Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Реваншизм загнан в угол геополитической неизбежности
Официальный Иреван буквально «забрызгал» регион вербальным конструктивизмом. Накануне пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян заявила, что территория страны не может использоваться третьими странами для военных действий против соседей, а премьер-министр Никол Пашинян не рекомендует, а уже настаивает на необходимости нового текста конституции.
Слова представительницы внешнеполитического ведомства в основном законе страны не прописаны и ни на какой бумаге вообще нет их подтверждения. Тем не менее интересна ее трактовка однозначности принципиальной позиции кабмина РА.
Получается, что если вдруг Россия (не сосед Армении) решит в рамках «союзничества» ударить силами 102-й базы по Азербайджану, Турции или Грузии, а США либо иные страны НАТО - по Ирану, глава МИД соседней страны Арарат Мирзоян «грудью ляжет на амбразуру».
Если честно, судя по ситуации «на земле», трудно представить набор доступных инструментов для осуществления угрозы гипотетическому агрессору, однако факт налицо - после недавнего визита в Турцию Никол Пашинян решил подумать не о «предательстве» союзника по ОДКБ, что, по его мнению, было сплошь и рядом в последние четыре с половиной года, а о добрых связях с непосредственными соседями.
Кстати, выступая накануне в местном парламенте, премьер-министр Армении даже не взял с собой «макет родины», олицетворяющий 29,74 тыс. кв. км, тем не менее повторил, что новая конституция должна отражать актуальную политическую и социальную реальность их государственности. «Нам необходим такой основной закон, который бы соответствовал тем реалиям, которые уже сегодня существуют в нашей стране», - сказал глава армянского правительства, объявив, что власти уже приступили к разработке проекта новой конституции.
Однако сдается, визит в Стамбул и встреча с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом стали спусковым крючком, после «нажатия» на который процессы обрели необратимый характер. В этом контексте неплохо бы перечитать пост президента Франции Эмманюэля Макрона на армянском языке, в котором он рассказал о недавнем «очень хорошем» телефонном разговоре с Пашиняном. «Я выразил солидарность перед лицом попыток дестабилизировать армянскую демократию и подтвердил нашу поддержку его смелых усилий по достижению мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией. Мир и открытые границы стали бы важным событием для всего региона и примером для других», - отметил пока еще действующий хозяин Елисейского дворца.
Тут надо бы обратить внимание на причину, по которой вчера армянский посол Гурген Арсенян был вызван в МИД РФ, чтобы раскрыть скобки, особенно в части, касающейся «попыток дестабилизировать армянскую демократию». Глава дипломатического представительства в Москве получил «желтую карточку» как раз за излишне кавалерийские атаки на армянскую «апостольскую» церковь и арест российского миллиардера, главы ЗАО «Электрические сети Армении» и «просто олигарха» Самвела Карапетяна (кстати, армянский парламент проголосовал 65 голосами против 27 за национализацию упомянутой монополии). Вчера же депутаты из правящего «Гражданского договора» лишили депутатской неприкосновенности главу фракции «Айастан» Сейрана Оганяна и ее секретаря Арцвика Минасяна, и это тоже камушек, известно в чей огород.
То есть в бывшем центре постсоветского пространства инерционно думали, что только в их исполнении политика может превращать экономику в заложницу, а энергетика (поставки нефти и газа в Европу) быть эффективным рычагом давления и ареной геополитических разборок, однако Никол Пашинян ответил симметрично, несмотря на статус союзника по ОДКБ и ЕАЭС.
Обычно Россия непривычна к нормальному диалогу с «младшими партнерами», считая их вассалами, в соответствии с законом Марка Туллия о том, что человек свободный желает всем свободы, а раб мечтает не о свободе, а о своих рабах. А тут вдруг «группа соросят» в пух и прах разбила и «авторитет» церкви, и даже такой актив, как миллиардер Карапетян, открыто связанный с российскими элитами, бывший некогда едва ли не символом стабильности и неприкасаемости, благодаря владению группой компаний «Ташир» и ключевыми энергетическими рычагами.
Помнится, 10 лет назад во время правления Сержа Саргсяна он выкупил упомянутые электрические сети у российского «Интер РАО» через офшорную Liormand Holdings Limited, фактически закрепив за собой статус «смотрящего» за энергосистемой страны. Сегодня же та самая «гавань стабильности» встречает окончание политического сезона за решеткой, тогда как целая бизнес-империя становится объектом открытого передела. Семья арестованного предпринимателя уже пыталась контратаковать, направив премьер-министру уведомление о начале инвестиционного спора в рамках армяно-кипрского соглашения о взаимной защите инвестиций, что открыло бы двери в международный арбитраж, но парламент сыграл на опережение, проголосовав за национализацию. И это уже не намеки на «предательство союзника», обиды на «сестричку», а демонтаж российского бизнес-влияния в стратегических секторах страны, который перешел в плоскость открытых законодательных актов.
Именно поэтому голосование по «Электрическим сетям» с итогом 65 против 27 стало развязкой целого узла армянской политики, в котором переплелись интересы и страхи старой элиты, давление уличных протестов и решимость нового режима избавиться от слишком крупных игроков старой школы. В столь торопливом законотворчестве угадывается не столько хозяйственный расчет, сколько политический сигнал: монополии, сложившиеся при российском покровительстве, перестали быть неприкосновенными. В Москве, правда, глубоко озабочены и с прискорбием наблюдают, как одного миллиардера (похудевшего Рубена Варданяна) судят в Баку, другого «героя финансового благополучия» ждет скамья подсудимых в Иреване, в обоих случаях, с перспективой пожизненного заключения. При этом Карапетян, потративший на церковь десятки миллионов баксов (в Эчмиадзине до недавнего времени рядом с распятым Христом висел его портрет), не просто обладал миллиардами, а в честь его персоны служили литургии, и он таким образом получил куда более важный ресурс - влияние на души и даже на мышление целой прослойки обывателей. И это влияние, включая монополию на электричество (900 тыс. единиц жилья плюс хозяйствующие субъекты) он хотел конвертировать в рычаг для смещения премьер-министра, став тем, кого в Москве уже откровенно прочили в качестве «согласованного лидера переходного периода».
Вот основные причины смягчения позиции Никола Пашиняна в отношении соседей, хотя, если честно, двурушники и обманщики, перевертыши с раздвоением личности никогда не были «героями моего романа». Более того, официальный Баку готов к любым армянским сценариям, включая государственные перевороты, как то было 27 октября 1999 года, которые сплошь и рядом пропитаны реваншизмом. Не исключаем, что завтра какой-нибудь отмороженный «священнослужитель» из гранатомета пульнет по головному зданию на столичной площади Республики или по парламенту, где с очередным противоречивым заявлением будет выступать премьер. Однако кто бы ни пришел вместо Никола Воваевича, ему будет дано максимум полгода на «осмотреться» и «обтесаться», в случае же бега по кругу (Париж - Москва - Тегеран - Вашингтон - Нью-Дели) в поисках опоры для реваншизма, из Баку и Анкары ему пошлют внятный сигнал о том, что нечего ждать журавля в небе - он ведь может и нагадить сверху…
Фидан САЛМАНЛЫ