«Наше тело - наше дело»

Политика
23 Апрель 2025
01:35
177
«Наше тело - наше дело»

Пашинян намерен распоряжаться Арменией по своему усмотрению

Если бывшие управленцы соседней страны по старинке только подпевали сюзерену, нынешняя власть, даже не успев как следует отряхнуться от ОДКБ, намерена передать вопросы безопасности и обороны Евросоюзу. 

Накануне незаметно промелькнула информация о том, что Армен Григорян, секретарь совбеза Армении в рамках рабочего визита в Брюссель встретился с комиссаром ЕС по вопросам обороны Андрюсом Кубилюсом. Интересен стиль пресс-релиза: «Обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества в сферах обороны и военно-промышленной отрасли. Стороны представили соответствующие работы и приоритеты в этих сферах, а также программы действий, вытекающие из разработанных в этом контексте стратегических концепций. Григорян удовлетворен по поводу предоставленной Армении поддержки через европейский механизм содействия миру. 

Подчеркнув при этом ее важность с точки зрения повышения устойчивости страны». 
В этой связи вспомним проект закона о старте процесса членства Армении в Евросоюзе. Так вот, бывший замминистра иностранных дел, ныне постпред при ООН Паруйр Ованнисян раскрыл «секрет полишинеля» по поводу того, что «Брюссель становится для нас более важным партнером в сфере безопасности». 
Иными словами, «штучная» встреча 5 апреля прошлого года главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и экс-госсекретаря США Энтони Блинкена с премьер-министром Николом Пашиняном обретает стратегическую форму в качестве обязательства коллективного Запада перед Иреваном. Правда, непонятно, как это будет выглядеть, поскольку на фоне войны в Украине даже само существование Евросоюза ставится под сомнение, так как ни один из его членов не обладает мощью или ресурсами, чтобы справиться с внешними угрозами в одиночку. 
Брюссель чисто формально считается столицей почти полумиллиарда граждан с разветвленной повсеместно сетью диппредставительств. У ЕС третья экономика мира, но все это к обороне не имеет никакого отношения, так как «крыша» находится за океаном. Пустые же разговоры о том, что все члены богатого межгосударственного образования объединятся для создания сильной армии, не внушают оптимизма хотя бы в силу коренных противоречий между ФРГ и Францией, Грецией и странами Северной Европы и т.д. И даже если допустить, что они станут способны создать надежный «зонтик безопасности», его действие будет касаться на первых порах лишь членов, но никак не кандидатов (на постсоветском пространстве это Грузия, Украина и Молдова). А потому интересен резонный вопрос, каким боком моменты сопричастности возникают в головах у официальных лиц армянского правительства. Мы-то знаем ответ (они все еще надеются на «чисто христианское» сострадание и реанимацию ситуации начала 1990-х годов, когда азербайджанцы были представлены мировой общественности в качестве «авангарда бородатых исламских террористов»), но есть ли перспективы возвращения к прежним временам после того, как про Страну огней в самом лучшем свете узнала вся планета? 
Возвращаясь к той самой брюссельской встрече 5 апреля прошлого года, хочется спросить, чем за минувшее время отметился Евросоюз и за что брюссельский министр удостоен похвалы Армена Григоряна, кроме того, что разместили разросшуюся миссию шпионов НАТО, выведывающих, что происходит на границах с Азербайджаном, но по большей части с Ираном. Все остальное - мелочи, в том числе учреждение в марте должности военного атташе Армении при постпредстве в ЕС и выделение через «фонд мира» дополнительных 10 млн евро на «повышение обороноспособности». 
А вот встреча министра обороны Сурена Папикяна с коллегой из Бельгии Тео Франкеном уже указывает на то, что сотрудничество с Брюсселем, похоже, не будет ограничиваться лишь рамками Евросоюза. По двусторонней линии наблюдается также активное сближение Армении с Грецией, что вполне понятно (обеими движет ненависть к братской нам Турции). Похожую картину можно наблюдать в отношениях с Нидерландами и Литвой, с которыми в марте было подписано соглашение о сотрудничестве на этот календарный год. И, перефразируя слова Остапа Бендера, «командует парадом покровительства» Елисейский дворец времен Эмманюэля Макрона. 
Есть еще один вектор - Вашингтон (в Белом доме хоть и сменилась администрация, инерция соглашений Арарата Мирзояна с Энтони Блинкеном будет долгое время иметь эффект кругов от бросания камня в воду). Так, с августа прошлого года в соседней стране разместились американские военные формирования и подразделения, специально переброшенные из Германии со своим оружием сроком на год. Не знаем, насколько временны эти меры, однако если американцы даже в ограниченном количестве «предоставляют своего рода подушку безопасности», эта практика их устраивает. Если быть точными, Пентагон располагает 823 крупными военными базами за рубежом, и если устанавливает там флаг, убирать его не спешит, за исключением политической целесообразности, как в случае с Афганистаном, чтобы талибы держали в напряжении Центральную Азию. 
Однако есть определенный оптимизм относительно того, что команда Дональда Трампа при ближайшем рассмотрении «армянского кейса» откажется от слишком крепких военных объятий с руководством соседней страны, но мы и не такое давление испытывали на заре независимости. 
Интеграционные устремления официального Иревана в сторону коллективного Запада есть ни что иное, как подростковый бунт по отношению к родителю, у которого «своих дел по горло». Ведь Армения не просто член ЕАЭС, обильно заработавший на этом союзе, особенно во время российско-украинской войны, но и страна, находящаяся в прямой военно-политической (102-я база в Гюмри) и экономической зависимости от РФ. 
С другой стороны, Николу Пашиняну необходим мирный договор с официальным Баку - для фиксации себя в роли волевого лидера, решившегося на трудный шаг по примирению, для открытия границ с Турцией и дальнейшего вовлечения страны в привлекательные региональные проекты. С точки зрения электоральной привлекательности, это очень даже неплохой ресурс для повышения своего рейтинга и победы на парламентских выборах 2026 года. При этом армянское правительство понимает, что реваншисты, а их немало в местном обществе, не приемлют мир с Азербайджаном ни под каким «соусом» и в любом варианте. 
Возникает дилемма, не решаемая посредством опросов общественного мнения, однако находиться вечно между этими силами, - потерять доверие и тех, и других. А значит, нужно задобрить потенциальных избирателей «отказом от тоталитаризма» и «европейской интеграцией». Правда, он слишком быстро побежал в сторону Брюсселя, допустив фальстарт, так как усиление «интеграционных процессов» обернулось усилением военного присутствия коллективного Запада. 
И тут возникает еще один вопрос - как быть с согласованным пунктом текста мирного соглашения, где прописана недопустимость размещения на государственной границе военных подразделений из третьих стран, хотя по факту «мирные наблюдатели», судя по их экипировке и даже по бюджету, очень даже неплохо вооружены? 
Впрочем, команда Президента Ильхама Алиева предвидит любую возможную диспозицию, а потому не «играет от обороны», делая соответствующие выводы. Сам факт перевооружения армянской армии и ее «интеграции с Западом в сфере безопасности» говорит о том, что Иреван и его новые покровители делают ставку на изменение геополитической конъюнктуры в будущем (реанимация тотального противостояния христиан «радикальным исламистам» и тлеющий превентивный «заслон» усиливающемуся тюркскому миру). Да и армянские реваншисты надеются на реванш за бездарно проигранную идею «миацума». 
Но прежде чем перейти к действиям, их стратегам надо бы определиться с «ситуацией на земле», где есть действующая сильнейшая в Европе турецкая армия и «Железный кулак» азербайджанской нации, прошедшей не виртуальную, а реальную Отечественную войну. При таком раскладе Брюссель им точно не помощник…

Фидан САЛМАНЛЫ