметь дело с народом, основательно разделенным интересами власти и оппозиции, готовыми перегрызть друг другу глотки ради амбиций и наиболее вкусных кусков общественно-политического и экономического пирога. Им выгодно говорить слащавые комплименты не великим нациям, а маленьким раздробленным общинам, которые, подобно детям в песочнице, так заняты ссорами между собой, что не концентрируются на настоящем долге, состоящем в защите традиционных национальных институтов и систем, сохраняющих свободный дух всех турок, живущих не только в пределах братской страны, но и вдали от родины. 
И фразы типа «Эрдоган не смог победить в первом туре выборов» однозначно свидетельствуют о типе мышления их авторов и инициа­торов общественно-политического противостояния. Напротив, по нашим наблюдениям, Турция окончательно победила, прежде всего, предрассудки в собственном обществе, объединившись для предотвращения угроз иностранного влияния в рамках гибридной идеологической войны объединенных сил Запада и Востока против объективно усилившихся позиций тюркского мира. 
Объединительный трек вообще свойствен ведущим тюркским нациям, умеющим найти точки соприкосновения и взаимопонимания между самыми неуживчивыми народами, и в этом плане в качестве примера можно назвать официальные Баку и Анкару, являющиеся локомотивом развития той же Организации тюркских государств, в которую входят Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, а также Венгрия, выступающая в качестве государства-наблюдателя. Если раньше интересы этих народов базировались на единых языковых, культурных и этнических корнях, ограничиваясь общепринятыми базовыми позициями, то сейчас мы наблюдаем более глубокое сотрудничество в рамках общей экономической и межгосударственной безопасности, ставшей еще более актуальной на фоне глубинного цивилизационного конфликта в европейской части постсоветского пространства. 
И это только один пласт исторического вклада Президента Эрдогана в развитие страны и укрепление многогранных национальных интересов - у него полное взаимопонимание с Президентом 
Ильхамом Алиевым по всем вопросам внешней политики, но если глава азербайджанского государства изначально более информирован о глобальном раскладе сил, его турецкий коллега познал премудрость международных отношений на собственном опыте. 
За минувшие 20 лет расположенной на пересечении Ближнего и Среднего Востока и Европы братской стране пришлось пройти через водоворот изменчивого и быстро меняющегося глобального порядка - от смены международных альянсов до страшных гуманитарных катастроф, включая «арабскую весну», породившую гражданские войны, трансграничный терроризм и массовую миграцию. 
Официальный Баку помог Анкаре словом и делом умело маневрировать при прагматичной внешней политике, преодолевая кризис в отношениях с теми же Москвой и Тель-Авивом, после чего положение братской страны значительно окрепло в глобальной системе координат. Хотя помнится, когда в 2002 году ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана победила на парламентских выборах, вся местная структура власти и бизнеса переживала последствия разрушительного системного кризиса, созданного военной диктатурой. Однако успешно проводимые на протяжении многих лет экономические реформы, сосредоточенные на привлечении иностранных инвестиций, приватизации и содействии созданию рабочих мест в таких секторах, как промышленность, ориентированная на экспорт, туризм, финансы и строительство, позволили Турции нарастить геостратегические мышцы для достижения внешнеполитических целей. Да, соседние регионы, израненные гражданским противостоянием, войнами и клановой ненавистью, переполнились ворохом приграничных проблем, но для партии Эрдогана это стало также окном для новых глобальных возможностей. 
Вспомним поворотный момент в отношениях братской страны с «черным» континентом, когда Турция в 2008 году была принята в качестве стратегического партнера Африканского союза. Причина успеха та же, что и в случае с Азербайджаном, - многие страны этого региона входят в институционально руководимое Президентом Ильхамом Алиевым Движение неприсоединения, при этом и Баку, и Анкара имеют идентичный с африканскими странами взгляд на международные проблемы. И их громко озвучиваемая позиция о многополярном и более справедливом мире находит горячий отклик в Африке, традиционно сталкивающейся с несправедливостью в рамках общения с постоянными членами Совбеза ООН. Сегодня полноценные турецкие посольства действуют в 45 странах «черного» континента, хотя в 2002 году их было вчетверо меньше. 
Влияние Турции в равной степени заметно и в других сферах внешней политики. Так, Эрдоган стал единственным мировым лидером, которому удалось посредничество в российско-украинском конфликте сразу по двум направлениям - в рамках так называемой зерновой сделки и обмена военнопленными. 
Турецкий народ помнит и самую главную для нас историю, когда Эрдоган с самого начала Отечественной войны 2020 года дал понять всем третьим силам, что не даст никому нарушить национальные интересы Азербайджана по освобождению территорий Карабаха и Восточного Зангезура на основе приоритетных принципов международного права, причем он готов помочь братской стране всеми средствами. Это помним и мы, носители исторической памяти вечной дружбы официального Баку и Анкары. 
Сегодня Турция укрепила свои позиции на всех направлениях, и если бывшие правительства безуспешно воевали с сепаратистами не только в горах Сирии и Ирака, но и на улицах Измира и Стамбула, сегодня терроризм как явление загнан в «медвежий» угол ущелий и гор Кандиля, не смея поднять голову. Укрепила братская страна позиции и на Средиземном море, и в НАТО, что отразилось также на ряде официальных межгосударственных соглашений. И это все - успехи ПСР во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, который руководствуется исключительно продвижением и укреплением национальных интересов. 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости