Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Талейранчик - интриган

Политика
08 Июнь 2023
10:01
931
Талейранчик - интриган

Пашинян пытается всех обмануть и поставить телегу впереди лошади

В последнее время даже невооруженным взглядом можно заметить, как активизировался переговорный процесс по разработке мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Встречи на разном уровне и на разных площадках происходили практически каждую неделю. 

Последняя такая встреча прошла на минувшей неделе в Кишиневе в неформальной обстановке с участием лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при участии главы Евросовета Шарля Мишеля на полях второго саммита Европейского политического сообщества. 
О том, чем вызвана такая поспешность именно сейчас, хотя ранее месяцами ничего интересного не происходило, в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал руководитель Аналитического центра 3view, востоковед Рауф Раджабов.

- Основные геополитические акторы мира - США, Великобритания, Франция, Россия, Германия ясно видят, что все идет к подписанию мирного договора, который должен окончательно урегулировать один из самых застарелых конфликтов в Европе. Поэтому сейчас между ними развернулась в некотором роде конкуренция за площадку, где будет подписано мирное соглашение. Очевидно, что страна, где будет данное соглашение подписано, запишет очки в собственную историю успеха. 
Однако Армения пользуется ситуацией и продолжает затягивать мирный процесс, играя на противоречиях между различными международными акторами. Хотя Иреван давно уже осознал безвыходность ситуации и понимает, что подписание мирного договора неизбежно. 
Наглядной иллюстрацией к сказанному являются обошедшие весь мир кадры с недавней инаугурации Президента Турции, где не было никого из вышеперечисленных геополитических акторов, но были два сильных, умудренных опытом политика глобального масштаба - Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев. Поведение Пашиняна на их фоне бросалось в глаза, и это было естественно. 
Для сравнения, на встречах другого формата его поведение резко меняется. Он сразу начинает играть на противоречиях. Однако Азербайджан в таких играх не участвует. Позиция официального Баку не зависит от какого либо мирового центра силы. Мы уверенно проводим собственную независимую политику. Следовательно, существующая конкуренция никак не оказывает негативного влияния на Азербайджан, не меняет его позиции. Это является главным преимуществом азербайджанской дипломатии в переговорном процессе - нейтрализация угрозы усиления позиции Иревана на переговорах. Потому лавирование Армении приводит лишь к затягиванию переговорного процесса и откладывает подписание мирного договора. 
- Как уже было сказано, в последнее время активизировались встречи на разных переговорных площадках. Чего удалось добиться в ходе этих встреч, есть ли сдвиги в переговорном процессе?
- Разумеется, главным достижением этих переговоров на сегодня можно назвать признание сторонами территориальной целостности друг друга. Территориальную целостность сторон конфликта также признают все вовлеченные в переговорный процесс страны: США, Россия, Франция, Великобритания и ЕС в лице Шарля Мишеля. 
Важно также признание Арменией факта все еще продолжающейся оккупации азербайджанских анклавов - восьми сел: семь сел Газахского района и одно - Кярки Нахчыванской Автономной Республики. 
Есть еще один важный момент - с прошлого года армянская сторона долго отказывалась от очных встреч с азербайджанской стороной, но формат очных встреч был восстановлен. Надо понимать, что Иреван вынудили согласиться на эти встречи, и в первую очередь причиной тому стала жесткая бескомпромиссная позиция Баку. Для нас важно ускорить подписание мирного соглашения. И в этом смысле заслуживает внимания заявления армянского премьера и секретаря Совбеза о том, что до конца текущего года мирный договор будет подписан. Хотя еще совсем недавно, в конце прошлого года Пашинян, выступая на правительственном часе в парламенте страны, презрительно назвал мирный договор «бумагой», которой еще пока нет и, соответственно, она не будет подписана, а если и будет подписана, то будет носить общий характер. 
Еще одним моментом является отказ Иревана вести переговоры с Баку по Карабахскому экономическому району. С одной стороны, это хорошо, так как армянские власти тем самым признают территориальную целостность Азербайджана и суверенитет Баку над Карабахским экономическим районом. 
С другой стороны, Иреван выступает за создание некоего международного механизма по ведению диалога между Баку и Ханкенди, что совершенно не приемлемо для нас, так как общение с гражданами Азербайджана армянской национальности является сугубо внутренним делом нашей страны и прерогативой официального Баку. 
Однако, армянские власти пытаются внести в мирный договор пункт о вышеуказанном международном механизме, а также о неких международных наблюдателях на дороге Лачин-Ханкенди и в самом Карабахском экономическом районе. Все это говорит о том, что Армения до сих не отказалась от попыток вмешиваться во внутренние дела Азербайджана. 
То есть, с одной стороны, налицо прогресс в переговорном процессе, а с другой - Иреван с помощью Парижа вставляет палки в колеса мирному процессу, пытаясь внести в договор упомянутые два пункта, совершенно неприемлемых для Баку. При этом весь мир, в том числе Армения и Франция хорошо понимают, что Президент Ильхам Алиев никогда не согласится на внесение в мирный договор этих пунктов, никогда не подпишет такой договор.
- Кстати, Шарль Мишель, как главный переговорщик от Евросоюза, не поддерживает притязания Иревана и Парижа… 
- Он выбрал правильную, справедливую позицию, считая, что вопрос общения азербайджанских властей с гражданами страны является прерогативой официального Баку. 
К слову, еще одним важным фактором, влияющим на переговорный процесс, является турецкий фактор. Несмотря на частые заявления официальных лиц Армении об отсутствии каких-либо трений в отношениях между Иреваном и Анкарой, отсутствие каких-либо предусловий с турецкой стороны, тем не менее позиция Анкары с 1993 года остается неизменной - нормализация турецко-армянских отношений, открытие границ возможно только после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Поэтому, хотя Анкара и не участвует напрямую в переговорных площадках, но турецкий фактор превалирует. И с этим вынуждены соглашаться и США, и Россия, и ЕС. 
- Каковыми вам видятся перспективы разблокирования транспортных артерий?
- Надо сказать, что в переговорном процессе наметился прогресс в вопросе разблокирования транспортных артерий, о чем недавно заявил российский вице-премьер Оверчук по итогам очередной встречи в Москве вице-премьеров трех стран. 
Судя по заявлению Оверчука, армянская сторона тоже уже понимает необратимость восстановления сухопутной связи Нахчыванской автономии с основной территорией Азербайджана. Позитивным моментом тут является выделение Евросоюзом Армении суммы в 2,8 млрд евро, из которых 600 млн пойдет на решение транспортно-логистических вопросов, в частности, открытие Зангезурского коридора. То есть ЕС тоже желает участвовать в этом проекте и это большой позитив с той точки зрения, что Брюссель будет подталкивать Иреван к реализации данного проекта. 
Также Армения и Россия достигли понимания насчет того, кто будет контролировать Зангезурский коридор на армянской территории. Если изначально планировалось, что этим будет заниматься погранслужба ФСБ РФ, то теперь уже решено, что контроль будут осуществлять армянские пограничники. Это говорит о том, что изначально вся проблема по вопросу открытия Зангезурского коридора была не между Арменией и Азербайджаном, а между Арменией и Россией. Ясно, что ЕС не собирается вкладывать средства в Армению, особенно в транспортную инфраструктуру, если ее будет контролировать Россия. 
- Как известно, на недавних переговорах Армения апеллировала к карте 1975 года, что не воспринимается в Баку. В чем причина такого интереса Иревана именно к этой карте?
- На мой взгляд, эта карта позволяет Иревану в какой-то степени сохранить поле для маневра в вопросе анклавов. Несмотря на их малую площадь, этот вопрос очень важен в силу их географического расположения. Так, села, расположенные в Газахском районе, позволяют контролировать дорогу, идущую из Армении в Грузию, а село Кярки - дорогу из Армении в Иран. Разумеется, что Армения не хочет потерять контроль над столь важными для ее существования дорогами. 
Имеется один армянский анклав и на нашей территории. Но он не имеет важного значения, и для Баку этот вопрос легко решаем.   
С другой стороны, есть фактор Ирана, который не желал бы восстановления контроля Азербайджана над селом Кярки, что позволило бы Баку контролировать армяно-иранскую дорогу. 
Если обратиться к международному опыту проведения делимитации и демаркации межгосударственных границ, то этот процесс осуществляется по многим картам, а не по одной конкретной. В Иреване понимают, что Баку не пойдет на компромиссы в вопросе анклавов и будет требовать их полного возвращения. Тем не менее Пашинян, пытаясь представить себя в роли хитрого Талейранчика, всячески пытается свести переговоры по делимитации и демаркации границы к размену территориями. 
Что касается вашего вопроса, то, надо сказать, Иреван опасается вести переговоры по картам более ранних лет, так как известно, что в 1948 году значительная часть азербайджанских земель была изъя­та в пользу Армении, а еще ранее, по Карсскому договору 1921 года, еще больше исконных азербайджанских земель вошло в состав Армении. То есть эти карты не выгодны Армении. Потому Иреван обеими руками держится за карту 1975 года, чтобы выйти из ситуации с делимитацией и демаркацией границы с наименьшими территориальными потерями. Но это у них не получится, так как Баку четко заявил о неприемлемости использования только одной карты - 1975 года. Более того, прежде чем говорить о картах, необходимо начать работу в комиссии по делимитации и демаркации границы, а потом уже договариваться о картах. Однако Армения, как всегда, пытается поставить телегу впереди лошади.

 

Экономика
Новости