Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Фиаско армянского премьера на берегах Потомака
Встречу Никола Пашиняна в рамках заокеанского визита с вице-президентом США Джеймсом Дэвидом Вэнсом армянская пропаганда занесет в актив премьер-министра, хотя по факту, «гора родила мышь»…
Мы помним множество телемарафонов, в том числе в Вашингтоне и Нью-Йорке, кучу миллионов пожертвований «многострадальному христианскому» народу, помпезное открытие офисов и встречи там «на высшем уровне» и Кочаряна, и Гукасяна, и Саакяна, и Арутюняна, и даже «калифа на час» Шахраманяна. Но мы помним и последующие стенания по поводу того, как те финансы были с концами бесталанно «выброшены в пропасть».
И то, что домогательства армянского лобби среди республиканцев в конце концов увенчались фотографией Никола Воваевича с главой Сената США - не факт, что чувствительный к нюансам новый шеф администрации Белого дома не отложит в долгий ящик слезные просьбы про материализацию хартии о стратегическом партнерстве. Тем более что власти Армении вкупе с вашингтонскими активистами пытались организовать пару дней назад встречу Пашиняна с президентом США Дональдом Трампом во время так называемой «национальной молитвы», но и это им не удалось. В попытки были вовлечены все структуры и армянского МИД, и обоих посольств (как США в Армении, так и наоборот), однако все просьбы к влиятельным конгрессменам получили от ворот поворот.
«Галочка» про полет на берега Потомака нужна в биографии не самого премьера, а его команды, тем более, что он сам не солоно хлебавши вернулся из отреставрированного Собора парижской Богоматери, где президент Франции Эмманюэль Макрон 7 декабря подводил его причаститься к руке дядюшки Скруджа, причем не одного, а на пару с отошедшей от дел экс-президентом Грузии Саломе Зурабишвили. Трамп как бы приценился сначала, показав большим пальцем вверх (мол, «вот что крест животворящий делает»), а затем - на видеокадрах отчетливо видна реакция - лениво зевнув, прикинул невыгодность сделки «с прозаседавшимися» и отвернулся прочь. Хотя почему же, в старости армянский премьер вспомнит, как они на пару с Анной Акопян побывали там-сям, в том числе «по приглашению самого Макрона» (цена которому ныне - ноль центов даже в пасхальный день) были в Париже, а потом опять же вместе были в Вашингтоне, где видели «знаменитого защитника армян» конгрессмена Фрэнка Паллоне и кого-то там еще. Да и в целом, Никол Воваевич с супругой запомнились в обеих столицах тем, что снимали происходящее в храме на свои телефоны.
Как показывает хроника, блогер из Пашиняна никакой, так как его селфи получились корявыми. Например, он сам себя не полностью на видео снял в соборе, зато мадам Акопян в кадр попала (кто знает, может, он таким образом заискивает перед альфа-самкой). В те моменты светилась она счастьем до невозможности - будет ей тоже теперь о чем рассказывать в школах Иревана или Иджевана (в стиле Рубик-джана из «Мимино», который всем рассказывал о том, что стюардессы счастливы в связи с возможностью видеть в самолете «самого Иштояна» - для справки, армянского футболиста 1970-х годов).
О том, что Пашинян мог бы хотеть от администрации Белого дома, можно книжки писать, а вот чего он добился, обозначим в паре-тройке абзацев, хотя напомним, что «добыча» могла быть намного весомее, не будь напряженности в отношениях правящей команды Армении с армянской диаспорой за океаном, а точнее, с ее самой богатой и активной частью, в лице головной организации ANCA (Армянский национальный конгресс Америки). Активисты последней обвиняют незадачливого горе-премьера во всех смертных грехах, включая «соглашательскую позицию с агрессивным Баку», да и вообще в «сдаче арцаха».
Впрочем, ничего удивительного в их настроениях нет, так как они потомки детей самых первых дашнаков, оставшихся сиротами в годы Первой мировой войны, которых дядя Сэм не просто так перевез в 1920-е годы в США, а чтобы воспитать ненависть ко всему турецкому. Именно по этой причине многие представители армянской общины Вашингтона отказались участвовать в первой встрече с Пашиняном с 3 на 4 февраля. А некоторые, например, молодежное крыло АРДФ (юная поросль дашнаков) и вовсе организовали протестную акцию перед посольством Армении в Вашингтоне с плакатами, мягко говоря, ругательного характера, где слово «предатель» было, как говорил Рубик-джан, «очень моральным».
И этому тоже есть причины - внутри страны Пашинян хоть и безрезультатно, но давно проводит идею отделения «реальной» от «мифической» Армении, что-то похожее он озвучивал на встречах с представителями армянской общины в Германии, Швейцарии и Бельгии, но почему-то не Франции, испугавшись «случайного» теракта. Сейчас очередь дошла и до США.
К слову сказать, тех, кто все-таки пришел на встречу с премьер-министром «исторической родины», ждала порция отрезвляющих откровений. Так, например, он заявил, что, «именно пройдя через поражение, страна получила возможность иметь независимое и суверенное государство», добавив, что сама республика в пределах признанных границ как раз «является высшей целью и не может быть более высокой национальной идеи, чем Республика Армения». И все присутствующие спокойно внимали варчапету, не было ни злобных окриков дашнаков, ни освистывания, да и вряд ли состоялась бы встреча, где главу государства закидали бы тухлыми яйцами или подорожавшими помидорами.
Не говорит ли это о том, что и среди диаспоры наметился разлом по видению будущей идеологии «исторической родины», а может, это показатель «любви на расстоянии», свидетельствующий о том, что заокеанские активисты в Иреване жить не намерены. Но скорее всего, похоже на то, что часть армянской диаспоры согласилась принять Пашиняна в качестве контрагента, особенно на фоне долгой практики, навевающей более, чем веские подозрения о том, что его миролюбивые нарративы - это всего лишь дымовая завеса, байки, прикрывающие тщательную подготовку к реваншу.
На встрече присутствовали и представители армянской церкви, с которыми он также встретился отдельно. А это уже может быть свидетельством намечающегося раскола в глобальной армянской церковной структуре. Кстати, в рамках визита в США армянский премьер принял участие в V ежегодном Международном саммите по свободе вероисповедания, а также «национальном молитвенном завтраке». Возможно, команда «соросят» на этот раз лучше, чем обычно подготовилась к домашнему заданию, стремясь заручиться поддержкой религиозного (в основном, протестантского) истеблишмента за океаном, который, как мы знаем, имеет большее влияние на Трампа, чем на демократов. И эта поддержка нужна «голубю мира» вдвойне: во-первых, для того, чтобы выбить почву из-под ног «красного» карабахского клана, привязанного к России и более спокойной реализации реваншистских идей, а во-вторых, для упрочения рейтинга среди религиозного населения собственной страны. Мы видели, как Никол Воваевич фактически объявил войну армянской церкви в лице католикоса Гарегина II и его клеврета «србазана» Баграта Галстаняна, а та, в свою очередь, не приемлет его либеральной повестки и не может простить ему краха «миацума».
Кстати, именно попытка Пашиняна продвинуть свои шкурные интересы под флагом христианской солидарности подвигла Дональда Трампа отказаться от встречи с местечковым журналистом, мнящим себя «стратегом геополитики».
Между тем, даже из окон Белого дома видно, что молодой независимый Азербайджан является образцовым обществом с глубокими традициями толерантности и уважения ко всем конфессиям, что делает его уникальным партнером для команды любого президента США, для которого приматом являются национальные интересы, а не мишура в виде перебежек из «лагеря автократии» к «лагерю демократии». Дональду Трампу наверное уже доложили, что мелкому просителю в лице Пашиняна Штатам и предложить-то нечего, кроме мифического статуса «великой Армении», как «первой христианской державы», где когда-то «правил Тигран великий», именем которого названа столица Ирана, а это предпринимателю «космического» масштаба и вовсе не интересно.
Фидан САЛМАНЛЫ