Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Однобокость правительства Армении загоняет ее в тупик переговоров
Несмотря на неоднократные призывы Президента Ильхама Алиева к Парижу и Иревану посмотреться в геополитическое зеркало, оппоненты держатся за устаревшие нарративы о «христианской солидарности», выступая против устойчивого регионального развития.
Казуистика и придирки не по делу - основная фишка премьер-министра Армении Никола Пашиняна, которая может быть и срабатывает в словесных баталиях на митингующих площадях соседней страны, но не стоят даже выеденного яйца на дипломатическом треке.
Так, в интервью общественному телевидению РА он исказил вполне актуальное предложение Президента Ильхама Алиева рассмотреть Грузию в качестве площадки для переговоров.
Аналогичные инициативы выдвигаются со времен общенационального лидера Гейдара Алиева, мудро предвидевшего посредническую бездеятельность почившей ныне Минской группы ОБСЕ. И потом, даже на пальцах можно понять, что непосредственное общение трех столиц Южного Кавказа даст гораздо больше перспектив большому и устойчивому, долгосрочному и конструктивному замирению, чем полеты в Сочи, Москву, Брюссель, Вашингтон, а тем более на сомнительные площадки абстрактного «политического сообщества», создаваемые президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
Глава государства во время недавнего рабочего визита в Тбилиси откровенно приветствовал грузинскую инициативу: «Сегодня ряд международных организаций и стран стараются оказать свою поддержку процессу нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, и мы принимаем любое посредничество и помощь, если, конечно, они не односторонние и не предвзятые. Но, на мой взгляд, самым правильным выбором в этой сфере, учитывая и исторические связи, и географический фактор, конечно же, могла бы быть Грузия, и я признателен господину премьер-министру Ираклию Гарибашвили за то, что и он предлагает посреднические возможности в этой сфере. Считаю, что мы можем ожидать аналогичного подхода и от Армении, и если с ее стороны будет согласие, руководители наших соответствующих структур немедленно могут приехать как на двустороннюю, так на трехстороннюю встречу в Грузии».
Теперь посмотрим, как эти слова перевирает недоросль, занимающий ключевые позиции в правительстве соседней страны: «В Гранаде принципы урегулирования двусторонних отношений были зафиксированы на платформе Евросоюза, и понятно, что когда мы встречаемся в Брюсселе, разговор должен проходить в рамках этих принципов, соответствующих интересам и Армении, и Азербайджана, который тоже принял их. И сейчас, когда официальный Баку пытается предложить другую платформу, это может быть истолковано нами, как его желание нейтрализовать уже согласованные принципы».
Я обычно воздерживаюсь от комментариев сентенций горе-политика хотя бы потому, что еще в августе 2018 года на заседании правительства он сразу же предупредил подчиненных: «Заранее извиняюсь, но я неадекватен, а потому буду орать на вас».
И он прав - истошные крики и внезапные истерические припадки, неадекватные и противоречивые заявления, бьющая через край эмоциональность - все это характерные черты, отличающие поведение премьер-министра Армении. Все мы были свидетелями угроз «поставить к стенке, закатать в асфальт и произвести хирургическое вмешательство», с которыми Никол открыто выступал в адрес своих политических оппонентов и которые стали его своеобразной «визитной карточкой». Неподобающие государственному деятелю жесты, не вполне нормальные заявления, которые часто приходится «подчищать» его окружению, в частности, пресс-службе (типа, он «не то имел в виду», «его слова вырваны из общего контекста», «он впал в крайнюю депрессию из-за безответственности оппозиции» и пр.), что зеркально отражается и на его методах управления страной. Он делает это так, как в свое время руководил газетой «Айкакан жаманак», то есть поменялся только масштаб деятельности, стиль же остался прежним.
Вообще-то это плюс, когда начальник знает про свои минусы, но неадекватность настолько универсальное негативное свойство, что им вряд ли можно оправдать такие последствия, как неисполнение прилюдно данных обещаний, неуважение к собственной подписи, финансирование незаконных вооруженных формирований на территории соседнего суверенного государства, постоянные военные провокации, регулярные кляузы в Париж и Нью-Йорк, не подкрепленные фактами и не имеющие отношения к международному праву, высосанные из пальца заявления «о назревающем геноциде и этнической чистке»...
Официальный Баку знает все нюансы такого поведения с планомерным разворотом в сторону коллективного Запада и просто внимательно следит за тем, чтобы назойливая иреванская муха не перелетала через неписаные правила (границы у нас условные, без демаркации и делимитации, принцип честного слова с той стороны не работает, из Иревана звучат слова привязанности ко всем частям света - от Тегерана до Парижа и Торонто, Нью-Дели и Могадишо, где ненависть ко всему тюркскому является составной частью местной культуры).
За примером далеко ходить не надо. Глава Европарламента Роберта Метсола на пресс-конференции, состоявшейся в рамках неформального саммита ЕС в Гранаде, выступила с анонсом, что в следующую среду Пашинян будет особым гостем в Страсбурге, где в центре континентальной говорильни выступит на пленарной сессии Европарламента.
К гадалке не ходи - ему предоставляют трибуну для того, чтобы он опять обильно поливал нашу страну грязью, громко причитал и хныкал про «геноцид карабахских армян», высказывая столь нелепые обвинения, которые любому человеку, имеющему представление о региональных реалиях, покажутся, мягко говоря, неадекватными. Любой бывалый политический официант даже может назвать счет, который премьер в своей речи может выставить любвеобильным европейским депутатам и даже ответный счет за предоставление иреванскому демагогу за час сомнительной славы.
А что вы хотите, если он до сих пор, спустя почти два года размолвки на фоне российско-украинской войны упоминает объективно «умершую» Минскую группу, надеясь непонятно на что. Войну его страна безнадежно проиграла, попав в откровенный нокаут в течение десяти раундов на дипломатическом ринге, включая сочинские, вашингтонские и брюссельские рандеву, плюс инициированные французами три обсуждения в Совбезе ООН, которые стали оглушительным провалом и для Иревана, и прежде всего для Парижа, где заступники «многострадальных голодных блокадников» покрыли себя позором. В боксе судьи давно бы засчитали техническое поражение, но в Нью-Йорке все стороны имеют право на вето, а потому обезображенное вконец чучело «грядущего геноцида» поднимают с ринга, стирают кровоподтеки и вновь подставляют под удары даже не официального Баку, а многочисленных сторонников торжества принципов международного права.
Армянский премьер, по-видимому, очень внимательно слушал последнее выступление Президента Ильхама Алиева во время приема участников 53-го заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Так вот глава государства, говоря о важности мирного договора, подчеркнул, что «мы готовы к обсуждению нормализации двусторонних отношений и к продолжению работы над мирным договором. В случае, если посредничество России армянской стороной будет отвергнуто, альтернативой могут являться прямые переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении. Остальные площадки будут нами анализироваться с учетом отношения гипотетических посредников к справедливости и международному праву».
Руководители Армении всегда славились пустозвонством, а Пашинян, даже зная, что его военные ресурсы напоминают жиденькое лоскутное одеяло из индийских гаубиц и иранских дронов, особенно после точечных аккуратных мер 20 сентября, все равно глупо рассчитывает наскрести по сусекам хоть чью-то «помощь».
В сегодняшних реалиях миру нужны надежные торговые партнеры, а не «чемодан без ручки», и все политические столицы, включая Брюссель, Москву, Вашингтон, Берлин, даже Париж с Тегераном, превосходно знают, кто есть кто в реестре взаимовыгодного сотрудничества. Да и сам Пашинян прекрасно осознает, что жалобы и провокации только продлевают изоляцию Армении, давно перешедшую в критическую стадию.
И если уж Москва слезам не верит, прочие, более прагматичные столицы, для которых никогда нет братьев и друзей, а есть исключительно национальные интересы, сидят у костра и ждут, когда можно будет позавтракать строптивым Иреваном, разделив его на несколько частей, чему армяне за тридцать лет «посредничества» не раз получали очевидные доказательства.
Фидан САЛМАНЛЫ