Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
«Мирный» тон Пашиняна никого не вводит в заблуждение
Мы привыкли к тому, что планы армянского премьер-министра реализуются наоборот - то есть его визиты в Вашингтон, а теперь и в Париж нацелены не на мирную повестку, а на «сестринское сострадание», с дальнейшим расцветом реваншизма.
Что-то зачастил с «рабочими визитами» во Францию премьер-министр Армении Никол Пашинян. В октябре он посетил саммит франкофонии, буквально пару месяцев назад был специальным гостем на открытии от реставрированного собора Парижской богоматери у президента Франции Эмманюэля Макрона, сердце которого буквально переполнено «христианской сопричастностью».
Теперь же «востребованный инструмент» религиозного противостояния, судя по сообщению пресс-службы его администрации, примет участие в саммите, посвященном искусственному интеллекту (ну да - со своим у Никола давно проблемы).
То есть получается с корабля на бал - в Штатах он посетил так называемый национальный молитвенный завтрак, неудачливо рассчитав показать нательный крестик Дональду Трампу, зато в Париже ему точно будет что подсмотреть у «старшей сестрички». По нашим данным (если абстрагироваться от официоза с дежурными фразами, заготовленными для Макрона), его повезут для ознакомления с первым десятком бронетранспортеров Bastion, поставка которых в Армению ожидается в ближайшее время. Оперативность в данном случае просто поражает (вспомним, как тянули французы с кораблями «Мистраль» для российского ВМФ, хотя финансы были перечислены заранее), несмотря на то, что армянское правительство не до конца рассчиталось с подрядчиками. Кстати, одновременно французская компания KNDS передала «многострадальным сестрам» 12 самоходных артиллерийских установок CAESAR калибром 155 мм, обязавшись до конца года поставить вдвое большую партию более современной модификации этих же САУ.
А если к этому добавить сотни единиц индийской колесной и гусеничной военной техники по американским технологиям, поставляемым через «вражеский» для заокеанской державы Иран (еще одну «старшую сестричку» Армении), получится интересная модель, иллюстрирующая фикцию «мирного перекрестка», с картинками которого носится Никол Воваевич по той части мира, где ему пока рады. Помимо наземного транспорта, внимание привлекают перспективные переговоры о поставках соседям индийских ракетных комплексов BrahMos и ASTRA, что несет в себе особую угрозу для региональной стабильности.
Кстати, экспорт первой части упомянутой техники в любые третьи страны возможен только с согласия России, поскольку почти половина акций в компании «BrahMos Аэроспейс» принадлежат нашим северным соседям, да и само название ракета получила в честь двух рек - индийской Брахмапутры и российской Москвы. Более того, Россия имеет право вето на экспорт ракет BrahMos в другие государства, ну, а если не давит на индусов, значит, так тому и быть.
Мало того, параллельно Иран предоставляет свое наземное и воздушное пространство для систематических перевозок военных грузов из Индии в Армению, пытаясь при этом заключить с официальным Иреваном пока безрезультатное масштабное соглашение о военно-техническом сотрудничестве.
Также стоит обратить внимание на растущее взаимодействие Армении с Испанией и Польшей в сфере вооружений. Мадрид рассматривается как перспективный поставщик артиллерийских систем, тогда как соглашение между министерствами обороны Армении и Польши уже находится на финальной стадии обсуждения. В этом контексте весьма показателен трехдневный визит президента Польши 25-27 ноября прошлого года в соседнюю страну, в ходе которого он в том числе принял участие в совместном с биноклевыми дипломатами патрулировании условной армяно-азербайджанской границы с наблюдателями шпионской миссии НАТО под скромной вывеской Евросоюза. Этот демарш демонстрирует желание Варшавы любым путем быть полезной «вашингтонскому обкому», даже если он прикажет ей проникнуть на Южный Кавказ.
Все перечисленные факты говорят о том, что несмотря на публичные заявления армянского руководства о стремлении к миру, реальные шаги свидетельствуют о противоположном векторе развития ситуации. Наращивание военного потенциала, заключение новых контрактов на закупку оружия и вовлечение все большего числа стран в этот процесс создает прямые предпосылки не только для роста напряженности в регионе, но и к новой войне с Азербайджаном. В этом контексте правительству Никола Воваевича важно проштудировать и запомнить недвусмысленное предупреждение Президента Ильхама Алиева в январском интервью отечественным телеканалам, прямо направленное военно-политическому руководству соседней страны. «Вооружение Армении приведет к новой эскалации военной напряженности, не более того. Мы же хотим мира, хотим, чтобы страница войны была перевернута окончательно. Однако мы видим, что и сама Армения, и ее новые покровители не хотят этого. Они живут реваншистскими идеями, фактически создавая новые источники региональной угрозы. Понятно, что мы не намерены в сложившейся ситуации быть сторонними наблюдателями, а потому требуем немедленно остановить вооружение соседней страны. Франция и другие поставщики оружия должны расторгнуть и аннулировать контракты, а поставленное вооружение должно быть возвращено. Это наше условие, и теперь пусть кто как хочет, так и воспринимает его - и реваншисты, и те, кто за ними стоит, хорошо знают, что мы к очевидным угрозам для нас, равно, как и к собственным обещаниям, относимся очень серьезно», - четко заявил глава государства в расчете на среднюю хотя бы понятливость официального Иревана.
Впрочем, о «сестринской любви» Франции, помнится, шестой по счету глава внешнеполитического ведомства мрачной «эпохи» Макрона Жан-Ноэль Барро в шестой раз с момента недавнего назначения пожаловался на то, что «Бакинская инициативная группа в который раз дестабилизирует нашу национальную политическую жизнь в Новой Каледонии - такие деструктивные попытки Азербайджана на наших заморских территориях неприемлемы и должны быть немедленно прекращены».
А ведь не произошло ничего сверхординарного - просто официальный Баку, с одной стороны, показывает бывшим и сегодняшним колониальным державам, каков привкус нещадной эксплуатации, а с другой - это всего лишь вербальный ответ на потуги страны воздушных пузырей дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе, хотя в нашем распоряжении имеется гораздо более серьезный арсенал воздействия. Да и потом, хотелось бы обратить внимание французской общественности на примечательный момент - во все времена, начиная с Франсуа Миттерана и Жака Ширака, вплоть до прихода к власти Эмманюэля Макрона - Баку и Париж демонстрировали взвешенный подход с взаимным уважением к территориальной целостности и суверенитету друг друга, развитием взаимовыгодных экономических и гуманитарных проектов. Судя по сухим цифрам взаимного товарооборота, на Азербайджан приходилось более 70% регионального делового сотрудничества с Францией, но как только к власти в Елисейском дворце пришел слишком любвеобильный «либерал», которого национальные интересы волнуют меньше всего, создается впечатление, что ему ничего не нужно, кроме процветания реваншизма в соседней с нами стране.
Понятно, что он жаждет реабилитации за объективные неудачи в Африке и заморских территориях, но для этого, во-первых, надо знать регион, в который собрался войти надолго, а во-вторых, надо уметь дружить с ведущей страной Южного Кавказа, а не изображать «христианское заступничество» там, где можно обжечься на слишком бурной любви к «сестричке», которую ревнует сразу несколько партнеров по «диверсификации национальной безопасности».
Фидан САЛМАНЛЫ