Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
МГ ОБСЕ может никогда не выйти из состояния комы
О том, что от Минской группы ОБСЕ, особенно от ее сопредседателей в лице представителей США, России и Франции, уже давно нет толку, известно давно. За 30 лет своего существования эта структура так и не смогла решить армяно-азербайджанский конфликт, в результате чего Азербайджану пришлось самостоятельно, на поле брани, кровью своих героических сыновей возвращать оккупированные Арменией земли.
Недаром в своем выступлении на V съезде азербайджанцев мира в городе Шуша Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заметил, что Минская группа была создана не для разрешения конфликта, а для увековечения оккупации азербайджанских земель.
Однако после войны и освобождения земель карабахский конфликт де-факто был разрешен и смысл существования МГ ОБСЕ оказался под большим вопросом. У официального Баку к ее сопредседателям сразу же возникло много вопросов, главным из которых стал вопрос о перспективах данной структуры: чем она собирается заниматься после решения конфликта? Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не последовало.
Институт сопредседателей МГ ОБСЕ так и существовал бы и дальше, позволяя представителям трех государств и чиновникам ОБСЕ беззаботно путешествовать по региону и всей Европе, организуя периодически то в одной, то в другой европейской стране ничего не значащие встречи. Но, как говорится, было бы счастье, да несчастье помогло.
Дело в том, что около двух месяцев назад Россия, один из сопредседателей МГ ОБСЕ, начала специальную военную операцию в Украине, что вызвало крайне негативную реакцию других двух сопредседателей МГ ОБСЕ - США и Франции, которые ввели против России санкции и отказались иметь с ней какие-либо дела. Так, по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, «Вашингтон и Париж фактически парализовали работу трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, отказавшись от взаимодействия с российским участием».
При этом все три страны - сопредседателя МГ ОБСЕ пошли на переформатирование своего участия в переговорном процессе, поменяв статус своих представителей. Так, французский сопредседатель - Брис Рокфейл стал теперь именоваться специальным представителем Министерства Франции по Восточному партнерству, американский сопредседатель Эндрю Шефер - старшим советником по переговорам на Кавказе от США, а российский Игорь Ховаев превратился в специального представителя МИД России по вопросам содействия нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.
Такое переформатирование очень похоже на взаимно согласованные похороны института сопредседательства МГ ОБСЕ. Так ли это на самом деле и каковы перспективы МГ ОБСЕ, а также армяно-азербайджанских переговоров в целом - на эти и другие вопросы в интервью «Бакинскому рабочему» ответил российский политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Минская группа ОБСЕ, созданная для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, находится в жесточайшем кризисе, возможно, в коме, и вполне вероятно, что уже никогда не выйдет из нее. Главная причина нынешнего кризиса МГ ОБСЕ состоит в том, что власть в ней была захвачена странами-сопредседателями: США, Россия, Франция. Причем именно в этих трех странах находится самая влиятельная в мире армянская диаспора. Как следствие, за 30 лет своего существования МГ ОБСЕ так и не смогла содействовать реальному урегулированию конфликта. Наоборот, сопредседатели своим бездействием помогали руководству Армении в его стремлении заморозить ситуацию. Фактически сопредседатели МГ ОБСЕ блокировали реальные, субстантивные переговоры. В итоге Иреван лишь имитировал переговорный процесс, а сопредседатели покрывали данную имитацию.
Но это не единственный негатив, допущенный сопредседателями МГ ОБСЕ. Помимо блокирования переговоров, они еще препятствовали деятельности самой Минской группы, так как втроем узурпировали модерацию и, прикрываясь именем МГ ОБСЕ, замкнули весь переговорный процесс на себя.
В результате всех этих шагов Азербайджан был вынужден занять жесткую позицию по отношению к сопредседателям и самой МГ ОБСЕ, которая еще более ужесточилась после второй Карабахской войны, когда один из сопредседателей - Франция заняла ультрарадикальную проармянскую позицию. В ответ Баку отказался признавать легитимность работы сопредседателей МГ ОБСЕ. Руководство Азербайджана предложило в рамках всей МГ ОБСЕ заслушать отчет сопредседателей о проведенной работе по урегулированию армяно-
азербайджанского конфликта, но из всех членов этой структуры только Турция проявила волю. В то время как все прочие страны под влиянием США и Франции не решились потребовать отчета у сопредседателей. Тем самым был упущен шанс на подтверждение легитимности МГ ОБСЕ.
Вслед за Азербайджаном свои удары по легитимности МГ ОБСЕ нанесла Россия. Дело в том, что Москва в одиночку, без США и Франции, выступила модератором переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией, гарантом заключения соглашения между ними и даже миротворцем, разместив свой ограниченный воинский контингент в Карабахе. В ответ США и Франция вместе с Арменией попытались реанимировать МГ ОБСЕ, но были безуспешны.
Однако ситуация кардинально изменилась с началом специальной военной операции России в Украине. В какой-то мере ситуация перевернулась, так как теперь уже Вашингтон и Париж отказались сотрудничать с Москвой повсюду, в том числе и в рамках института сопредседательства МГ ОБСЕ.
Как следствие, на сегодня деятельность МГ ОБСЕ как единого целого парализована. Именно с этим и связана коррекция статуса сопредседателей на спецпредставителей. То есть Париж и Вашингтон уже не считают себя сопредседателями вместе с Москвой, а в индивидуальном порядке участвуют в модерации переговоров между Азербайджаном и Арменией. Но при этом они не спешат хоронить МГ ОБСЕ, поскольку даже если сейчас им этот институт не нужен, то он может им пригодиться в дальнейшем, когда ситуация поменяется. А пока они могут легко заблокировать его работу. Так что, зачем отказываться? Тем более что на Западе очень не любят отказываться от тех институтов, которые сами когда-то создавали. А если в итоге и отказываются, то только в том случае, когда создают новую, более выгодную им структуру.
Таким образом, США и Франция не хотят полностью ликвидировать институт сопредседательства МГ ОБСЕ. Но они вынуждены учитывать тот факт, что Президент Ильхам Алиев разгневан на МГ ОБСЕ. К тому же глава Азербайджанского государства считает, что эта структура была создана для решения карабахского конфликта, ничего на этом поприще не смогла сделать, и потому Азербайджан самостоятельно решил данный вопрос.
Сейчас переговорный процесс будет сосредоточен на нескольких вопросах: делимитация и демаркация границы; разблокировка транспортных коридоров; разминирование, что включает в себя не только передачу карт минных полей, но и участие саперов из европейских стран в процессе разминирования (дело в том, что у ЕС имеется огромный опыт в разминировании в десятках стран мира). При этом нет сомнений, что Армения в рамках переговорного процесса будет постоянно предлагать обсудить вопрос статуса армянонаселенной части Карабаха.
В настоящее время Пашинян, да и прогрессивно мыслящие армяне в целом близки к признанию того, что Карабах - это Азербайджан, а также подписанию договора между двумя странами, предусматривающего признание территориальной целостности Азербайджана, включая Карабах. Однако Иреван хочет обменять этот договор на «статус Карабаха», причем по полной программе. То есть руководители Армении надеются добиться для Карабаха очень высокой степени автономии в составе Азербайджана, почти независимости, и при этом, чтобы Карабах был интегрирован не столько с Азербайджаном, сколько с Арменией.
США и ЕС в лице Франции готовы помогать Иревану в продвижении идеи об особом «статусе Карабаха». Дело в том, что Соединенные Штаты сами являются федеральным государством с высоким уровнем автономии штатов, а в Евросоюзе очень распространена идея автономии регионов, поскольку евробюрократам выгодно, чтобы национальные правительства были послабее, а региональные - посильнее. От этого растет роль еврочиновников.
Отказ Азербайджана в предоставлении Карабаху какого-либо статуса является консолидированной позицией, но, к сожалению, пока эта позиция недостаточно воспринята в США, Франции и России. Это связано с тем, что Баку пока не удалось до конца донести до них логику своей позиции.
Я, со своей стороны, понимаю эту позицию так: Азербайджан хорошо помнит, что созданная в свое время Нагорно-Карабахская автономная область в составе АР сыграла ужасную роль триггера взрыва вооруженного сепаратизма, что в итоге вылилось в кровопролитную войну с тысячами погибших и раненых, сотнями тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц, а также временную оккупацию азербайджанских земель.
Поэтому Баку не хочет в очередной раз закладывать мину там, где ранее подобная мина уже взорвалась.
Вот эта позиция Азербайджана пока еще недостаточно артикулирована и доведена до сведения всех стран-сопредседателей возможно уже бывшей МГ ОБСЕ.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»