Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Баку и Брюссель наметили рост уровня взаимопонимания
Надеемся, после отставки Жозепа Борреля дипломатия Евросоюза больше не попадет в «болтанку» глупостей по поводу их «цветущего сада» и «джунглей» прочего мира, свидетельством чему является визит в Баку опытного политика Каи Каллас.
Следует отметить, что позиция Евросоюза эволюционировала после того, как представители постсоветского пространства раз за разом назначаются на ключевые должности.
Так, эстонка Кадри Симсон немало сделала для полного взаимопонимания с Баку в ранге комиссара по энергетическим вопросам.
Точно такой же последовательной позиции придерживается другая уроженка Таллинна, тоже юрист и экс-премьер Эстонии Кая Каллас, в конце прошлого года ставшая вице-президентом Еврокомиссии. Если учесть зашкаливающий уровень бюрократии в коридорах исполнительной власти ЕС, по факту она тут же внесла в свой рабочий график посещение Азербайджана для сглаживания острых углов, и уже через несколько месяцев ей удалось сделать это.
А ее твердое заявление на совместной пресс-конференции с главой МИД АР Джейхуном Байрамовым о том, что «Азербайджан - важный партнер ЕС по многим направлениям, в том числе играющий большую роль в обеспечении энергетических поставок для наших стран» свидетельствует об успешном анонсе. Правда, ей после визита в Баку предстоит немало сделать для расчистки последствий «урагана» непрофессионального стиля предшественника, хотя, констатируем, тупик пройден и наступил поворотный момент в двусторонних отношениях.
Этот визит - не формальность и не протокольная вежливость, а четкая демонстрация политической воли к перезагрузке отношений. Так, благодаря последовательной политической воле Президента Ильхама Алиева, давшего понять, что мы не намерены быть в «обозе» программы «Восточного партнерства», а готовы налаживать двусторонние отношения со странами крупнейшего межгосударственного образования, начиная с 2017 года, политика Евросоюза в вопросе сепаратизма и территориальной целостности государств стала более последовательной. После этого даже Европарламент принял ряд резолюций по внешней политике и безопасности, в которых неизменно подтверждает приверженность обязательствам по поддержке территориальной целостности официального Баку в рамках границ, признанных мировым сообществом. А принятая 12 декабря 2018 года резолюция призвала отказаться от практики двойных стандартов в подходе к региональным конфликтам со стороны Евросоюза и входящих в него государств (для Азербайджана, ставшего жертвой агрессии Армении, десятилетиями использовавшей сепаратизм карабахских армян для прикрытия своих территориальных аппетитов и аннексии, это было очень важно).
По традиции ЕС в лице Италии является для нас торговым партнером №1, занимая первое место как по экспорту, так по импорту. А это значит, что Брюссель также является самым крупным инвестором как в нефтяном, так и в других секторах экономики.
Подписанное соглашение о партнерстве и сотрудничестве делает возможным постепенное сближение местного и международного законодательства вместе с процедурами и имплементацией в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в ЕС (например, с теми, что связаны с торговлей, что позволит кратно нарастить торговый оборот). Брюссель также оказывает поддержку отечественным компаниям, предоставляя им методички, финансирование, возможности для обучения и помощь в выходе на новые рынки - за 30 лет партнерства на реализацию подобных программ выделено более 700 млн евро, и это не предел. А после того, как 18 июля в Баку был заключен меморандум между Еврокомиссией и национальным правительством, стало понятно, что Боррели приходят и уходят, а энергетическая безопасность никуда не исчезает, напротив, прирастая потребностями в «зеленой» энергетике как с берегов Каспия и возрождаемых земель Карабаха и Восточного Зангезура, так транзитом из Казахстана и Узбекистана, о чем также есть официальные договоренности и разработанные проекты.
То есть кроме прочего, визит госпожи Каллас в Баку наглядно показывает, что исполнительная власть Евросоюза, что бы там ни выкрикивали депутаты Европарламента, признает Азербайджан своим долгосрочным стратегическим партнером и ключевым игроком на евразийской шахматной доске. Не удивительно, что главным фокусом нынешних переговоров является энергетика - на фоне непрекращающейся войны в Украине и неопределенности геополитического расклада на континенте Европа остро нуждается в надежных и политически независимых источниках газа. И на этом фоне Азербайджан доказал, что является не просто географической альтернативой, а искренним другом.
Даже судя по сухой статистике, сегодня мы поставляем «голубое топливо» в 10 стран континента, а с учетом Грузии и Турции, их число равно 12, с обширной географией, охватывающей как южную, так и центральную Европу, включая Италию, Болгарию, Грецию, Венгрию и Румынию.
Кстати, за последние три года экспорт газа из национального сектора Каспия на искомом направлении вырос почти наполовину, а потому не случайно на этом фоне все реже звучит прежняя демагогическая риторика Европарламента о «неотъемлемом статусе» и «достойном возвращении» карабахских армян, но все громче доносятся голоса о «надежности поставщика». А это и есть язык интересов, и в Баку к такому разговору готовы.
Иными словами, новый кабинет Урсулы фон дер Ляйен, освободившейся наконец от балласта Жозепа Борреля, теперь воспринимает Азербайджан не через призму третьих стран, включая Армению, и чужих интересов (прежде всего, Франции), а напрямую - как самостоятельного и ответственного партнера. А сам формат визита Каллас в Баку говорит о повышенном внимании Евросоюза к региону Южного Кавказа в целом. Сказались, конечно, и переговоры главы Еврокомиссии в Самарканде, где ее команде объяснили, что игнорировать Страну огней не получится, но ведь мы не видели, чтобы прежний глава европейской дипломатии хоть раз посетил Баку.
Причин тут несколько, но главная - мы не рады ненавидящим нас «гостям» с камнем за пазухой и не понимающим, каких рисков и трудов стоило национальному правительству построить «Южный газовый коридор». Мы ведь не в собственное удовольствие создавали разветвленную систему трубопроводов, соединяющих Каспийское море с братской Турцией, а через нее - с южной и центральной частями континента. Как трансанатолийский газопровод (TANAP), так и трансадриатический газопровод (TAP), соединяющий Турцию с Балканами и Италией, призваны служить не столько поставкам товарного газа, сколько выстраиванию поврежденных местами нормальных отношений между многими народами. Более того, именно через ЮГК континент получает отечественный газ в обход нестабильных маршрутов, обложенных санкциями на долгое время вперед (данный проект стал краеугольным камнем в процессе диверсификации энергетических поставок Евросоюза после 2022 года). Сегодня Азербайджан не только обеспечивает Европу газом, но и становится логистическим узлом для будущих поставок «зеленой» энергии, включая водород. А потому неудивительно, что в повестке переговоров фигурировали и темы энергетического перехода вкупе с перспективами инвестиций в передовые технологии.
Еще одна важная тема - региональная безопасность. И хотя Евросоюз давно пытается позиционировать себя в качестве то ли площадки, то ли модератора в процессе нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, раньше эта роль была опосредованной (Шарль Мишель был тенью не в меру активного президента Франции Эмманюэля Макрона), сопровождаясь риторикой давления и политических нравоучений. Сегодня подход изменился - стороны подчеркивают необходимость устойчивого мира, и Брюссель в лице главного дипломата Каи Каллас демонстрирует, что готов действовать не «сверху вниз», а в формате поддержки. Все это говорит о важной перемене: Баку более не воспринимается как сторона, которой что-то «внушают», напротив, теперь с нами советуются.
Согласитесь, региональное развитие и предсказуемый долгосрочный мир возможны только при уважении международного права, суверенитета и территориальной целостности, и именно на этих принципах Страна огней прогнозируемо выстраивает свою внешнюю политику. И судя по факту визита Каллас, в Брюсселе это услышали и приняли.
Фидан САЛМАНЛЫ