Почем референдум для народа?

Политика
07 Март 2024
08:25
580
Почем референдум для народа?

Ссылка на общество важна Иревану для разворота на Запад 

Информационные вбрасывания активизировала в последнее время теща спикера армянского парламента Алена Симоняна, владелица газеты «Грапарак» Армине Оганян в надежде усилить семейный подряд в обозримой перспективе. 

Хотя эксперты относят это издание к категории «желтой прессы», наличие у этой дамы столь информированного зятя придает «Грапарак» статус обладателя эдакого эксклюзивного инсайдера. 
Так вот, газета на полном серьезе утверждает, что премьер-министр Армении Никол Пашинян во время тайной встречи призвал членов своей партии «Гражданский договор» готовиться к изменению внешнеполитического курса страны, так как «коллективный Запад в качестве оплаты за предстоящий статус кандидата в члены Евросоюза потребовал окончательно дистанцироваться от России, способствуя ее удалению из региона Южного Кавказа». Причем заявку на членство официальный Иреван якобы подаст не позднее нынешней осени. И премьер при этом якобы дал понять членам команды, что у Иревана «нет другого выбора, кроме как выполнить требования новых союзников, потому что Россия повернулась к нам спиной». 

Впрочем, ссылка на последний ложный постулат постоянно присутствует в лексиконе дорвавшихся до власти «соросят», эксплуатирующих на внешнеполитических площадках образ «злого Кремля» и наивно думающих, что на раз-два можно уйти с южного фланга ОДКБ, оголив его, а заодно соскочить от выполнения обязательств по многосторонним долгосрочным экономическим договорам. Единственно, что внушает доверие во всей этой информационной канители, - чтобы заручиться широкой электоральной поддержкой, Пашинян сначала вынужден будет подтвердить легитимность намерений, то есть провести конституционный референдум, в ходе которого гражданам Армении предложат поддержать новую версию внешнеполитического курса. 
И вот тут уместен анекдот про тигра в зоопарке: посетитель интересуется у смотрителя, съест ли зверь 5 кг мяса, и, услышав утвердительный ответ, спрашивает, а сможет ли тигр съесть 15 кг, на что смотритель говорит: «Съесть - то он съест, но кто ему столько даст». Впрочем, это удел всех живых существ, смотрящих на мир из чужой клетки, так как их желания никогда не совпадают с возможностями. 
Начнем с того, что сроки и условия референдума надо сначала 
объявить устами Центральной избирательной комиссии, а это уже временной зазор, полный всевозможных рисков, - в этом промежутке могут откуда ни возьмись появиться неизвестные «вежливые человечки» во время митингов «политической» оппозиции, поднаторевшей на государственных переворотах. Мы же помним расстрел армянского парламента 27 октября 1999 года, когда были убиты премьер-министр, спикер и еще шестеро членов правительства и депутатов, плюс семеро раненых и более 40 заложников, рисковавших жизнями. Помним и проклинаемый до сих пор армянским народом день, когда к власти непосредственно в результате этой акции пришел Роберт Кочарян, первый правитель из карабахского тандема. 
Но допустим, что «неубиваемого» Никола Воваевича миновала чаша расстрела или иного вида физического устранения, и он провел референдум, а ведь для этого нужно, чтобы за новую редакцию Конституции проголосовала как минимум четверть всех избирателей. Таким образом, нужна очень высокая явка, которая в условиях ежемесячно снижающейся популярности правительства только навредит премьер-министру и его команде, которая вообще потеряет шансы не только остаться на политическом поле, но и просто выжить при ненависти к ним дашнаков и прочих реваншистов. 
Как передает «Грапарак», депутат Гурген Арсенян доложил собравшимся еще об одном институциональном риске, выступив с длинной речью о высокой зависимости армянской экономики от России, и это не только контрольный пакет акций в руках того же «Газпрома». По его словам, закрытие одного только перехода в Ларсе способно парализовать республику, однако, несмотря на это, Пашинян якобы продолжил настаивать, что вопрос нужно решить до осени, при этом неоднократно повторяя, что именно «коллективный Запад в отличие от России готов дать Армении гарантии безопасности». 
Понятно почему Никол Воваевич подобно антигерою из классического мультика словно мантру повторяет - «а мы пойдем на Запад», с какой целью фактически заморозил членство в ОДКБ и решил ратифицировать Римский статут, по какой причине разрешил провести пусть и символические, тем не менее совместные с американцами военные учения, отправил тогда же супругу в Киев, на днях анонсировав слухи о визите в Армению президента Украины Владимира Зеленского, а теперь посредством тещи Алена Симоняна муссирует тему референдума. Ведь не зря же власть предложила согражданам подумать над тем, как оформить счастье, которое вот оно, а для этого потребуется «всего лишь» вступить в Евросоюз, да пусть даже в его предбанник. Зато и в военно-политическом, и в экономическом плане республика не будет нисколько зависеть от «ненавистной России» (которая, кстати, и породила армянскую государственность), будет укреплена национальная безопасность, пышным цветом расцветут пусть и зачахшие, зато «древние» ростки демократии. 
О примеси популизма в политике Пашиняна давно уже никто не говорит, скорее наоборот - подсчитывают небольшой процент политики в его склонной к театральности натуре. А потому давайте обратимся к цифрам. Так, «проевропейски» настроенная соседняя республика по итогам прошлого года основную часть своей продукции экспортировала в Россию (40,6% поставок), в ОАЭ и Китай (совокупно 34,4%). То есть три четверти внешнеторгового оборота пришлись всего на три страны, расположенные явно не на Западе, причем рост на данном направлении связан с реэкспортом российских драгоценных камней и металлов. 
Есть еще один момент. Если армяне северным партнерам по ЕАЭС до войны в Украине в основном продавали коньяк и фрукты, то теперь лидирующие позиции заняли такие товары, как телефоны, автомобили, медицинские приборы и радиоаппаратура, а если исключить Москву из общей статистики, то получится, что в минувшем году армянский экспорт не вырос втрое, а сократился на 12,2%. 
Что касается Евросоюза, то по итогам прошлого финансового цикла он оказался только на четвертом месте - туда армяне экспортировали всего 8,4% своих товаров. Так что с наскока одолеть статус «любимого кандидата» не получится, тем более, чтобы присоединиться к ЕС, Иревану придется сначала формально выйти из экономического союза, в котором он состоит в рамках ЕАЭС, причем сделать это, скорее всего, придется перед подписанием ассоциации с Евросоюзом, то есть задолго до реальной интеграции. Вот вам и статистика, которая, как говорят умные люди, «знает все». 
А если серьезно насчет желания европейской интеграции армян - это типичная зависть соседей к Молдове, Грузии и Украине, ставшими кандидатами на членство в Евросоюзе. Но им надо бы еще узнать, какой ценой Кишинев, Тбилиси и тем более Киев получили «вожделенный приз», который на поверку может оказаться вовсе не сладким пряником. Более того, есть последние итоги социальных опросов, из которых видно, что армянское общество устало от шараханья властей в разные стороны (преобладающая часть опрошенных в 45,4% полагает, что стране следует поддерживать равнозначные отношения со всеми центрами влияния), тогда как примерно поровну (по 14%) разделились симпатии тех, кто считает, что наиболее верным будет европейский, российский или американский курс. 
Есть еще один смешной момент - в «христианской» стране есть даже около 5% тех, кто считает, что самое счастливое будущее - под лучами влияния Тегерана. Так что армянскому обществу вначале надо четко определиться с приоритетами, а потом уже выслушивать бахвальство Никола Воваевича и его команды по поводу вектора развития.

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости