Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Размышления публициста по прочтении монографии, вышедшей в издательстве «Элм»
За последние десятилетия алиевоведение обогатилось десятками книг, научных исследований, коллективных сборников и пр., посвященных изучению масштабной личности Гейдара Алиева и его разносторонней деятельности.
Особой активностью отличается в этой связи коллектив Института литературы имени Низами Национальной академии наук Азербайджана (НАНА). Достаточно сказать, что в юбилейном, 2023 году, когда общенациональному лидеру исполнилось 100 лет, институт издал более 60 книг и монографий на эту тему.
Но даже на фоне всех этих солидных публикаций событием в алиевоведении стала новая монография НАНА, вышедшая в издательстве «Элм» в этом году. Автор идеи - президент НАНА, академик Иса Габиббейли, научный редактор - академик Ариф Гашимов. Монография состоит из пяти обширных глав, в каждой из которых раскрываются различные аспекты многогранной деятельности великого лидера, с научной точки зрения, на основе современных подходов анализируется его роль и неоценимые заслуги в строительстве фундамента нового независимого государства - Азербайджанской Республики.
Первая глава открывается концептуальной статьей академика Исы Габиббейли «Жизненный путь и борьба выдающегося государственного деятеля Гейдара Алиева: масштаб политического портрета», в которой прослеживается весь путь, пройденный героем монографии - от семейных истоков, учебы в родном Нахчыване, службы в Комитете госбезопасности до влиятельного советского руководителя и общенационального лидера азербайджанского народа. В третьей главе, посвященной роли Гейдара Алиева развитию азербайджанской науки и образования, также помещены несколько статей Исы Габиббейли. Он же написал и заключение к монографии. Более чем уверена: Иса муаллим был не просто автором идеи (не секрет, что часто авторство это бывает простой формальностью, знаком уважения к руководителю того или иного учреждения), но и внимательным составителем книги, отобравшим темы, сюжеты, поручившим конкретным ученым разработать эти темы на достойном уровне, а затем прочитавшим с пером в руках представленные статьи. Не понаслышке знаю о научной дотошности академика Габибейли, поскольку мне довелось делать с ним интервью о нахчыванском периоде жизни и деятельности Гейдара Алиева. Он тщательно редактировал нашу беседу, подбирая новые, более точные выражения, добавляя все новые и новые эпизоды и насыщая ткань материала живыми эксклюзивными подробностями. Ко всему, что касается личности Гейдара Алиева и ее художественно-научному осмыслению в литературе, в науке, искусстве, академик Габиббейли относится с особой любовью и трепетом. Ни одна книга под его редакторством не выходит ради галочки. Потому и результаты бывают столь весомыми…
Весьма насыщенной фактами, цифрами, датами и историческими реалиями является статья академика Исмаила Гаджиева «Могучий архитектор независимого азербайджанского государства», где убедительно обосновываются исключительные заслуги общенационального лидера в развитии социально-экономической, общественно-политической и научно-культурной жизни Азербайджана в первый и второй период его руководства.
Здесь же превалируют статьи, в которых те иные аспекты политической деятельности Гейдара Алиева освещаются с философских позиций; так, доктор философских наук Рена Мирзазаде скрупулезно осветила гендерную политику в Азербайджане в период руководства Гейдара Алиева, ученые Ильхам Мамедзаде и Санан Гасанов коснулись достаточно сложной и малоизученной темы в статье «Философия независимой государственности в политической деятельности Гейдара Алиева», а доктор философских наук Хатира Гулиева посвятила свое исследование интересной проблеме о взаимосвязи эпохи и мировоззрения в деятельности государственных личностей и прежде всего Гейдара Алиева. Факты из биографии Лидера она рассматривает в контексте происходивших в то время исторических событий, будь то революция в Иране, движение Пишевари, притеснение азербайджанского языка со стороны шахского режима, события в Турции и т.п. По ее мнению, все эти и другие реалии оказывали влияние на жизнь и мировоззрение будущего общенационального лидера.
Методология исследования, принятая на вооружение Хатирой Гулиевой, представляется мне весьма продуктивной, ибо понять мотивы и причины, побуждающие Лидера принять то или иное решение, пойти тем или иным путем, зачастую невозможны без анализа исторических обстоятельств, особенностей времени, в котором это решение принималось. В своем семитомном романе-исследовании «Гейдар Алиев: Личность и Эпоха» мы пошли именно по этому пути, насытив книгу дыханием времени, своеобразием исторического периода, в котором формировалась неординарная личность будущего Президента независимого Азербайджана. Хотелось бы, чтобы исследователь пошла дальше в своих изысканиях, ибо эпоха и мировоззрение не всегда совпадают и порой даже вступают в противоречие друг с другом, особенно если речь идет о феноменальной личности.
Не случайно весь период с 1988 по 1992 годы был для Гейдара Алиева временем преодоления стереотипов и переоценки ценностей. Политик одним из первых в советском руководстве осознал пагубность пути, по которому повел страну Михаил Горбачев; он, пожалуй, первым предугадал распад СССР и призывал своих коллег по парламенту выступить против референдума о сохранении СССР; несмотря на десятилетия атеистической пропаганды и борьбы с религией,
Гейдар Алиев первым среди бывших советских лидеров поехал в священные для всех мусульман Мекку и Медину и совершил малый хадж… Эти и другие поступки он совершал, опережая свое время, ибо обладал редким даром предвидения будущего. И в этом случае его мировоззрение вступало в конфликт с устоявшимися стереотипами. Интереснейшая, еще почти неизученная тема, которую хорошо было бы исследовать, применяя методы нечеткой логики выдающегося ученого Лютфи Заде…
Во второй главе, которая называется «Основатель идеологии азербайджанства», особое внимание привлекает статья члена-корреспондента НАНА Мусы Гасымлы «Гейдар Алиев и Южный Азербайджан» - тема малоизученная в силу своей закрытости. Известный исследователь жизни и деятельности Гейдара Алиева подошел и к этой теме с научной основательностью, представив множество архивных материалов, статистических выкладок и фактов, которые убедительно доказывают, что Гейдар Алиев даже в период диктата Москвы, всегда с особым вниманием и чуткостью относился к теме Южного Азербайджана. Он опекал политэмигрантов, которые во множестве переехали из Ирана после революции 1946 года, помогал им в учебе, трудоустройстве, предоставлял им квартиры, награждал орденами и медалями СССР. Интересно, что в 70-е годы ХХ века сотни, если не тысячи молодых людей, выходцев из Южного Азербайджана, благодаря специальному решению Бюро ЦК КП Азербайджана, были приняты в вузы и техникумы вне конкурса. По инициативе Гейдара Алиева республика налаживала активные культурные мосты с Южным Азербайджаном, отправляла туда книги и журналы, пластинки и кассеты с азербайджанской музыкой, усиливала вещание на Южный Азербайджан по линии радио и телевидения. Более того, руководитель Советского Азербайджана не раз поднимал перед Кремлем вопрос о защите прав соотечественников, проживавших в Иране, которые подвергались арестам и преследованиям. Поэтому прогрессивная интеллигенция Южного Азербайджана, пишет М.Гасымлы, справедливо гордилась Гейдаром Алиевым, воспринимая его как Единого Лидера и выдающегося государственного деятеля. Ну, а после второго прихода к власти в 1993 году взгляды и отношение Г.Алиева к мировому азербайджанству превратились в системную государственную политику…
Третья глава, посвященная теме отношения общенационального лидера к науке и образованию, прежде всего привлекает внимание статьями академика Исы Габиббейли. Первая статья - концептуальная: «Гейдар Алиев и наука Азербайджана». Извлекая из архивов практически все решения и постановления, инициированные Гейдаром Алиевым в отношении науки, - как в советский период, так и период независимости - ученый раскрывает те позитивные последствия, к которым приводила реализация этих решений. Это и создание новых отраслей науки в Азербайджане, определяющих научно-технический прогресс, это и сближение науки с производством, создание в рамках социалистического общества ростков частной (по сути, капиталистической) хозяйственной инициативы, когда организованные в недрах НИИ Специальные конструкторские бюро работали на государственные заказы и получали солидную прибыль. Это усиление внимания к историческому прошлому республики, создание масштабных кинолент о национальных героях, проведение юбилеев Низами, Насими, Физули, поощрение видных ученых государственными премиями, орденами, званиями, возвращение азербайджанскому языку статуса государственного, издание журнала «Советская тюркология» в Баку - в Академии наук, и многое другое. Академик Габиббейли отмечает, что все эти акции, вся эта невиданная доселе поддержка общенациональных идей способствовала формированию в Азербайджане научных школ, получивших не только общесоюзное, но и международное признание. Это и школа физики академика Гасана Абдуллаева, математическая школа видных ученых Захида Халилова и Ашрафа Гусейнова, школа нефтехимии академика Вахаба Алиева, школа офтальмологии академика Зарифы Алиевой, школа востоковедения-текстологии Зии Буньятова, школа географии и почвоведения Гасана Алиева-Будага Будагова… Перечислять можно еще долго, потому что в 70-е - начале 80-х годов азербайджанская наука действительно находилась на пике своего развития и, не в последнюю очередь, потому что чувствовала постоянную заботу и внимание первого лица республики.
Такую же заботу проявлял общенациональный лидер к ученым и их проблемам и во время второго прихода к руководству Азербайджаном. Достаточно сказать, что первое учреждение, куда Гейдар Алиев пришел после приезда в Баку 9 июня 1993 года, был Президиум Академии наук. Мне в качестве немногих журналистов довелось присутствовать на этой встрече, состоявшейся 11 июня. Именно с представителями науки он решил обсудить тот тяжелейший кризис, в котором оказался тогда Азербайджан, и наметить пути его решения.
А 23 сентября 1993 года, еще до своего избрания Президентом, спикер парламента провел историческую встречу с азербайджанской интеллигенцией в стенах Академии наук. Именно там, пишет академик Габиббейли, будущий общенациональный лидер сказал о необходимости сохранить и развить достижения этой академической структуры. Иса муаллим цитирует высказывание Гейдара Алиева: «Академия наук - это историческое достижение народа. Можете быть уверены, что и Академия наук, и все институты будут продолжать свою деятельность, мы создадим для этого условия».
Таким образом, подчеркивает академик Габиббейли, Гейдар Алиев выступил истинным спасителем Академии наук, в целом научного сообщества, интеллигенции, которая вновь обрела в его лице своего покровителя и рулевого.
Вторая и третья статьи посвящены конкретным событиям, произошедшим в академической среде после второго прихода Гейдара Алиева к руководству страной, - это встреча Президента с членами НАНА в 1997 году, а также история с избранием Гейдара Алиева почетным членом академии в мае 1998 года. Обе темы проработаны Исой Габиббейли досконально, с массой новых фактов, которые впервые вводятся в научный оборот. Они, несомненно, добавляют новые штрихи к портрету и уникальной биографии Гейдара Алиева, который был не только выдающимся государственным деятелем, но и истинным человеком науки. Недаром Иса муаллим приводит высказывания академика Джамиля Гулиева, который так подвел итог взаимоотношениям Гейдара Алиева с учеными, с Национальной академией наук: «Гейдар Алиев в самый сложный, тяжелый период истории… на пороге ХХI века спас Национальную академию наук, обладающую научно-техническим потенциалом и богатейшей интеллектуальной сокровищницей. Он пресек удары, которые пытались нанести по ученым, науке, по уважению и авторитету интеллигенции. Он сохранил нравственность, интеллект, науку и культуру нации от хаоса и произвола, поставил перед государством и обществом в качестве важной задачи возвышение их до новых горизонтов…»
Четвертая глава называется «Личность, оставившая глубокий след в азербайджанской литературе и культуре». Здесь следует прежде всего отметить концептуальную статью члена-корреспондента НАНА Техрана Алышаноглу и доктора филологии Эльнары Акимовой «Гейдар Алиев и азербайджанская литература». Мне понравилось, что это исследование написано хорошим живым языком, без сухой научной дидактики и что авторы часто цитируют писателей и поэтов, а также самого Гейдара Алиева, который в своих речах нередко обращался к роли литературы и искусства в жизни народа. Авторы делают интересный вывод о том, что, хотя отношения Гейдара Алиева с литературой пришлись на два разных исторических периода, причем разного государственного устройства, суть этих отношений не изменилась. И при господстве коммунистической идеологии, и при идеологии азербайджанства, провозглашенной официальной доктриной независимого государства, общенациональный лидер сумел направить вектор развития азербайджанской литературы к национальным истокам, к постижению и осознанию национальных корней, генетического кода своего народа. Прочитав эту статью, понимаешь, что такого уровня, размаха и такой сердечности во взаимоотношениях писателей, творческой интеллигенции с руководителем государства не наблюдалось никогда и нигде в мире. Поистине поразительный факт!
Не случайно деятели культуры выразили Гейдару Алиеву свою благодарность в написанных книгах, статьях, воспоминаниях, а в изобразительном искусстве - в замечательных портретах и памятниках. Об этом говорится в статье доктора философии по искусствоведению Хазара Зейналова «Образ Гейдара Алиева в изобразительном искусстве».
Последняя глава посвящена модели внешней политики Гейдара Алиева, и тут мы встречаем интересные статьи члена-корреспондента Мусы Гасымлы, академика Говхар Бахшалиевой, доктора исторических наук Гюлли Йологлу.
По своей сути и охвату монография «Масштаб и миссия личности
Гейдара Алиева» является настоящей энциклопедией, значение которой заключается в том, что это первое научное издание, где биография Гейдара Алиева системно отражена на всех этапах и во всех сферах его деятельности - от экономики до культуры, от строительства армии до формирования внутренней и внешней политики.
Подобные издания неоценимы для будущих исследователей жизни и судьбы общенационального лидера, которые и далее будут заниматься изучением феномена этой уникальной личности. Личности, определившей стратегию развития Азербайджана на долгие десятилетия вперед.
Эльмира АХУНДОВА,
народный писатель
Азербайджана