Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Норвегия не знает, откуда дует ветер конъюнктуры
Отказ официального Осло участвовать в ноябрьской климатической конференции COP29 в Баку непонятен даже правительству этой страны, заработавшему в прошлом году на экспорте нефти и газа рекордные $140 млрд.
Чтобы было понятнее, озвучим совокупный объем традиционной добычи углеводородов.
Согласно годовому обзору статистики королевства, по итогам отчетного цикла он составил около 234,3 млн кубометров, или примерно 4 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. В переводе на язык обывателей это значит, что по выбросам в атмосферу углекислого газа Норвегия идет на восьмом месте в мире, на порядок опережая некоторые страны Персидского залива и даже Иран. Потому никак не укладывается в голове реальная суть отказа правительства этой страны от участия в СОР29 - разве что нежелание разделить бремя финансовой ответственности.
Никто не спорит, пару миллиардов евро в год королевство тратит на… великолепное умение красиво говорить об экологической и климатической ответственности, однако реальная политика Осло в этой сфере крайне далека от декларируемой. Начиная с 1990 года общие выбросы (пластик, отходы горнорудной промышленности, электроники и пр.) этой страны выросли почти на четверть, в то время как другие государства Северной Европы стараются их сокращать.
Каждый, наверное, видел рекламу в столичном метрополитене, призывающую к отказу от пластика во имя жизни морских млекопитающих, - это как раз не про Азербайджан, а про Норвегию. Все мы знаем, что арктическая страна пока богата рыбой, а следовательно, экологов волнует стремительное увеличение количества упаковочного материала в местных морях.
Иными словами, если темпы загрязнения пластиком не сократятся и останутся на сегодняшнем уровне, то к 2050 году его в море будет в разы больше, чем рыбы. Зато королевское правительство, в отличие от правозащитников и экологов, ни словом не обмолвилось на данную тему, считая ее ничтожной.
Другая болевая точка для экологов этого северного государства - деятельность нефтегазовой отрасли и ее стремление к поиску новых месторождений все дальше и дальше в сторону вод Арктики, за которую развернулась нешуточная битва титанов. Судя по вышеприведенным показателям, там и без новых участков разведки добывается слишком много газа и нефти, а потому не совсем понятно, как можно увязывать желание развивать «зеленую» энергетику при наращивании добычи углеводородов? Впрочем, ежегодно местная коалиция из нескольких экологических организаций и активистов пытается громко заявить о себе и о проблемах, подавая в суд против собственного правительства, обвиняя его в том, что оно, продолжая бурение на глубоководном шельфе Арктики, нарушает конституционное право населения на здоровую окружающую среду. И хотя основной закон гуманен, и его текст напрямую обязывает правительство «ответственно подходить к разработке природных ресурсов, с тем чтобы будущие поколения не столкнулись с сокращением биологического разнообразия и продуктивности экосистем», тем не менее, экологи всякий раз готовятся к апелляции, однако неизменно проигрывают повторные иски, что немудрено на фоне баснословной прибыли нефтегазовых корпораций. Кстати, производство нефти по итогам прошлого года выросло на 6,4%, примерно на столько же сократилась добыча природного газа (сказались внеплановые остановки для технического обслуживания на нескольких береговых объектах и месторождениях). И если на конец 2022 года на тамошнем морском шельфе было 92 месторождения, в минувшем году нефтегазовые компании пробурили еще 34 скважины, а на этот год намечено завершение бурения еще 50 разведочных скважин. А это значит, что, несмотря на красивые слова о переходе на ветряную энергетику, в ближайшие годы объемы добычи нефти и газа в Норвегии останутся стабильными в результате активных операций на шельфе… при невысоких экологических стандартах.
Проблема возникла отнюдь не сегодня - еще лет 10 назад глава местного отделения природоохранной организации «Друзья Земли» Ларс Хальтбреккен привлек внимание к методу перевалки нефти с борта на борт в покрытых льдом водах в районе Киркенеса: «Это отличный пример того, как Норвегия создает угрозу для природы, снижая стандарты безопасности в гонке за индустриализацией Севера».
Серьезной проблемой являются и отходы горнорудной промышленности - по местному экологическому законодательству, их можно хранить на суше или в акватории, а потому норвежские компании предпочитают сваливать отходы в прекрасные фьорды (извилистые узкие и глубоко врезающиеся в сушу морские заливы со скалистыми берегами).
Взять, например, добычу оксида титана в поселке Вевринг - утверждения оператора проекта о том, что при сбросе отходов на морскую глубину в более чем в 300 метров ущерб для экосистемы моря будет минимальным, не убедили местных экологов, так как сброс отходов в море угрожает нетронутой природе, туризму и разведению рыбы.
От добычи полезных ископаемых пострадал и фьорд Реппар с крупными залежами меди - более того, сброс отходов от добычи в воду чреват большим ущербом рыбным запасам, редеющим стадам северных оленей и близлежащим рекам.
Помимо негативных последствий для акватории, рыболовства, местного населения и туризма возникает еще один аспект. С затопленными отходами уже ничего нельзя будет сделать, когда появятся технологии более глубокой переработки породы. Экологи не призывают к накапливанию их на суше, требуя от индустрии поиска и использования альтернативных путей, которые приведут к сокращению объемов образования отходов. Среди других проектов, вызывавших протесты экоактивистов, назывались налоговые льготы для нефтяных компаний на геологоразведку и возможное разрешение на нефтеразведку на архипелаге Вестеролен и Лофотенских островах, где находятся самые северные в мире коралловые рифы.
Все перечисленное - лишь малая часть в огромном потоке информации, свидетельствующем, что северное королевство не всегда последовательно в соблюдении экологических стандартов. Никто не спорит, каждая страна в той или иной мере сталкивается с проблемами ухудшения окружающей среды. Есть они и у нефтегазодобывающего Азербайджана, однако официальный Баку никогда не уклоняется от ответственности и делает все, чтобы минимизировать отрицательное воздействие промышленной деятельности на природу и ее охрану, а также помочь как можно большему числу государств, в том числе, Океании, справиться с последствиями глобального потепления и в целом негативным влиянием изменения климата.
Норвежцам на заметку: проведение в Баку климатического саммита - еще один весомый вклад молодой Страны огней в решение самой острой глобальной проблемы. Азербайджан образцово справится и с этим экзаменом, чему живыми свидетелями будут сотни тысяч туристов из многих государств, включая правительственные делегации, десятки глав государств и правительств. И праздник жизни состоится невзирая ни на что - отказ же официального Осло в очередной раз продемонстрирует желание ряда столиц коллективного Запада, что называется, «въехать в рай на чужом горбу». Вспомним, как говорится в классическом фильме - за чужой счет пьют и язвенники, и трезвенники…
Фидан САЛМАНЛЫ