Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Президент Ильхам Алиев последовательно доносит миру позицию Азербайджана
Президент Ильхам Алиев выверенными методическими текстами в каждом выступлении подчеркивает значимость следования национальным интересам, давая понять миру, что пора кончать с нарывами конфликтных нарративов.
Пытливый читатель обратил внимание на схожесть постулатов главы государства, озвученных в Вашингтоне, Тяньцзине и в ответах на вопросы ведущего телеканала «Аль-Арабия».
Так, с некоторыми дополнениями, но в целом точечно до внимания всей мировой общественности доводилось понятие «Зангезурский коридор» - то есть, в угоду чьим-то ушам он может называться, как угодно (впрочем, милому армянскому слуху «маршруту Трампа» остервенело воспротивились иранские «ястребы»), но чисто научно, географически и по правилам топонимики с древних времен эта земля называется Зангезур.
Президент Ильхам Алиев не любит спекуляций, а ведь по поводу «коридора» было сломано несметное количество микрофонов и клавиатур. Глава государства четко говорит, что приоритетным направлением для национальных интересов является безопасное и полноценное сухопутное сообщение между основной частью Азербайджана и Нахчыванской автономией, для чего нам нужен марафонский участок длиной 42 км. Вроде все понятно и справедливо - разве логично выезжать из Астары в Иран и трястись сотни верст, если можно из Зангиланского района проехать какую-то сотню километров? Тем не менее, сразу после подписания трехстороннего заявления о прекращении огня от 10 ноября 2020 года ряд столиц вместо того, чтобы радоваться относительно мирному исходу и принятию 9-го пункта, тут же пустили слух о закулисном сговоре Баку и Москвы, которые синхронно «спят и видят съеденную тюрками Армению». А сколько на эту тему было провокаций, яростных видеороликов на разных платформах, расчерчено «красных линий», французские, армянские, иранские и даже российские унтер Пришибеевы кричали «не пущать».
Президент Ильхам Алиев в вашингтонском интервью отечественным СМИ к сожалению для них подчеркнул: «В Совместной декларации, подписанной премьер-министром Армении и мной в присутствии Президента Трампа, прописано положение, отражающее нашу позицию, не отличающуюся от той, что была 10 ноября 2020 года - беспрепятственный доступ в Нахчыванскую автономию. Мы почти довели железную дорогу до границы с Арменией, нам около полугода понадобится, чтобы полностью завершить свою часть работ, приступили к восстановлению железной дороги в Нахчыванской Автономной Республике. Мы уверены в успехе, и уже думаем не только о стальных магистралях, но и о линиях электропередач, об оптоволоконных линиях, о создании альтернативной энергетической инфраструктуры, которая в будущем объединит ресурсы Азербайджана и наших соседей по другую сторону Каспия».
Кто бы что ни говорил, в сухом остатке глава государства добивается победы общего видения ситуации, примеряя унифицированную геополитическую оптику к глазам узколобых любителей конфликтного видения «решения», на деле же - создания проблем. Наглядно проявилась эта тенденция на днях - выступая на саммите ШОС+ в Тяньцзине, Президент Ильхам Алиев следующим образом подвел итоги ожиданий: «Средний коридор является надежным и безопасным маршрутом, соединяющим Китай и Центральную Азию с Европой через Азербайджан - с 2022 года объем грузопотока по нему через нашу страну вырос почти вдвое, к тому же значительно сократилось время доставки грузов. А достигнутые договоренности о соединении основной части Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой будут содействовать расширению транзитных возможностей для международных перевозок. Уверен, что Зангезурский коридор в ближайшее время станет еще одним важным сегментом Среднего коридора, а также коридора Север-Юг, который укрепит мир, многостороннее партнерство и принесет пользу всем нашим близким и дальним соседям на всех направлениях от наших границ».
Для нормального мышления все вроде понятно: как ни называйте дорогу, это путь к миру, взаимной выгоде, и чем больше хороших людей будет пользоваться ее возможностями - тем лучше. Иранцы, правда, во всем видят подвох.
Помнится, после блестящей победы в Отечественной войне, в которой южане чинили нам препятствия, умудрившись даже выставить вооруженный пост на берегу Араза в районе Худаферинского моста, официальный Тегеран заявлял, что мы освободили свои районы от оккупации для того, чтобы создать там израильские военные базы. Минобороны даже выделило для представителей Генштаба КСИР автомобили, им показали уборочную технику, разобрали все строения по кирпичику, чтобы они успокоились и на телекамеру заявили, что на государственной границе опасности нет. Но они все равно, отчитываясь в своем парламенте, на голубом глазу соврали относительно того, что «сомневаюсь я, однако» - видно, выведен такой сорт человечества, чувствующий во всем подвох.
То же самое было и по поводу транспортного коридора: сначала был анекдот, когда армянская сторона смолчала, а в Тегеране муллы «раскудахтались» о том, что как мол можно допустить экстерриториальное прохождение грузов на территории суверенного государства. Но почему-то их не было слышно по итогам заявления от 10 ноября 2020 года, в котором прямо отмечено, что этот участок Сюникской области будут охранять российские пограничники.
Их не слышно и сегодня, когда на границах с Ираном вереницами разъезжают автомобили «мирной» наблюдательной миссии Евросоюза, разбавленной конной полицией Канады, обладающей статусом дипломатической неприкосновенности с правом беспрепятственного посещения любого уголка страны камней. Зато сколько нешуточных страстей разгорелось по поводу «маршрута Трампа во имя международного мира и благоденствия» - даже когда американские самолеты бомбили подземные ядерные объекты в иранском Фордо, было тише.
Интервью Президента Ильхама Алиева саудовскому телеканалу «Аль-Арабия» стало, в том числе, своеобразным ответом всем зловещим фигурам типа Али Акбара Вилаяти (азербайджанца, дающего персидские советы азербайджанцу Сейиду Али Хаменеи). Специально, чтобы напомнить им притчу о манкуртах, глава государства заявил: «С президентом Ирана у нас сложились очень хорошие рабочие отношения, так как в наших жилах течет одна и та же кровь, мы говорим на одном и том же языке, обходясь без переводчиков. И мы считаем официальную позицию (президента и главы МИД) Ирана в отношении Зангезурского коридора очень разумной и позитивной, не обращая внимания на голоса бывших чиновников, которых теперь называют советниками - мы полностью игнорируем распространяемые ими ложные нарративы о том, что Зангезурский коридор представляет ощутимую угрозу Ирану».
Тем самым глава государства дал понять манкуртам, засевшим во властных коридорах Тегерана, что их резкие выпады по поводу Зангезурского коридора - не более чем зряшное сотрясание воздуха, поскольку официальный Баку принимает во внимание исключительно мнение тех, кто уполномочен формировать внешнюю политику шиитской исламской республики. И это, во-первых, позиция президента Масуда Пезешкиана, отличающаяся взвешенностью и логичностью, в отличие от воинственно настроенной иранской теократии. После саммита в столице США глава исполнительной власти южан заявил, что требования Тегерана относительно территориальной целостности Армении и свободного пути в Европу и на север были учтены и приняты во внимание в Вашингтоне, что является наглядным примером здравого смысла и трезвой оценки сегодняшних реалий в регионе. Этот момент не обошел вниманием и Ильхам Алиев, подчеркнув, что «позиция президента абсолютно разумна и основана на том, что Зангезурский коридор не представляет никакой угрозы Ирану», особо отметив при этом фактор личных отношений с Масудом Пезешкианом.
Во-вторых, после того, как наша страна полностью восстановила свою территориальную целостность и суверенитет по итогам точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года, активизировались слухи о том, что Азербайджан якобы намерен «приватизировать» Западный Зангезур и тем самым перекрыть ирано-армянскую границу. А это в переводе на простой язык означает, что полная и окончательная победа нашего народа, мягко говоря, синхронно пришлась не по душе антиазербайджанским силам в Париже и Тегеране, с чьей подачи и распространялись домыслы подобного толка.
Так, в мае текущего года министр обороны исламской республики, бригадный генерал Азиз Насирзаде на встрече со своим армянским коллегой в Иреване озвучил буквально следующее: «Тегеран не допустит посягательств на границу Армении и Ирана. Сохранение территориальной целостности и стабильности границ в регионе - один из неизменных принципов политики Ирана». Поэтому как минимум с точки зрения международного сообщества весьма важно, что глава государства полностью опроверг слухи о якобы готовившейся оккупации Зангезура со стороны Азербайджана, приведя целый ряд обоснованных фактов.
«В некоторых СМИ и на некоторых интернет-сайтах ходило много слухов о якобы готовящейся оккупации Зангезура со стороны Азербайджана, но это была абсолютная ложь. У нас не было такого намерения - если бы мы хотели это сделать, то сделали бы в ноябре 2020 года, и это было бы очень легко и с военной точки зрения это не заняло бы много времени на участке в 42 км. Просто идете со стороны Нахчывана и основной части Азербайджана и берете его в клещи. Но мы этого не сделали, потому что мы не агрессоры и оккупанты, а освободители собственной земли, что мы и сделали. И наша война была справедливой, освободительной, войной на нашей земле, войной за восстановление справедливости. Поэтому с этой точки зрения, я думаю, все эти слухи о том, что мы планировали перекрыть армяно-иранскую границу, абсолютно беспочвенны. Все это знают, но вновь повторяю, чтобы не было кривотолков», - заявил прямо Президент Ильхам Алиев.
Понятно, что найдутся клоуны, которые продолжат пускать «слезы умиления» по поводу озабоченности о судьбе и безопасности «любимой сестрички», но и им на заметку можно сбросить фото- и видеоматериалы с текстами встреч лидеров Азербайджан и Армении в Абу-Даби, Вашингтоне, Тяньцзине и Пекине.
Южный Кавказ, если кто не понял, благодаря инициативам Президента Ильхама Алиева, начал вдыхать воздух с перспективами долгосрочного мира, восстанавливая былой статус единого организма Большого Кавказа на внушительной территории от западной Анатолии до Хамадана и от берегов Каспия до Черного моря.