Армения - бастион демократии?

Политика
23 Декабрь 2023
05:59
570
Армения - бастион демократии?

Международные наблюдатели не на шутку встревожены действиями официального Иревана

Журналист по образованию, Никол Пашинян борется со свободой мнений радикально, видя угрозу армянской государственности не в собственном двуличии, а в критике его действий со стороны. 

Накануне национальная комиссия телевидения и радио Армении приостановила на месяц лицензию на вещание радиостанции «Тоспа», которая транслирует передачи Sputnik Армения. Тамошний регулятор также оштрафовал ее примерно на $1,2 тыс. по курсу мировой резервной валюты. 
С первым случаем все понятно, так как любая передача «Пятница с Тиграном Кеосаяном» (уроженцем и жителем Москвы, мужем Маргариты Симонян и сыном Эдмонда Кеосаяна, режиссера советского многосерийного боевика про неуловимых мстителей) вполне ожидаемо проходит на чисто российском треке со слоганом «если не Кремль, Запад пустит армян по миру». 
Но во втором случае речь идет о критической позиции гражданина Армении, экс-депутата Армана Абовяна в авторской программе «Абовян Time». Так вот, комиссия нашла в ней утверждения, «распространяющие панику и основанные на непроверенных и недостоверных источниках». Хотя все обвинения оппозиционера стары как мир, да и сам Никол Воваевич, будучи корреспондентом, а затем и главным редактором, огульно обвинял экс-президента Сержа Саргсяна буквально в том же самом: «Власти документально обязались сдать не только Арцах, но и под видом анклавов стратегические территории Армении. Но что бы они ни подписывали (вспомним футбольную дипломатию 2009 года. - Ред.), в Конституции Армении прописано, что страна является гарантом безопасности Арцаха и что любые территориальные изменения Армении должны проходить через референдум». 

В унисон ему вторит также Арман Абовян, а еще Пашинян писал когда-то абстрактные статьи о коррупционных схемах Саргсяна, но Сержик его за «непроверенные и недостоверные источники» не наказывал, а если и посадил, то только за прилюдные обвинения по отношению к тогдашней власти в расстрелах мирных демонстрантов. 
Но мы помним и другие моменты, когда применялись более строгие меры обструкции против даже бывших союзников правящей партии. Так, парламентское большинство под руководством Пашиняна из фракции «Гражданский договор» проголосовало за лишение депутатского мандата и свободы по ходатайству генпрокурора лидера оппозиционной партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна только потому, что тот призвал премьера уйти из политики. Но ведь этими призывами сегодня исписаны все заборы в их столице - не ломать же жизнь ситуативным партнерам из-за этого, но нет - власть решила зачистить политическое поле от всех несогласных. 
И вообще, в последнее время девиз раннего «демократического» Никола Воваевича «Армения - бастион демократии», ставший площадным лозунгом правительства, находящегося у власти с мая 2018 года, в народе считается карикатурой. Да и международные наблюдатели давно и не на шутку встревожены действиями официального Иревана, все сильнее угрожающими свободе слова в стране. А за последние три года с небольшим, особенно после ожидаемого поражения Армении в Отечественной войне 2020 года и усиления маргинально реваншистского политического давления на правящую партию, эти действия интенсифицировались. Помнится, даже Конституционный суд поддержал принятый парламентом драконовский закон, существенно увеличивший наказание за оскорбления лиц в связи с их «общественной деятельностью», после чего судьи только и делают, что применяют максимальные штрафы за это нарушение - около $12,6 тыс., а это порядка 40 обычных месячных зарплат армянского журналиста. Практика показывает, что под каток судейских вердиктов в соседней стране попадают даже не наши коллеги, а обычные пользователи социальных сетей, которые оскорбляют премьер-министра («предателя и турка»). Обвинения в соответствии с этим законом хоть и не были пока предъявлены ни одному журналисту, но уже предъявлены «свободным блогерам», а потому местных и международных защитников свободы СМИ беспокоит его устрашающее воздействие, так как по команде сверху он может применен даже к конкурентам семейного бизнеса Пашинянов (например, редакции газеты «Айкакан жаманак», возглавляемой Анной Акопян). А то, что этот закон сдерживает и пугает плюрализм мнений и даже предпринимателей с отличным от властей мнением - неоспоримый факт. 
Но правительство глухо к подобным аргументам и, похоже, спешит вводить все новые ограничения. Так, с подачи одного из приближенных к Николу Пашишяну депутатов из упомянутой партии Артура Ованнисяна были приняты поправки в местный закон «О средствах массовой информации», которые практически запрещают использование неназванных источников. Эти поправки изменили действующий законодательный акт сразу в нескольких статьях, в том числе дополнительно обязывая СМИ предоставлять финансовые отчеты и раскрывать имена своих настоящих владельцев. Но самое большое внимание привлекла поправка, согласно которой СМИ будут нести ответственность за клевету в случае цитирования ими неназванных источников, утверждения которых будут в судебном порядке признаны клеветническими или оскорбительными. 
На первый взгляд, тотальный «зажим свободы слова» направлен прежде всего против распространенных анонимных телеграм-каналов, неимоверно расплодившихся в Армении, многие из которых специализируются на внутриполитических, военных и внешнеполитических новостях, обычно выражая протестные точки зрения. А потому число исков к недовольным «журналистам», на самом деле не являющимся таковыми, растет не по дням, а по часам, и судьи даже не интересуются количеством и качеством аудитории, а осуждают всех подряд. 
Сам Пашинян называет таких журналистов «убийцами», а медиапространство в Армении - «помойкой», хотя, повторюсь, является выходцем из этой профессиональной среды. Впрочем, такова национальная особенность - каждое из сменявших друг друга правительств соседней страны пыталось как-то бороться с негативным отражением своей деятельности в СМИ, теряя при этом связь с реальностью и считая любую критику предвзятой и проплаченной. 
Но есть небольшая разница между правлением Саргсяна, например, и Пашиняна: сотрудники администрации Сержика звонили в оппозиционные редакции, задабривали, затем угрожали журналистам, а нынешняя власть издает закон, после чего та же национальная комиссия телевидения и радио Армении принимает запретительные меры, в том числе выписывает штрафы, а затем запрещает деятельность СМИ - все честно, прозрачно и массово. Видите, насколько поднялся уровень демократии в соседней стране? 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости