Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Израиль «отутюжит» сектор Газа. Что дальше?
Слепая месть - не самый лучший выход из любой даже искусственно и извне созданной ситуации, однако последние события в Израиле показывают, что стороны и впредь будут ходить по кругу, собирая перезрелые гроздья гнева и жухлые охапки ненависти.
То, что произошло в единственной немусульманской стране на Ближнем Востоке, - беспрецедентно по факту, так как даже свидетели и участники полвека назад полыхнувшей войны Судного дня не припомнят, чтобы за сутки погибло не менее тысячи одних только граждан Израиля, а в заложники террористами ХАМАС были взяты около 150 стариков, женщин и детей.
Казалось, война 6 октября 1973 года, когда Египет и Сирия неожиданно напали на Израиль, была самой кровопролитной, но при этом последней войной в современной истории Ближнего Востока, и совпадение с той датой наверняка держали в уме руководители ХАМАС, планировавшие нынешнее нападение.
Та масштабная война, продолжавшаяся 25 дней, унесла жизни до 3 тыс. израильтян и 18 тыс. граждан коалиции, включая Ирак и Марокко, не считая тысяч единиц боевой техники, а тут за день официальный Тель-Авив проморгал колоссальное, в том числе, судя по грядущим последствиям, молниеносное наступление. Как бы то ни было, израильский премьер Биньямин Нетаньяху назвал это «новой войной» и пообещал, что враги Израиля дорого заплатят за нее.
По факту мы видим, что в первые же часы практически все социальные сети были забиты видео и фото сотен умерщвленных израильтян, и не только гражданских, но и военных. На других - бойцы ХАМАС тащат плененных израильских солдат и захваченных мирных граждан в Газу, и эти кадры особенно встревожили мировую общественность.
Ответная, даже более мощная волна насилия не заставила себя ждать - израильская армия немедленно ответила на нападение воздушными ударами по Газе, жертвами которых стали множество палестинцев. Следующий шаг, скорее всего, наземная операция с целью зачищения сектора, но в этот раз, на фоне удерживаемых заложников и выкриков о недопустимости гибели двухмиллионного гражданского населения Газы, израильским военным будет гораздо сложнее действовать по сравнению с предыдущими операциями в палестинских жилых кварталах, когда арабы оттуда «дружелюбно» бросались камнями в рамках интифады. Хотя Израиль мобилизовал беспрецедентно большое число резервистов - примерно 350 тыс. человек, установить контроль над южной границей удалось лишь через два дня после того, как число погибших превысило 900 человек. А это значит, что впервые за полвека Еврейское государство не просто официально объявило войну, стянув военную технику к границе с сектором Газа, но и не знает, с кем будет воевать, так как официальные лица Ирана, Сирии и «Хезболлы» в Ливане, организация «Братья-мусульмане», ряд других террористических структур, а также многочисленные исламские общины в ряде европейских стран пообещали «поддержку справедливой позиции палестинского народа», недопустимо смешав ее с вылазкой ХАМАС (аббревиатура, кстати, арабская и переводится как «харакат аль-Мукавама аль-Исламия», то есть попросту «движение исламского сопротивления»).
Этой структуры не было бы в помине, если бы арабским вопросом не руководил в свое время Ясир Арафат, репутация которого, впрочем, даже среди самих палестинцев была далеко не блестящей. Одних не устраивала низкая эффективность его «борьбы», других - недостаточная религиозность, третьи же были возмущены сопровождавшими его и помощников обвинениями в коррупции. Тем не менее Организация освобождения Палестины существовала, и очень даже на широкую ногу, подкармливаясь из «прочих» бюджетных расходов полсотни государств, включая постоянных членов Совбеза ООН.
Основанный в 1987 году ХАМАС оказался ее полной противоположностью - главным образом тем, что вербально ставил на первое место ислам: освобождение палестинских территорий должно было быть лишь следствием исламизации населения, а не главной целью борьбы. Понятное дело, отцы-основатели приплели к идеологии «волю Аллаха», для чего, следовательно, требуется особый вид сопротивления империализму и сионизму, сочетающий «моральную чистоту и заботу о ближних, чтобы не только родина была освобождена, но и душа обрела спасение на небесах».
Но когда спускаешься с небес на землю, возникает законный вопрос о кормовой базе, то есть, насчет «матушки-кормилицы», в роли которой практически для всех структур ближневосточного сопротивления выступает Иран.
У него своя повестка дня, особенно на фоне того, что в последние годы в обширном регионе проживания арабов, не могущих разделить даже свой род по старшинству, благодаря американцам наметилась тенденция разрядки и примирения. Бывшие враги садились за стол переговоров, подписывали соглашения о сотрудничестве, договаривались, пусть только на словах, не воевать друг с другом. Иран не стал исключением, но не при заокеанском, а китайском посредничестве возобновил дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Но сейчас, похоже, сделал ставку на борьбу за влияние в регионе. Правда, это не означает, что в Тегеране приказали руководству ХАМАС атаковать Израиль или что он напрямую контролирует палестинских боевиков. «Братья-мусульмане» - сунниты, и хотя бы по этой причине не могут быть иранскими марионетками.
Тем не менее британская разведка доложила, что иранские спецслужбы помогали планировать трагическую цепь событий, исходя из собственных интересов, и дали зеленый свет этой атаке на встрече в Бейруте в минувший понедельник. Более того, в день вылазки, когда еще не были опубликованы факты, на утреннем заседании иранского парламента депутаты встретили первые же сообщения о нападении ХАМАС радостным скандированием: «Смерть Израилю!», «Смерть Америке!» и «Палестина победит!» А духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал в телеобращении: «Мы целуем руки тем, кто планировал и осуществил нападение на сионистский режим», при этом добавив, что Тегеран не причастен к этому.
И он в чем-то прав, так как уже год с лишним подавляют протесты по всей стране, в том числе в Белуджистане, где все еще борются хотя бы за частичное снятие тотальных санкций, развитие ядерной энергетики и ядерной программы в целом, да и решение накопившихся внутренних проблем никто не отменял.
Тем не менее в уравнении со многими неизвестными фактор Ирана выглядит весьма выпукло, и если его прямое участие подтвердится (вспомним, как Нетаньяху показывал «сейфы с неопровержимыми доказательствами обогащенного урана»), война в Израиле перерастет в масштабный региональный, а может, даже межрегиональный конфликт.
Фидан САЛМАНЛЫ