Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
«Историческая важность» Нжде затягивает Армению в болото этнической ненависти
МИД Армении на слушаниях в ООН неудачно пытался протащить тезис о том, что фашистский прихвостень Гарегин Нжде был «важной исторической фигурой для армянского народа» именно в начале XX века. А не позже, что ставит под сомнение намерение соседей страны присоединиться к региональному развитию.
На слушаниях во время 114-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации интересы Армении представлял замминистра иностранных дел Ваан Костанян, который в своем выступлении пытался доказать, что его страна является чуть ли не родиной толерантности.
Однако попал впросак после констатации факта о возведении в центре Иревана памятника тому же Гарегину Нжде, который не просто официально сотрудничал с нацистским режимом Адольфа Гитлера, но и лично совершал массовые преступления против человечности.
Почувствовав сложность момента с наличием фактуры обвинения, дипломат был вынужден заявить о пересмотре школьной учебной программы, но при этом даже не решился назвать имя матерого нациста, автора идеи «цехакрона» и девиза «ни дня без борьбы с турком».
Докладчик по Армении Йеунг Кам Джон, в частности, запросила у него информацию о том, как армянская школьная программа учитывает все аспекты истории и способствует созданию толерантной среды без дискриминации, если буквально недавно состоялся ряд церемоний воздания почестей фашисту у его памятника, свидетельствующих о том, что данная личность все еще актуальна для общества.
Армянские эксперты почему-то упорно называют ненависть к тюркскому этносу проявлением национализма и следствием «травмы геноцида». Но им не хватает смелости признаться самим себе в том, что поражение и в Отечественной войне, и во время последующих вооруженных провокаций, и в ходе стремительной сентябрьской антитеррористической операции прошлого года напрямую связано с хаосом в общественно-политическом восприятии и наличием откровенно ущербной и агрессивной государственной идеологии армянской разновидности нацизма - цехакронизма, автором которой и является Гарегин Тер-Арутюнян, более известный в истории под своим псевдонимом «Нжде» (в переводе с армянского - «бродяга»).
По итогам более трагического и глубинного поражения в 1945 году для нацистской Германии был придуман целый комплекс восстановительных мер, и это были не только ограничения на военно-промышленное развитие, но и масштабная кампания по перевоспитанию, с целью освободить население от любых проявлений идеологии нацизма. В частности, населению при условии обязательного обмена на продуктовые карточки показывали документальные фильмы с кадрами, в деталях отображающими «работу» лагерей смерти, знакомя молодое поколение с наиболее отталкивающими сторонами деятельности гитлеровской администрации.
В случае с сегодняшним армянским обществом все гораздо более непредсказуемо, так как оно объективно хоть и находится в состоянии глубокого психологического шока или даже коллективной травмы, но при этом даже не пытается преодолеть синдром «генетической несовместимости» с турками, хотя с трех сторон окружено гораздо более многочисленными представителями этого этноса, включая азербайджанцев по правую сторону Араза. Правда, отдельные местные интеллектуалы, выйдя из ступора, начинают осмысливать, формулировать и анализировать причины тотального поражения, но все равно неисправимо считают, что «мир с Азербайджаном просто невозможен».
Искать логику в подобных рассуждениях - занятие бесперспективное, тем не менее ряду столиц, включая Париж и Вашингтон, надо не накачивать реваншистов оружием, а объяснить правительству Никола Пашиняна, что география многовекового проживания народов, в отличие от истории, - понятие гораздо более устойчивое. И вообще, возникает простой вопрос: кто при сложившемся геополитическом раскладе может быть гарантом нормального общественно-политического развития Армении, кроме ее народа, пока не намеренного развивать нормальные отношения не только с Баку и Анкарой, но и Москвой.
Как показали недавние слушания в стенах ООН, денацификация Армении хоть и психологически достаточно болезненный, но при этом максимально быстрый и минимально затратный в финансово-материальном плане способ вывода страны из глубочайшего социально-экономического и даже ментального кризиса.
Вернемся к упомянутому послевоенному опыту истории ФРГ (про ГДР умолчим, так как там применялись несколько иные меры). Так вот, официальному Бонну благодаря плану Маршалла и частично плану Моргентау потребовалось всего три года (1946-1949) на восстановление своей национальной государственности в условиях внешней оккупации. Если сравнивать, Армения сегодня находится в несравненно более выгодных геополитических условиях, поэтому для нее процесс денацификации будет более коротким и менее болезненным. Просто для начала придется запретить и распустить не только «Дашнакцутюн», но и ряд других политических партий, включая «шагреневую кожу» республиканцев во главе с Сержем Саргсяном, последовательно и доходчиво указывая населению на их преступную идеологию. Также должны быть демонтированы все памятники Андранику Озаняну, Гарегину Нжде, нацистской операции «Немезис» и прочим проявлениям устойчиво заразной ненависти к соседям, переписаны страницы истории и переименованы объекты инфраструктуры, названные их именами.
Эти шаги позволят Армении выйти из внешнеэкономической блокады, в которой она оказалась в результате собственной амбициозно-агрессивной внешнеполитической деятельности и наличия территориальных претензий к соседним государствам (пока это Азербайджан, Грузия и Турция, но есть «спящий» аппетит в отношении российских и иранских областей), публичный отказ от которых в форме нормативного парламентского акта также будет одним из существенных элементов политики денацификации.
Особенно актуально это в данный момент времени, характеризующийся для Армении внутриполитической смутой и общественным брожением в поисках «лидера сопротивления», - дело дошло до того, что неокрепшие умы считают чуть не мессией засланного из Канады «србазана» Баграта Галстаняна.
Досадно, однако протестные выступления против действующей власти не прекращаются уже четыре года, и перспективы их окончательного завершения не наблюдается, так что пока крайне сложно что-либо говорить о смене государственной идеологии в соседней стране. Пока преступная теория цехакронизма Гарегина Нжде формально пребывает в таком качестве, пока школьники в массовом порядке сгоняются к пьедесталу с охапками цветов, шансы на то, что она будет замещена какой-либо другой идеологией в ближайшей перспективе, равны приблизительно нулю. И пусть Пашинян вместе с кем бы то ни было не тешит себя тщетной надеждой - требования о налаживании предсказуемых отношений при смене действующей редакции конституции с территориальными претензиями конкретно к Азербайджану и Турции, звучавшие ранее в адрес властей Армении от ближайших соседей, будут звучать и впредь до тех пор, пока не будут выполнены.
Не следует упускать из поля зрения и важность реального разблокирования транспортно-экономических связей, в том числе, самой Армении со странами-соседями по региону, не говоря о разблокировке сообщения нашей страны с Нахчыванской автономией. Кстати, эти меры также послужат предсказуемости, что придаст необходимости денацификации не только абстрактно идеологический, но и вполне осязаемый финансово-
экономический импульс.
Не настаивая на сиюминутном решении, полагаю, что все это случится в среднесрочной перспективе, когда в Армении будет наконец-то преодолен внутриполитический кризис, вызванный «родовой травмой» придуманного для них мифа о «геноциде 1915 года».
Впрочем, кому интересно, могут прочитать историю героизации тех же Андраника и Нжде, с созданием для них вооруженных отрядов, сжигавших в годы Первой мировой войны целые области с тюркским и курдским населением под вывеской «войны с исламом». И пока теория цехакронизма по-прежнему остается неофициальной государственной идеологией соседней страны и квинтэссенцией тезиса «ни дня без борьбы с турком», политика героизации нацизма в самых разных формах и проявлениях будет затягивать Армению в топкое болото этнической ненависти.
Фидан САЛМАНЛЫ