Только политика и ничего более

Политика
24 Ноябрь 2023
10:13
1362
Только политика и ничего более

Возрождение 907-й поправки - это демонстрация враждебности к Баку и проармянского курса США 

Жесткая позиция США в отношении Азербайджана, выраженная помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймсом О'Брайеном, заявившим, что США «приостановили военную и другую помощь Азербайджану, отменили визиты на высоком уровне и дали Баку понять, что нормализации двусторонних отношений не произойдет до тех пор, пока не будет достигнут прогресс в мирных переговорах с Арменией», вызвала справедливое недовольство официального Баку. 

Ситуация усугубилась тем, что Сенат проголосовал за возрождение действия пресловутой 907-й поправки к «Акту о поддержке свободы», предусматривающей запрет на оказание какой-либо помощи Азербайджану со стороны американских госструктур.  
Свое мнение по поводу жестких заявлений и действий правящей элиты США и относительно 907-й поправки в интервью газете «Бакинский рабочий» изложил один из ведущих российских политических аналитиков, генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко.
- Чем вызваны резкие заявления американских чиновников в адрес Азербайджана?  
- Все дело в том, что США никоим образом не устраивают самостоятельная внешняя политика Азербайджана, решения, которые принимает Баку, реализуя свои национальные интересы. В отсутствие реальных рычагов давления Вашингтон включает режим угроз и нагнетания ситуации. При этом совершенно ясно, что США лоббируют интересы Иревана и выступают категорически против любых форматов прагматичного партнерства Азербайджана и Ирана, включая и реализацию различного рода транспортных коридоров. Очевидно, что ужесточение позиции Вашингтона в отношении Баку является отражением процессов, о которых я сказал ранее.
- Есть мнение, что такие жесткие заявления и в целом недовольство Вашингтона политикой Баку вызваны противостоянием Запада и России и желанием американцев закрепиться на Южном Кавказе. А как вы считаете?
- Не думаю, что желание американцев закрепиться в регионе Южного Кавказа и Каспия связано с нынешним конфликтом Запада и России. Каспийский регион изначально рассматривался в США как один из важнейших регионов своего влияния.
Любое государство, обладающее политической, экономической и финансовой независимостью от глобальных центров силы, прежде всего западных, это всегда головная боль для Госдепа и Белого дома. Нельзя не заметить, что весь предшествующий период Азербайджан реализовывал многовекторную внешнюю политику и поддерживал на достаточно хорошем уровне отношения с теми же США. С восстановлением суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, американцы лишились рычага давления в виде карабахской проблемы. В связи с этим Вашингтон стал активно педалировать тему карабахских армян с целью оказания в перспективе политического, а возможно, и экономического давления на Баку. В этом плане независимый суверенный Азербайджан, реализующий политику отстаивания собственных национальных интересов, не рассматривается Вашингтоном в качестве приемлемого партнера. Соответственно, проект по прокладке нового транспортного коридора через Иран и курс Баку на прагматичное партнерство с Тегераном и другими странами региона - все это вызывает растущее раздражение у правящих элит США.
- Сенаторы своим решением уже реанимировали действие 907-й поправки к «Акту защиты свободы», которая запрещает оказывать помощь Азербайджану... 
- Сразу хочу сказать, 907-я поправка - это инструмент влияния армянского лобби в США на Баку. По существу, это чисто политическое решение. Азербайджан финансово самостоятелен, чтобы быть независимым от любых форматов американской военной помощи. Да и эта помощь играла абсолютно несущественную роль. Баку укреплял свои Вооруженные силы за счет собственных золотовалютных резервов - закупал на мировом рынке самое современное вооружение, что обеспечило ему Победу сначала во второй Карабахской войне, а потом и в ходе недавних локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе. То есть это все исключительно заслуга самого Азербайджана, в то время как американская помощь для Баку больше носила политический характер, чтобы преодолеть 907-ю поправку.
То, что американцы сейчас опять вытаскивают этот инструмент, это все равно как использовать пресловутую поправку Джексона-Веника, принятую еще против СССР, а ныне действующую против России. Хотя она по большому счету ни на что существенно не влияла, разве что, являлась демонстрацией враждебного курса. Азербайджан никак не зависит от американской военной помощи, для него эта мифическая помощь что есть, что ее нет - никакой разницы. Поэтому реанимирование  907-й поправки не что иное, как демонстрация враждебности по отношению к Баку и проармянский курс Вашингтона. 
- Насколько далеко США готовы продвинуться в своих угрозах в отношении Азербайджана?
- Баку проводит прагматичную, многовекторную политику, и соответственно жесткое отстаивание национальных интересов отнюдь не означает вхождение в острый политический клинч с Вашингтоном. Но в любом случае, когда осуществляются враждебные действия, то Азербайджан, как суверенная и уважающая себя страна, реагирует соответствующим образом. Ну что в итоге могут сделать американцы? Только усилить свою помощь Иревану, в том числе военную, а в перспективе, после того как Пашинян разорвет союзнические отношения с Москвой, разместить на территории Армении свои военные базы. Надо понимать, что Армения важна для США только в виде плацдарма для действий против Ирана. А во всем остальном она никому не нужна. Это периферийная, бедная, ни на что не влияющая страна. Но зато очень влиятельным в мире является армянское лобби. Оно и далее будет действовать во вред Азербайджану, пытаясь воткнуть нож в спину руками американских политиков. Но в практическом плане это ничего не даст. В Азербайджане и так имеется достаточно жесткое законодательство, которое четко регулирует различные некоммерческие организации. В конце концов Азербайджан - не Армения, где имеются сотни различных структур, финансируемых Западом и действующих во вред национальным интересам. В Азербайджане такое просто невозможно в силу, как я уже упомянул, законодательства. Во-вторых, в стране эффективно работает Служба государственной безопасности, не давая возможности для создания сети каких-то подпольных, не лояльных правительству организаций.       
Что еще могут американцы предпринять? Надавить на Евросоюз, чтобы он ввел экономические санкции против Азербайджана? Но для этого нет поводов, да и Европа на это скорее всего не пойдет в условиях, когда уже разорваны поставки энергоресурсов из России и она уповает на азербайджанский газ.
Поэтому думаю, что американцы будут усиливать антиазербайджанский трек путем укрепления Армении и принимать иные проармянские решения, которые будут бить по национальным интересам Азербайджана. Но иметь какой-то критический рычаг давления на Баку у США не получится. Ведь главное достоинство Азербайджана - это не только территориальный суверенитет, но и экономическая, финансовая стабильность. При этом Баку опирается на комплекс хорошо развитых отношений, как со странами Центральной Азии, так с Турцией и Россией. Соответственно, Азербайджан устойчив, раскачать ситуа­цию изнутри не получится, ввести какие-то удушающие экономические меры извне тоже. 
- Может ли так получиться, что в связи с антиазербайджанскими действиями США и ЕС Баку откажется не только от американской, но и от европейской переговорной площадки, оставив только российскую?
- Для Азербайджана главным является подписание мирного договора с Арменией, чтобы на международно-правовом уровне зафиксировать и с политической точки зрения сделать необратимыми произошедшие процессы. По мере изменения ситуации, конечно, Баку может вернуться к рассмотрению различных переговорных форматов. Сейчас же, учитывая явно недружественную позицию ЕС и США, а также стремление усилить позиции Пашиняна тем, что на армянской стороне за переговорным столом должен присутствовать как минимум Макрон, ясно, что такой формат неприемлем для Азербайджана. 
Что касается позиции стран Запада, то она будет модернизирована таким образом, чтобы усилить неконструктивные подходы Иревана к переговорному треку с Баку. Полагаю, что мы еще увидим деструктивную роль, которую играет и еще сыграет в будущем наблюдательная миссия ЕС.
Понятное дело, что подписание мирного договора означает необратимость всех тех процессов, что имели место ранее в политическом плане. В военном же аспекте все точки над i уже расставлены, Азербайджан решил все те задачи, что ставил перед собой на протяжении последних 30 лет. Теперь необходим политически обязывающий документ, чтобы лишить Армению возможности выдвигать в будущем какие-либо условия или претензии. И вот здесь, как мне кажется, Запад будет поддерживать неконструктивные подходы Иревана, который давно уже не самостоятелен в выборе тех или иных внешнеполитических решений, а зависим от западного мнения.

Экономика
Новости