Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Очень многое будет зависеть от политической мудрости Баку
Углубление глобального геополитического противостояния дает о себе знать в самых разных регионах мира. Не стал исключением и Южный Кавказ. Встреча главы Армении с лидерами ЕС и США - лучшее тому подтверждение.
Осенью 2023 года здесь окончательно сформировался статус-кво, в котором все три региональные державы (Иран, Россия и Турция) и главная страна Южного Кавказа (Азербайджан) видели вариант стабильного развития региона в рамках границ бывших советских республик (кроме Грузии, о которой скажем ниже). Однако в последнее время наблюдается серьезный крен одной из стран региона в сторону внерегиональных сил. Речь, естественно, об Армении.
Опустим здесь происхождение нынешнего политического истеблишмента Армении с его глубокими западными корнями. Сама линия официального Еревана (Иревана. - здесь и далее правка наша «БР») здесь мало интересна, поскольку она вторична и не суверенна. Более интересно рассмотреть сам план Запада в регионе и варианты развития событий.
В ноябре 2020 года глобальным игрокам стало понятно, что в одном из ключевых регионов Евразии устанавливается статус-кво, в котором реализуются интересы Турции, России и Китая. В таком положении была большая надежда на Иран, который мог выступить дестабилизирующей силой в регионе. Однако предложенная Баку и Анкарой платформа «3+3» смогла нивелировать эту угрозу.
Более того, желание коллективного Запада по выдворению России из региона было частично реализовано правительством Пашиняна, который не допустил размещения российских погранвойск на армяно-иранской границе. Фактически потенциальный контроль России за Зангезурским коридором был торпедирован. В итоге это нарушение «дорожной карты» привело к тому, что Иран получил шанс на свой куш в новом порядке в регионе в виде прокладки альтернативной Зангезурскому коридору дороги из основной части Азербайджана в Нахчыванскую автономию. Консенсус региональных сил был достигнут, несмотря на то что Анкара в данном случае пошла на серьезный компромисс - прямой Зангезурский коридор давал Турции все шансы на более активное развитие прямых коммуникаций внутри стран тюркского мира.
И тут в игру вступили силы Запада. Проводником их интересов стала Франция, имеющая серьезные противоречия с Турцией, с одной стороны, и желание отомстить России за провал французской политики в Западной и Экваториальной Африке. Однако стратегический интерес в рассматриваемой ситуации имеют прежде всего ЕС и США. Цель - распространить на Южный Кавказ сферу своего влияния. У ЕС здесь задача оформить по Среднему коридору проход к природным богатствам Каспия и Центральной Азии, у США - установить контроль над как можно большей частью этого коридора, чтобы торпедировать возможности Китая выстроить стратегическую сухопутную логистику в ту же Европу и Африку.
Реализуя этот интерес, Запад активировал армянскую карту. Официальный Иреван сумел переложить вину за поражение в 2020 и 2023 годах на Россию и предложить вариант «спасения Армении» в союзе с Западом, который тут же раскрыл свои объятия для Пашиняна. Более того, в начале года ЕС объявил о готовности инвестировать в Средний коридор сотни миллиардов евро, намекая политическим элитам Южного Кавказа и Центральной Азии на возможность взаимовыгодных отношений. В этом ключе попытки Запада выступить посредником в переговорах между Баку и Иреваном смотрелись вполне органично, по крайней мере до тех пор, пока тот же Париж не занял открытую проармянскую позицию в этих переговорах. Также давайте не забывать о недавних соглашениях о стратегическом сотрудничестве между Иреваном и Тбилиси, который в будущем может стать прологом для логистического соединения Армении со странами ЕС на Черном море.
Какова же будет дальнейшая линия Запада? В первую очередь серьезнейшее давление будет оказываться на Грузию, где осенью пройдут парламентские выборы. Задача Запада смести действующее правительство и привести к власти прозападную оппозицию. Такая смена позволит не только активизировать канал Констанца-Поти-Иреван, но и начать полномасштабное давление на Азербайджан, экспортные потоки которого завязаны на грузинский транзит. И в Брюсселе, и в Вашингтоне отчетливо понимают, что главный приз в регионе - включение Баку в этот проект. Поэтому наряду с давлением на власти Азербайджана будет предлагаться и альтернатива - заключение мирного договора при западном посредничестве на вполне понятных и прозрачных условиях (делимитация, возврат анклавов). Но что Запад потребует от Азербайджана за это?
Для оформления сферы влияния Запада над регионом потребуется принятие стран Южного Кавказа в НАТО и ЕС. Если с последним особых проблем не будет, то вот с приходом НАТО в регион возникнут серьезные проблемы: Грузия вступить в Альянс не может, поскольку имеет два неурегулированных конфликта, а Армению принять в НАТО явно откажется Турция. Для решения вопроса включения Армении в НАТО потребуется пакетный вариант: одновременное включение Армении и Азербайджана после подписания мирного договора. Тогда турецкое вето может быть снято. С Грузией ситуация много сложнее, поэтому если к власти осенью придет оппозиция, она, скорее всего, обрастет рядом соглашений с НАТО.
В чем же здесь проблема для Азербайджана? Имея сегодня нейтральный статус, серьезные и весомые позиции в Движении неприсоединения, а также два важнейших договора с Турцией (Шушинская декларация) и с Россией (Соглашение о союзническом взаимодействии), Баку в состоянии реализовывать собственные многовекторные интересы. Например, одновременно продвигать концепцию Среднего коридора и коридора Север-Юг. Это формирует устойчивое положение Азербайджана, который сможет стать торговым хабом, одним из главных стратегических перекрестков Евразии и мира. Вхождение в Западный блок вызовет торпедирование этой независимости, ликвидацию реализации коридора Север-Юг через Азербайджан и в перспективе может даже привести к серьезным военным последствиям в случае прямых конфликтов НАТО в целом или отдельных стран Альянса с Ираном или Россией. Нужно ли Азербайджану терять свой суверенитет?
Если ответ Баку на предыдущий вопрос будет отрицательным, то Запад начнет неминуемо реализовывать военный сценарий в регионе. Как, скорее всего, будет выглядеть последний масштабный военно-политический маневр Пашиняна? Провокация на армяно-азербайджанской границе, отступление армянской армии и призыв официального Иревана к Тегерану и Москве о помощи. К России Армения будет обращаться по линии ОДКБ, к Ирану - в свете его официальных заявлений о гарантиях границам Армении. Задача Запада, которая будет реализовываться руками руководства Армении, заключается в том, чтобы добиться конфликта России или Ирана с Азербайджаном, что в свою очередь запустит механизмы Шушинской декларации. А дальше - либо русско-турецкая, либо ирано-турецкая война, которая позволит создать для Москвы или Тегерана серьезнейшие военные проблемы руками Турции. Той Турции Эрдогана, которая в последнее десятилетие добилась серьезнейших успехов на международной арене и требует от Запада равноправных взаимоотношений.
Учитывая, что такой сценарий явно просчитан и в Москве, и Тегеране, то, скорее всего, Россия не станет вмешиваться в конфликт открыто, пока Азербайджанская армия не пересечет некоторых красных линий (например, соединение с Нахчываном, угроза для крупнейших городов Армении). Политика Москвы будет направлена на максимально быстрое замирение сторон - России не нужны проблемы на южном фасе.
Линия Тегерана представляется более жесткой. С высокой вероятностью иранская армия войдет на территорию Армении и возьмет под контроль Зангезур (например, до Арпачая). Надо понимать, что данное действие будет предпринято не против Азербайджана, а для баланса интересов в регионе с Турцией (Иран строит свою «шиитскую дугу» на Ближнем Востоке, но опасается построения «тюркской дуги» на Кавказе и в Центральной Азии).
Непросто в одной небольшой статье отразить всю сложность сложившейся на Южном Кавказе ситуации. Отмечу лишь, что сейчас очень многое будет зависеть от политической мудрости руководства Азербайджана, его умения просчитывать риски и возможности на стратегическую перспективу. Все это, а также умение чувствовать ход истории и отстаивать национальные интересы Азербайджанского государства имеются у Президента Ильхама Алиева, что он неоднократно доказывал и своему народу, и мировым лидерам.
Выбор есть всегда: если Азербайджан будет выдерживать линию на стратегическое партнерство с региональными силами, выстраивать важнейший перекресток Евразии на весь XXI век, то все происки Пашиняна и его заказчиков будут абсолютно устранимы.
Руслан САФАРОВ,
политолог, эксперт
Финансового университета
при Правительстве РФ
Специально для БР