Эффект домино

Политика
18 Апрель 2025
10:31
154
Эффект домино

Армянская дипломатия заводит мирный процесс в тупик 
 

Склонность к навязыванию своей точки зрения или, говоря научным языком, когнитивное искажение реалий ни разу не приводили к верному логическому выводу.

Примером тому являются тысячи попыток официального Иревана заболтать замирение и общее развитие на Южном Кавказе. 
Вот и на этот раз министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян дал постановочно елейное интервью телеканалу NTV на полях недельной давности Анталийского дипломатического форума, в котором снова прозвучал привычный набор тезисов: о готовности официального Иревана подписать мирный договор о стабильности, о карабахских армянах и неотъемлемых правах человека, о наблюдательной миссии ЕС… 

Но ни один сделанный им вывод не был логическим. Очевидно, главе внешнеполитического ведомства соседней страны внушили где-то в Париже или в Брюсселе, что врать надо тотально и «наваристо», и тогда какая-то часть лапши повиснет на ушах всеядной аудитории. 
Однако мы бы посоветовали ему учесть, что по эту сторону телекамеры, где-нибудь на диване или за задушевной кухонной беседой, сидят как минимум четыре бывших главы МИД Азербайджана и Армении, знающих весь расклад переговорного процесса вместе с глубинными причинами созданной кардинально обновленной региональной диспозиции. И все они дружно, несмотря на то что находятся не в одном месте и даже по разные стороны «баррикад», улыбаются, мягко говоря, грубо состряпанной ахинее Мирзояна. 
Высокопоставленный «соросенок» научился прилюдно врать, еще будучи главой армянского парламента, за что беспредельно циничные дезертиры попинали его в ночь на 10 ноября 2020 года, после чего премьер-министр Никол Пашинян повысил статус ценного подельника, «пострадавшего за общее дело». Несколько раз официальный чиновник МИД РФ Мария Захарова прилюдно уличала его, даже нейтральные финны с любвеобильными французами просили на пресс-конференциях не преувеличивать реалии и «не малевать черта» более страшным, чем он есть на самом деле. 
Официальный Баку неоднократно предупреждал, что театр начинается с вешалки, а двусторонние отношения - с искренности. Не с красивых слов в эфире, не с тщетно подобранной софистики, а с честного признания ошибок, ясного языка обязательств и действий, которые совпадают с заявлениями. Это особенно важно, когда за плечами двух народов, долгое время проживших вместе и даже создавших десятки тысяч смешанных семей, кроме прочего, вдруг оказалась пропасть вражды, нацистская «теория этнической несовместимости с турками, более миллиона судеб, покалеченных вероломным нападением, причем доверие азербайджанцев было подорвано не гипотетически, а в реальности. 
Важная ремарка - если Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян и Серж Саргсян, у которых, что называется «рыльце в пушку», знали, «чье мясо съели» и на что покусились, современная армянская дипломатия, похоже, так и не усвоила материальную часть конфликта. По этой причине Арарат Мирзоян врет, как дышит, и за его словами красуется в полный рост «скрытое» ранее лукавство, которое мы слышали не раз при всех прежних правительствах соседей. Когда вышеупомянутые фигуранты военных преступлений на публике говорили об открытости, а на практике 30 лет удерживали оккупированные территории, когда призывали к диалогу, а в конституции намеренно оставляли территориальные притязания, когда ссылались на международное право, но игнорировали его в расчете на дружное заступничество всех трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ. 
Древняя мудрость гласит, что «срок торжеству вранья - не более 40 дней», и в этой связи хотелось бы напомнить февральскую речь Мирзояна на заседании Совета ООН по правам человека в Женеве, где ему даже аплодировали некоторые политиканы коллективного Запада. Хотя как можно со столь высокой трибуны предоставлять слово главе МИД государства, которое более четверти века игнорировало все писаные правила человеческого общежития, держа под оккупацией пятую часть земель суверенного члена ООН и грозясь еще что-то «оттяпать» в рамках «новой войны за новые территории», совершив при этом геноцид, варварски разрушив окрестную природу и материальные ценности, имеющие, в том числе, общепризнанную культурную и историческую значимость. Соответственно, выступление любого представителя официального Иревана на каком-либо мероприятии, где обсуждаются права человека, выглядит, мягко говоря, неуместно. С другой стороны, мы помним также о том, что в различных международных организациях, в том числе и в рамках заседаний Генассамблеи ООН, трибуну предоставляли второму и третьему президентам Армении: лидерам карабахской хунты Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну, руки которых по локоть в крови мирного населения. Кочарян и не отрицает, что его фраза про «генетическую несовместимость с азербайджанцами» - плагиат «теории» Гарегина Нжде о «цехакронизме» (превосходстве армян над прочими этносами), а Саргсян даже признался в интервью британскому журналисту Томасу де Ваалу, что геноцид в Ходжалы совершен ими для доказательства их готовности убивать даже мирное население с тюркскими корнями. 
И вот глава МИД этой самой Армении не просто участвует в заседании Совета ООН по правам человека, но и использует высокую трибуну для озвучивания откровенно провокационных и ложных заявлений против официального Баку. Интервью телеканалу NTV было таким же - «взвешенным», пафосным, где он вновь заявил о якобы имеющихся у нас к ним территориальных претензиях, а когда на полях Всемирного дипломатического форума в турецкой Анталье глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов «припер к стенке» коллегу, Мирзоян, не моргнув глазом, заявил, что отношения между официальными Баку, Иреаном и Анкарой «достигли беспрецедентной близости, и стороны готовы к историческому примирению». А ведь подельник Пашиняна искренне полагает, что ему на каждом шагу удается обманывать мировую общественность, забывая гениальную истину: «опыт - сын ошибок трудных», хотя в нашем случае мирный трек карабахского процесса был продиктован силовой позицией постоянных членов Совбеза ООН, долгое время угрожавших нам «неизбежным наказанием» за скатывание к силовому варианту решения проблемы. 
Кстати, территориальные претензии к Азербайджану до сих пор «красуются» во всех образцах действующего законодательства Армении. Они есть даже на ее гербе, где красуется гора Агрыдаг, целиком принадлежащая Турции, а наличие армянской автономии в грузинской области Самцхе-Джавахети и вовсе выходит за рамки приличия, когда местные общины игнорируют государственный язык страны проживания. 
Но эти очевидные факты Мирзоян никогда не озвучивает, игнорируя реальные проблемы и придумывая несуществующие. Хотя если честно, реваншисты должны быть наказаны. Например, постоянные члены Совбеза ООН обязаны наложить жесткие ограничения на поставки им вооружений, равноценные тем, что были применены к Японии и Германии после Второй мировой войны. Однако возникает вопрос, кто будет рассматривать наболевшую проблему, когда у целого ряда «заступников сестринских обязательств» есть право вето?! 
Долгосрочный мир строится на доверии, искренности и предсказуемости, когда стороны ответственно подходят к словам, а не разбрасываются ими в расчете на «внутреннюю» аудиторию. Мы живем в глобально ориентированном информационном пространстве, а потому аудитория на всех одна, где вещи называются своими именами. Так и представления о региональном развитии должны быть унифицированными, когда в конституции соседней страны не будет «миацума» с явными территориальными претензиями, условных границ с анклавом, «приватизированным» в результате развала СССР. Когда не будет «мирного» форпоста НАТО под видом «наблюдательной миссии Евросоюза» и, тем более, трупного запаха Минской группы ОБСЕ, созданной для решения карабахской проблемы, но «получившей сердечный приступ» 10 ноября 2020 года, скоропостижно скончавшейся сразу после начала войны в Украине и благополучно отпетой и преданной земле, как только Президент Ильхам Алиев поднял в Ханкенди и Ходжалы Государственный флаг Азербайджана.
 

Фидан САЛМАНЛЫ