Игра на опережение

Политика
26 Октябрь 2024
04:47
788
Игра на опережение

или Как был положен конец мифу о «невозможности военного решения вопроса»

Президент Ильхам Алиев проделал огромную подготовительную работу для того, чтобы мировая общественность по ходу Отечественной войны 2020 года четко представляла, чей Карабах и на чьей стороне историческая справедливость. 

26 октября 2020 года глава государства, Президент Ильхам Алиев в своем Обращении к народу заверил и граждан страны, и азербайджанцев всего мира, что историческая Победа не за горами и враг практически повержен. Однако одно дело, когда Национальная армия на поле боя восстанавливает историческую справедливость, а другое - когда переворачиваешь глобальное представление о региональных реалиях и 
перспективах. 
«Даже в начале 1990-х годов в мире не было широкого представления об истории региона и карабахского конфликта, в частности, потому действующее во многих странах армянское лобби умело распространяло ложную информацию, создавая у людей искаженное представление. На первом же этапе государственной независимости Конгресс США принял санкции против нашей страны из-за того, что якобы она совершает агрессию против Армении, а не наоборот, и эти запреты, только представьте себе, действуют по сей день. Но нам в течение последних лет удалось достаточно проинформировать мировую общественность об истории Карабаха и искусственно навязанного нам конфликта. На нашумевшей Мюнхенской конференции по безопасности я доказал всему миру в ходе живой дискуссии, что это наши исторические земли, проинформировав всех о Кюрекчайском мирном договоре, подписанном в начале XIX века, с одной стороны, карабахским ханом Ибрагимхалилом, а с другой - царским генералом Цициановым. В этом документе нет даже упоминания об армянском народе, который был заселен на наши исконные земли в более поздние времена с целью изменить религиозный состав на новых землях империи, прогнать, изгнать мусульман с земли их отцов и дедов и создать новую реальность», - сказал глава государства. 
И хотя для историков эта истина является прописной, для многих обывателей постсоветского пространства, знакомых с текстами Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров, документ 1805 года был откровением. Правда, азербайджанский народ, умудренный тысячелетним опытом схваток между империями, всегда старался быть выше уровня земельного передела, тем не менее обидно, когда твои территории в Париже, Москве и Вашингтоне по итогам развала СССР пытаются переписать на «кукушонка», вскормленного в твоем же гнезде. Потому война 2020 года была единодушно названа Отечественной, тут же «перекочевав» в информационное пространство, а затем и на страницы истории, прославив их грандиозными итогами. 
К исходу месяца боевых действий, 26 октября уже появилось немало статей о тактических уроках тотального наступления Национальной армии, с героическим прорывом хваленой «линии Оганяна» из окопов, рвов, подземных бетонированных бункеров, «ежей», дотов и дзотов, причем все это подкреплялось преимуществами пересеченной местности среднегорья и осенними туманами. Специалисты генштабов ведущих армий писали о многих факторах невиданного ранее масштабного использования беспилотных летательных аппаратов, включая прогнозы о снижении стоимости бронетехники в будущем, удорожании относительно недорогих БПЛА и барражирующих боеприпасов, а также о потерях армянской армии при использовании высокоточных ударных систем. А некоторые, воодушевившись темпами продвижения, пытались даже проводить аналогии с итогами скоротечной арабо-израильской войны 1973 года, сравнивая результаты братства азербайджанской и турецкой армий с аналогичным сотрудничеством ЦАХАЛ с Пентагоном. Но мало кто обращал внимание на то, как существенно возрос морально-боевой дух азербайджанских солдат и офицеров, а при подготовке военной кампании был учтен опыт Апрельских боев 2016-го, Гюннутской операции в мае 2018-го и июльского 2020 годов отпора вражеским провокациям на Товузском направлении. 
Уже на подходе к Гадруту к середине октября был найден крайне эффективный баланс между задачами, путями и средствами их достижения. Национальная армия сконцентрировала основные обычные маневренные силы, усиленные преимущественно войсками спецназа и дронами, особенно на подходе к левобережью приграничной реки Араз, где провела целую серию сражений, чтобы обезопасить базу для продвижения на север - по направлению к Шуше, что было совершенной неожиданностью в условиях абсолютного бездорожья. А выбор так называемого «Лачинского коридора» (термин переговорного процесса времен Минской группы ОБСЕ) в качестве очевидной оперативной цели кампании поставил всю оставшуюся в Карабахе армянскую армию в крайне опасное положение. 
Иными словами, с военной точки зрения все наступление - от планов Генштаба до действий рядового состава на земле - в отличие от былых времен было больше ориентировано на слаженность подразделений с учетом географических особенностей местности, чем на силовое преимущество, что и привело к рекорду при взятии того же административного центра Губадлинского района. 
Президент Ильхам Алиев в Обращении к народу 26 октября мог заявить, исходя из военных успехов: «Теперь страны-посредники должны придумать для себя новые функции, чем они будут заниматься, так как мы уже взяли четыре из пяти районов, которые должны были освободить оккупанты: Физули, Зангилан, Джебраил и Губадлы плюс большая часть бывшего Гадрутского, нынешнего Ходжавендского района. Мы не против переговоров, но я хочу, чтобы в них был смысл, могущий ускорить политическое урегулирование конфликта. Если Армении не будет оказываться финансовая, экономическая, военная, политическая поддержка со стороны, вряд ли сможет она устоять на ногах. Сейчас я предоставлю азербайджанскому народу некоторые данные о количестве уничтоженной их техники, после чего возникнет вопрос о том, откуда такие деньги у бедной, нищей страны, погрязшей в проблемах?» 
Так, был положен конец мифу о «невозможности военного решения вопроса. Национальная армия доказала, что может играть на опережение мировой военной академической мысли, использовав те же беспилотники не только в тактическом и оперативном, но и стратегическом плане. 
Армянская армия была серьезно ослаблена уже в первые пару дней из-за того, что мы перехватили средства их ПВО и коммуникации, так что немудрено, что к середине октября у противника почти полностью закончились боеприпасы, продовольствие, горючее и военное снаряжение, а взамен сгоревшей и ставшей трофеем техники не было эффективного пополнения. 
Уже к 26 октября с точки зрения координации все подразделения Национальной армии, включая Военно-воздушные силы и даже саперов, провели хорошую совместную работу, а спецназовцы, которые имели успешный боевой опыт в сражениях последних пяти лет, получали к тому же полноценную поддержку беспилотных аппаратов. Наконец, сыграло роль оперативное искусство - все поле битвы находилось под контролем наших солдат и офицеров, большинство которых выросло на тех землях и рвалось освободить родные очаги от заклятого врага.


Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости