Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Посол РФ в Армении сменяет гнев на милость
Нелегко приходится «держать нос по ветру» российскому послу в Армении Сергею Копыркину. Воодушевленный динамикой взаимного товарооборота, он «подзабыл», как недавно пошаливали его нервы при неадекватном поведении правительства Никола Пашиняна.
В интервью «Известиям» дипломат заявил, что реальных альтернатив союзническому взаимодействию Москвы и Иревана, включая рамки ОДКБ, не существует, а потому он рассчитывает на подключение Армении к совместным усилиям для выработки системы равной и неделимой системы безопасности в Евразии.
Однако его сомнительный оптимизм выглядит странно, при том, что ни премьер, ни глава МИД, ни министр обороны соседней страны не подтвердили участие в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая послезавтра пройдет в Астане.
Скорее всего, посла вдохновила сакральная в глазах коллективного Запада защита «многострадального армянского народа», позволяющая соседям беспрецедентно нагло обходить санкции против РФ. «Если говорить о конкретных цифрах, то уже в первом полугодии товарооборот между Россией и Арменией превысил отметку в $8,3 млрд, перекрыв показатели за весь прошлый год - $7,4 млрд», - озвучил он вроде как странные для ушей обитателей Белого дома, Букингемского и Елисейского дворцов цифры, не сомневаясь в том, что к концу декабря будут сохранены набранные темпы, с выходом на рекордные $14-16 млрд.
Но это в порядке вещей, когда команда поклонников «золотого тельца», будучи во власти, хочет до ухода на «заслуженный отдых» обзавестись «подушкой» финансовой безопасности. Кроме того, поскольку армянский транспорт, энергетика, торговля, значительная часть национальной безопасности, включая трудовую миграцию и демографическую ситуацию, зависят от северян, им легче работать и дальше на этом направлении. Вспомним, сколько российских специалистов в области информационных и цифровых технологий вдруг запрудило «страну камней», а сколько появилось совместных предприятий. Все это, с одной стороны, вносит осязаемый вклад в развитие местной промышленности, создает новые рабочие места и увеличивает налоговые поступления в бюджет, а с другой - загоняет Иреван в еще большую зависимость от Москвы, которая по большому счету не имеет реального отношения к росту ВВП одного из членов ЕАЭС.
Мы тоже наблюдаем, как вокруг соседнего не суверенного государства складывается все более взрывоопасная политическая обстановка. В частности, ее «сестринские» отношения с Россией становятся все более напряженными, но страна по-прежнему сильно зависит от нее в различных отраслях, а также формально остается военным союзником. Вы не забыли Казахстан января 2022 года, когда сразу в нескольких городских агломерациях были обнаружены и зачищены «исламские радикалы»? Так вот, «вежливым ребятам» с «зелеными человечками» ничего не стоит найти в самом центре столицы Армении экзистенциальную опасность. А потому напуганное местное общество поддерживает идею диверсификации внешней политики, так как практически никто, за исключением лидеров карабахского клана, не хочет возврата к той зависимости от России в области безопасности, о которой грезит Роберт Кочарян.
Было время, когда в основе армяно-российских отношений лежали соображения безопасности и прагматичный взаимный интерес, и армяне без преувеличения являлись форпостом христианства на Кавказе, так как сотни лет, живя в пределах Османской и Персидской империй и занимая неплохое положение в местной иерархии, они знали немало о внутреннем раскладе, «подкапывая» его основы. Именно поэтому и в царской России, и при советской власти перед армянами открывались широкие возможности для социальной мобильности в рамках российской элиты, хотя ввиду различных факторов эти отношения носили резко ассиметричный характер. Прежде всего они отличались тем, что имперские власти превратили кавказские провинции в преимущественно лояльную приграничную зону, переселив туда сотни тысяч армян из Каджарской и Османской империй.
Что касается единства веры и ношения креста, события последних трех веков подтверждают, что православная РПЦ и армянская апостольская церковь монофизитов как бы сотрудничают не в пример более близкой грузинской епархии с едиными корнями. Кстати, в конце XIX века в купеческом сословии соседей сложились националистические революционные движения, вроде «Дашнакцутюн», которые в итоге переродились в типичных двурушников и террористов. Именно по этой причине в 1903 году режим Николая II конфисковал все имущество армянской церкви, чем вынудил армян открыто взбунтоваться против империи, - вот вам лакмусовая бумага, кто насколько предан идеям или «золотому тельцу».
Замнем для ясности советскую эпоху, но история канувшего уже в Лету карабахского конфликта, вновь разгоревшегося в «перестроечную» эпоху, в который раз обнажила суть террористов и заговорщиков, когда армяне, несмотря на тотальную поддержку Кремля, все равно массово выступали против Москвы, требуя немедленной передачи бывшей НКАО Армянской ССР. Не добившись волевого решения М.Горбачева, при «живой» советской власти была принята та самая конституционная декларация о «миацуме», которая и сегодня препятствует подписанию полноценного мирного договора между Баку и Иреваном.
А уже в современный период у Армении было два президента карабахского происхождения: Роберт Кочарян (1998-2008) и Серж Саргсян (2008-2018), причем именно последний привел страну в ЕАЭС, отказавшись от переговоров по подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. При этом он ясно дал понять, что сделал это под давлением Москвы и руководствовался соображениями национальной безопасности. И именно Саргсян неоднократно бросал вызов Кремлю при помощи разных символических жестов и шагов - например, поддерживая теплые отношения с экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили (он даже представил его к высшей награде своей страны) и развивал сотрудничество с методистами НАТО.
По идее, Никол Пашинян - представитель нового поколения, родившийся в 1975 году, который достиг совершеннолетия уже в постсоветский период и, в отличие от предшественников не имел никаких личных или институциональных связей с Россией. Долгое время он был тенью умеренного националиста Левона Тер-Петросяна, а по сути - демократом-популистом, и его первой задачей после «шашлычной революции» стали экспроприация и раскулачивание: лишение власти и богатства армянских олигархов, многие из которых были связаны с Россией.
Да и сейчас большая часть политических сил Армении требует более решительного разрыва с Москвой и сближения с США и Евросоюзом, о чем свидетельствует степень одобрения встречи в Брюсселе 5 апреля. Пашинян пока на эту тему ничего не говорит, зная, что одно упоминание Альянса вызывает ярость в Кремле, но по-тихому реализует планы. Однако, если считать, что выход из ОДКБ - дело почти решенное, а восприятие нашей страны как военной угрозы сохранится там даже после гипотетического подписания договора с Баку, то сближению с Североатлантическим альянсом и служению пяти господам альтернативы нет.
Именно поэтому оптимизм российского посла напоминает исключительно о желании карьерного роста - мол, вот он я, и «дико» выросший товарооборот тоже свидетельствует в мою пользу…
Фидан САЛМАНЛЫ