«А» упало, «Б» пропало...

Политика
09 Январь 2024
06:06
668
«А» упало, «Б» пропало...

Как визит Боно в Иреван вдохновляет Армению 

Баку и Иреван чуть не убили интригу глобализации мирного договора, перейдя на двусторонний формат общения, если бы не визит в Иреван Луи Боно - старшего советника США по переговорам на Кавказе, до сих пор числящихся «сопредседателем Минской группы ОБСЕ». 

Накануне заокеанский дипломат побывал в Иреване, где, в частности, встретился с секретарем Совета безопасности соседней страны Арменом Григоряном. Опустив за скобки дежурные фразы типа - «вновь подтверждена приверженность армянской стороны установлению в регионе долгосрочного и всеобъемлющего мира», попытаемся выяснить, на кого рассчитана активность Вашингтона. 
Поистине историческими считаются полное возвращение Карабаха и Восточного Зангезура в состав Азербайджана по итогам точечной операции в рамках разоружения незаконных воинских формирований 19-20 сентября и последовавший за этим указ самопровозглашенного «руководства НКР» о ликвидации всех «ветвей власти» символа реваншизма. 
Казалось бы, все: с официальным Иреваном говорить больше не о чем, так как любая проблема по эту сторону шлагбаума на пограничном пункте «Лачин», включая Ханкенди, - внутреннее дело Азербайджана, восстановившего долгожданный суверенитет на всей территории. Это означает, что самое страшное и тяжелое в растянувшемся на десятилетия по вине постоянных членов Совбеза ООН межнациональном конфликте, унесшем не одну тысячу жизней, осталось позади. Хотя впереди непочатый край новой созидательной работы по возрождению испепеленной земли на площади, равной Ливану, точка невозврата в силовом противоборстве пройдена окончательно и бесповоротно, а 20 сентября 2023 года вполне достойно стать вдвойне красной датой календаря наряду с подписанием «Контракта века». 
На закате советской власти франко-российский проект сепаратистского образования на территории Азербайджана кому-то казался крепким орешком и выглядел неприступной цитаделью, но после того, как в Иреване к власти пришли «соросята», а Париж сделал окончательный выбор в пользу НАТО, объявив Москву чуть ли не точкой сборки мирового зла, задумка о «миацуме» рассыпалась в одночасье как карточный домик. Правда, целых три года правительство Пашиняна финансировало и всячески подпитывало в том числе вооружением и кадровым потенциалом сепаратистов в Ханкенди, но затем смекнуло, что примерно $420 млн в год на дороге не валяются (куда их перенаправят, другой риторический вопрос), после чего паразитирующему образованию наступил конец. Так что не раз и не два демонстративно отказывавшиеся от общения с Баку сепаратисты были вынуждены «наступить на горло собственной песне», окончательно сойдя с дистанции, хотя в не совсем далеком прошлом бывшие сопредседатели пытались слепить из них «равновеликую» сторону переговоров. 

Да и после Отечественной войны дипломаты США, Франции и России вплоть до цивилизационного разлома в Украине пытались хоть как-то, с привязкой «статуса национальных меньшинств», уговорить официальный Баку на фактическое признание условий бывшей НКАО. Но после того, как до них окончательно дошло, что в Азербайджане единой семьей с автохтонным населением проживают несколько этнических общин (талыши, лезгины, курды, русские), чья численность превышает совокупную численность армянского населения, Вашингтон, Москва и Брюссель начали наперебой нахваливать возможности собственных площадок для замирения. 
Мы даже со счета сбились, сколько поездок было совершено главами государств и МИД наших двух стран, в том числе в Мюнхен, Сочи, Прагу, Арлингтон, даже в молдавской деревне Бальбоака было рандеву. А в итоге местом, где суждено было начать договариваться о полной реинтеграции Карабахского экономического района в состав Азербайджана, кто бы мог подумать, оказался Евлах, а основным посредником был назначен депутат Милли Меджлиса Рамин Мамедов, ставший ответственным лицом за контакты с армянскими жителями. И это вполне логично, потому что все вопросы, которые касаются внутреннего политического и социально-экономического устройства, должны решаться на азербайджанской территории. 
Правда, сепаратисты проигнорировали призывы официального Баку: точечной операции по разоружению, продлившейся менее суток, непосредственно предшествовали два инцидента, произошедшие за несколько часов до этого, - утром 19 сентября, когда на противотанковых минах, заложенных группой террористов, подорвались два автомобиля, в результате чего погибли 7 представителей МВД АР и два мирных жителя. К этому нужно добавить, что за три года по истечении Отечественной войны количество незаконных армянских фортификационных сооружений в Карабахе увеличилось почти вдвое, при этом жертвами минного террора за последние три года стали более 300 граждан нашей страны. 
Иными словами, если люди умные решают задачи, сопряженные с продвижением национальных интересов, за столом переговоров для людей глупых уготованы трибуны и окопы несбыточного реваншизма. Но и это не все - они всерьез рассчитывают на заступников, хотя, если честно, объявление Иреваном своими «главными партнерами» США, ЕС и Ирана, уверенность в том, что защиту Армении «от агрессии Азербайджана» обеспечит Вашингтон, можно объяснить либо маразмом, либо невосполнимой политической безграмотностью. Однако оба варианта более чем устраивают Запад, энергично взявшийся за усиление дискредитации «авторитарного» (читай: независимого) Баку и дестабилизацию Южного Кавказа через соседнюю страну. 
В этой связи вспомним совместные сентябрьские армяно-американские учения, поездку супруги премьера Анны Акопян в Киев и высадку в Иреване «важной» группы поддержки в лице сенатора Гэри Питерса, заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Юри Ким и главы Агентства по международному развитию Саманты Пауэр, которая и передала Пашиняну письмо от президента Байдена. 
Все упомянутые события пришлись на одну декаду, что должно было означать уровень озабоченности заокеанской державы «сложившейся в Нагорном Карабахе тяжелой гуманитарной ситуацией и необходимость доставки гуманитарной помощи». Для дипломатов из Кирибати и Вануату это просто золотые изречения для энциклопедии, для ушей Пашиняна - не иначе, как проявление союзнической поддержки, особенно про «углубление армянской демократии», которой, заметим, нет и в помине (нельзя же брать за образец ненависть всех местных политических лагерей друг к другу и социальный разлад). 
Но все это лишь слова. Возможно, благодаря напористости штатных проармянских сенаторов типа Боба Менендеса американцы зашлют в соседнюю страну сотню-другую миллионов условных единиц резервной валюты, но насколько эта «поддержка» изменит сложившуюся в регионе диспозицию? Это уравнение когда-то с несколькими неизвестными решено благодаря политической воле Президента Ильхама Алиева и героизму Национальной армии, где в сухом остатке - перспективы осторожного, а затем и нарастающего регионального сотрудничества. А обещания по ту сторону Атлантики - словно шум прибоя в ракушке, привезенной туристами с далекого морского побережья. 
 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости