Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Остался «журналистом»

Политика
28 Май 2024
14:14
1062
Остался «журналистом»

Пашинян так и не приобрел политический опыт за годы премьерства

Ситуация в соседних с нами странах, особенно в Армении, становится все интереснее. Как сообщают армянские СМИ, оппозиционное движение «Тавуш во имя родины» выдвинуло архиепископа Баграта Галстаняна на должность премьер-министра Армении. 

Получив поддержку толпы, Галстанян обратился с просьбой к католикосу всех армян Гарегину II отстранить его от служения ввиду намерения баллотироваться на пост премьер-министра Армении. 
Активное участие армянской церкви в политической борьбе против действующей власти привело к ответной жесткой критике со стороны премьер-министра Никола Пашиняна и его окружения. В частности, он назвал церковь «агентом влияния» и пригрозил решить этот вопрос. А спикер парламента Ален Симонян поднял вопрос о том, на каком основании церковные служители не платят налогов. А буквально накануне депутат парламента от правящей партии «Гражданский договор» Гагик Мелконян, призвал не сравнивать антиправительственные протесты в Армении в 2018 году с нынешним или другими движениями. «В то время народ вел «освободительную борьбу», стремясь освободиться от власти. Тогда никто не думал, что сменится власть... В 2018 году было всенародное движение, а это означает участие не менее 200 тыс. человек», - заверил он.
Свою оценку происходящему в Армении и в дружественной нам Грузии в интервью корреспонденту газеты «Бакинский рабочий» дал российский политолог, руководитель Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов.

- Как известно, в Иреване после некоторого перерыва возобновились акции протеста. Сможет ли Пашинян в этих условиях удержать власть в своих руках?
- Пока Пашинян остается премьер-министром, он имеет все шансы удержать власть в своих руках еще на какое-то время. В частности, он может использовать административный ресурс и подавить силой все выступления. Но если он не станет гибким, то в итоге потеряет власть. Происходящее в настоящее время в Иреване является бунтом определенных сил, недовольных итогами второй Карабахской войны, когда Армения потерпела поражение. При этом эти силы не в состоянии кардинально изменить ситуацию, но все же пытаются изнутри расшатать страну, надеясь на приход кого-то нового, кто сможет все решить. Однако даже если придут к власти новая сила и новые люди, они не смогут повернуть время вспять и пересмотреть итоги второй Карабахской войны, так как любая подобная попытка чревата для Армении катастрофой. 
- Впервые антиправительственные митинги возглавил представитель армянской церкви - архиепископ. Означает ли это, что церковь присоединилась к политической оппозиции в борьбе с режимом Пашиняна?
- Ну раз архиепископ присоединился к акциям протеста против Пашиняна, это действительно означает то, что армянская церковь действует вместе с политической оппозицией ради достижения общей цели - свержения ныне правящего в стране режима. Ответная жесткая критика в адрес церкви со стороны официального Иревана ошибочна. Им надо было бы вспомнить судьбу Саакашвили, который проиграл борьбу за власть именно тогда, когда решил пойти против церкви. То есть тут Пашиняну следовало бы быть аккуратнее, но он, как обычно, рубит с плеча. Ведь нынешний армянский премьер - это в первую очередь журналист, не обладавший никаким политическим опытом до своего прихода во власть, но как показывает действительность, за годы своего премьерства он так и не набрался нужного опыта, оставаясь все тем же «журналистом». Ведь все годы его правления - это прямая дорога к поражению страны и катастрофе. Он мог договориться с Азербайджаном и не довести дело до войны, но он этого не сделал и только после поражения начал реальные переговоры. Этой его ошибкой сейчас пользуются оппозиционные силы.    
- Смогут ли нынешние власти Армении ограничить влияние церкви в стране?
- Вряд ли это у них получится. Церковь - очень влиятельный институт в Армении, а ее глава - католикос Гарегин II - духовный лидер страны. В Армении еще не успели полностью переформатироваться под западные стандарты, и люди все еще более или менее активно посещают церковь, верят и помнят, что церковь является символом борьбы за некие идеалы. 
Таким образом, как-то ограничить влияние церкви официальный Иреван может, только используя силовые методы. Это получилось в Украине, но провалилось в Грузии. Так что попытка осуществить такое в Армении приведет к настоящему бунту и жесткому противостоянию народа с властью уже с применением оружия.   
- Россия постепенно выводит своих пограничников с части территории Армении. Означает ли это, что Москва вынуждена идти на уступки Иревану и тем самым постепенно реализуются планы Запада по вытеснению России из Армении?
- В этом вопросе у Москвы просто нет другого выхода, так как ранее были достигнуты определенные договоренности, когда Иреван, будучи не в состоянии самостоятельно справиться с охраной границ и находясь в сильной зависимости от российской стороны, пригласил российских пограничников для несения службы. Но с тех пор, как Армения стала ориентироваться на Запад, ее власти стали предпринимать усилия, направленные на ограничение российского влияния в стране. Тем не менее, на мой взгляд, эти меры Иревана носят временный характер и рано или поздно Москва найдет способы решения так называемой армянской проблемы. Не хотелось бы наблюдать картину, когда Армения ввергнется в хаос, а потом приползет на коленях к России, чтобы опять спасали их. Лично мне, хорошо помнящему историю, то, как мы защищали армян, очень обидно видеть то, как нас предают, а потом сдают назад. И хотя пока еще шага назад не было, но я уверен, что когда Запад наиграется с Арменией и доведет ситуацию в ней до катастрофы, то эта маленькая, но «древняя» страна с «гордым» народцем опять прибежит за помощью к Москве.         
- А что происходит в Грузии? Почему Запад так негативно воспринял шаги грузинских властей по принятию закона об иноагентах, обвиняя Тбилиси в прокремлевской политике?
- Грузия была первой страной на постсоветском пространстве, где произошла «цветная» революция. После революции Запад был уверен, что страна останется в его зоне влияния. Но, видимо, не доглядели. После того как грузинский политический истеблишмент разобрался с Саакашвили, совершившим множество ошибок за время управления страной, к власти в Грузии пришли прагматики, осознавшие, что с Западом каши не сваришь. Они поняли, что надо в определенной степени не только дружить с Западом, но и с Россией нельзя окончательно рвать все связи. Но при этом, с целью соблюдения национальных интересов, необходимо контролировать все те некоммерческие организации, созданные в Грузии в большом количестве за последние 20 лет, накачиваемые финансами со стороны Запада и способные оказывать влияние на грузинскую политику. Таким образом, принимая этот закон, Тбилиси защищает именно грузинские национальные интересы, а не российские или коллективного Запада. К примеру, в Азербайджане также позакрывали немало различных НПО, финансируемых из-за рубежа и пытавшихся раскачивать внутриполитическую обстановку. Грузия пошла тем же путем и это, конечно же, не нравится США и ЕС, привыкшим считать ее своим задним двором и совершенно не учитывающим грузинские национальные интересы.      
- Чем закончатся митинги протеста в Грузии: правительство «Грузинской мечты» уйдет в отставку или они все же смогут сохранить власть в своих руках до парламентских выборов, назначенных на осень?
- Уверен, что действующее правительство «Грузинской мечты» не уйдет в отставку и сохранит власть в своих руках. Более того, я уверен, что на парламентских выборах в октябре текущего года «Грузинская мечта» снова победит и еще более укрепит свои позиции во власти. Разумеется, Запад будет этому мешать, будут предприниматься максимум усилий, чтобы отправить нынешнее правительство в отставку. Однако Грузия в своей борьбе за отстаивание национальных интересов не одинока. Ее поддержат соседи: Азербайджан, Турция и Россия, кстати, где проживает огромная грузинская диаспора. Я считаю, что будущее Грузии с соседями, а не с Западом. 
В целом же я уверен, что грузинское правительство устоит под натиском Запада, а правящее большинство в парламенте преодолеет вето президента Саломе Зурабишвили. Ее же дальнейшая судьба не завидна: Зурабишвили, как истинный агент влияния Запада, в итоге либо сама уйдет с занимаемого поста, либо ее уйдут.

 

Экономика
Новости