Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Правительство Армении спекулирует «демократией»
Когда коллективный Запад говорит о преданности принципам демократии, его слова принять на веру можно, исходя из практики послевоенных десятилетий, но когда в этом клянется Пашинян, от его слов попахивает стремлением понравиться тем, от кого зависит принятие решений.
Если кто не занимался сравнительным анализом текстов - научитесь, и увидите, что даже не особо углубленное прочтение «по диагонали» крайне увлекательно и познавательно.
Взять, к примеру, сопоставление двух разных поздравлений по случаю Дня независимости США Президенту Дональду Трампу: от Президента Азербайджана Ильхама Алиева и в исполнении премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Глава нашего государства характерными чертами тесного партнерства считает активное и плодотворное сотрудничество в укреплении международного мира и безопасности, борьбе с терроризмом и различными его проявлениями, в сфере энергетической и транспортной стратегии, безопасности... При этом он добавляет, что есть большой потенциал для вывода дружественных связей и партнерства на качественно новый уровень, в том числе, в промышленной и авиационной областях, в сфере высоких технологий, инвестирования и на других важных направлениях.
Как видим, все четко, по делу - обозначены достижения, озвучены ожидания, сделан расчет на долгосрочные перспективы.
А теперь вчитаемся в политическую подоплеку текста премьера соседней страны. «Нас объединяет историческая дружба народов, преданность демократическим принципам и христианским ценностям…», - говорится в конфронтационном по сути послании. Под «дружбой народов» подразумевается исключительно переселение армян в США в годы Первой мировой войны с явно антитурецким нарративом, негативно отзывающимся на отношениях Анкары и Вашингтона, так как в прежние времена хайское племя не было отмечено заокеанскими «подвигами. Да и в целом, тамошний «армянский вопрос» (айдат) обязательно острием направлен не на дружбу и процветание, а на признание «геноцида 1915 года», с ухудшением любых позиций в переговорах с Турцией - от запрета на инвестиции, поставки технологий и вооружения важнейшему союзнику по НАТО до понижения уровня культурных связей. При этом все армяне мира ежегодно 24 апреля живут ожиданием озвучивания главой Белого дома слова «геноцид», и когда тот же Трамп не произносит его, в их домах символически проливаются слезы, слышатся проклятия, а наутро они, как ни в чем ни бывало, бегут по своим делам, заряжаясь ненавистью к турецкому народу (в том числе, к азербайджанцам, которых они испокон веков называют «тюрк»). Кстати, в прошлом году Джо Байден произнес-таки вожделенную фразу, но небеса вроде как не разверзлись, а братская Турция стала еще сильнее.
Гораздо сложнее восприятие Николом Воваевичем «преданности демократическим принципам и христианским ценностям», что в его устах звучит идентично - мол, без христианской веры не может быть демократии.
Во-первых, можно поспорить, что во вполне открытых обществах Кореи и Японии христиане составляют критическое меньшинство, и не факт, что в какой-то европейской стране демократия развита так, как в мусульманской Турции. Во-вторых, не вдаваясь в подробности противостояния с армянской «апостольской» церковью (обыски, аресты и пр. в связи с «попытками государственного переворота»), констатируем, что обоюдное хамство, в корне дискредитирующее христианское сострадание и любовь к ближнему, отнюдь не красит обе стороны. Что касается понятия «демократия», она и есть главный национальный интерес, который никак нельзя сводить к одобрительным выкрикам и улюлюканью толпы в период так называемой «шашлычной» революции апреля-мая 2018 года. И вообще, вчитываясь в результаты социологических опросов в соседней стране, становится не по себе от поляризации общественного мнения, а все потому, что горе-политик на каждом шагу склонен противоречить самому себе.
Приведу хрестоматийный пример того, насколько спекулятивно относится «варчапет» Никол к своему же народу. Сегодня мало кто помнит дату 21 сентября 2023 года, когда сразу после точечной антитеррористической операции Пашинян официально заявил: «в данный момент наша оценка заключается в том, что прямой угрозы гражданскому населению Нагорного Карабаха нет». Точно к такому же выводу пришла наблюдательная миссия ООН (в ней были болгары, индусы и французы), которая, как видно по этническому составу, не питает особых симпатий к тюркскому миру. Впервые посетившая регион после полного восстановления государственного суверенитета, она по результатам двух исследований опубликовала итоговое заявление, где сказано: не зафиксированы повреждения гражданской и общественной инфраструктуры, включая больницы, школы и жилые здания, культурные и религиозные сооружения, а официальный Баку готов к восстановлению медицинского обслуживания и коммунальных услуг.
Еще один важный момент - проезжая через Агдам, миссия наблюдала тотальные разрушения и работу правительства по разминированию и дальнейшей реанимации жизни. Так вот, Пашинян, спекулируя на своих же выражениях и не обращая внимания на официальный отчет ООН, решил откреститься от своих же слов: якобы об отсутствии «этнических чисток» он был вынужден сказать, чтобы не разгневать азербайджанскую сторону и, таким образом, якобы спасти карабахское население… А потом, если помните, он сам же это население оставил без социальных выплат, вынудив покинуть страну, чтобы оно не примкнуло к земляческим протестам бывших президентов: Роберта Кочаряна и Сержика Саргсяна. Вот она, «демократия в разрезе».
Проблем у Никола Воваевича немало, в том числе психических, связанных с раздвоением личности, но есть еще одна - в Иреване персонал посольства США составляет более 1,5 тыс. штатных «глаз и ушей» Госдепа, и его аналитики неплохо хотя бы традиционно и по наитию разбираются в основах демократии. Более того, им с высоты обобщения мониторинговых данных видно, кто насколько и как привержен «повестке мира на принципах суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международно признанных границ, а также разблокирования региональной инфраструктуры».
Официальный Иреван, к сожалению, застрял в средневековой метафизике и ему кажется, что прожженные не раз дипломатические сидельцы на берегах Потомака буквально млеют при виде практически непригодного проекта «перекресток мира». Команда Пашиняна ошибочно полагает, что подписанная второпях 14 января (прямо перед уходом из Госдепа экс-главы Энтони Блинкена) «хартия о стратегическом партнерстве» является документом, обязательным к исполнению. А когда Никол Воваевич в своем послании «крайне высоко оценивает» видение Дональдом Трампом «прекращения конфликтов и установления мира во всем мире», становится просто смешно за позицию двоечника, не знающего, как минимум, основ обычного дипломатического этикета.
Фидан САЛМАНЛЫ