Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Париж пытается повернуть вспять региональную повестку
В то время, как премьер-министр Армении с высокой трибуны 80-й Генассамблеи ООН с удовлетворением заявил, что установлен мир между его страной и Азербайджаном, Елисейский дворец «мягко» пытается поддержать конфликт в тлеющем состоянии.
В Нью-Йорке Никол Пашинян отметил, что решающую роль в мирном процессе сыграл глава Белого дома Дональд Трамп. «Его самоотверженность, последовательность и принципиальность сделали возможным то, что казалось невозможным. Поэтому мы совместно с Президентом Ильхамом Алиевым приняли совместное решение о выдвижении кандидатуры Президента Трампа на Нобелевскую премию мира. Ведь мы на своем примере убедились, что Президент Трамп по-настоящему предан этой идее», - вполне логично добавил армянский премьер.
На этом фоне как раз в дни Поминовения солдат и офицеров, погибших в ходе Отечественной войны 2020 года, по итогам которой наша страна восстановила историческую справедливость, нормы и принципы международного права и освободила большую часть своих временно оккупированных территорий, диссонансом прозвучало мнение посла Франции в Армении Оливье Декотиньи. Подзабытый провокатор решил в социальной сети X «почтить память» армянских оккупантов, опубликовав цитату Жана Кокто: «истинная могила мертвых в сердцах живых».
Надо бы подправить любителя громких ни к чему не обязывающих фраз, так как в человеческих сердцах сохраняется память лишь о героических поступках и ярких личностях. Военнослужащие же страны, до сих пор частично живущей реваншистскими ожиданиями, как сказал Президент Ильхам Алиев в обращении к народу от 27 сентября 2020 года, на 90% были приписаны к военным комиссариатам Армении и не имели мотивации сражаться за меркантильные интересы верхушки карабахского клана.
Нам понятна фобия почти всех французских чиновников, для которых любой народ, «ненавидящий всеми фибрами души» турок, считается героическим - начиная со средних веков все костелы и университеты коллективного Запада специализируются на анафеме тюркскому этносу. Однако в Оливье Котиньи «клокочет и бурлит лава» предвзятости, поэтому его всерьез не воспринимают ни в дипмиссии, где он бесталанно отбывает номер, ни в экспертном сообществе - политологи никогда не делают ссылку на его глупые и беспочвенные высказывания.
Не спорю, в Елисейском дворце при каденции Эмманюэля Макрона он даже может продвинуться по служебной лестнице, особенно при нынешнем главе правительства Себастьяне Лекорню, а как чиновник он крайне безответственный, не отвечающий «за базар», с соответствующим уровнем авторитета. Напомню классический образец «притягивания за уши» событий, несопоставимых по релевантности и значимости, когда мир 3 августа прошлого года отмечал годовщину событий в Синджаре на севере Ирака, когда боевики так называемого «Исламского государства» вырезали сотни курдов - езидов, угнав женщин и детей в рабство. Это было неописуемое аморальное военное преступление (хотя о какой морали можно говорить касательно душевно больных людишек, пытавшихся затянуть человечество в пещерный период), в результате которого, по информации иракского правительства, погибло более 5 тыс. невинных людей (17 июня 2016 года ООН признала их истребление в Синджаре геноцидом).
Так вот, Оливье Декотиньи, «отдавая дань памяти» жертвам событий 12-летней давности, позволил себе откровенно аморальные сравнения, назвав геноцид езидов «повторением» событий 1915 года в Османской империи с разницей в сто лет. Из его слов следует, что действия ИГ и османских властей якобы лежат в одной плоскости, хотя это абсолютно недопустимо как с точки зрения исторической науки, так и элементарной логики, морали и нравственности.
Как известно, трижды перекроенные Османская и Австро-Венгерская империи вкупе с кайзеровской Германией в период Первой мировой воевали с Антантой - коалицией на ту пору крупнейших мировых держав: России, Великобритании и Франции (потом царизм рухнул, а союзников под занавес поддержали США, «сняв сливки» с мировой трагедии). И тогда армянские вооруженные группировки в восточной Анатолии открыто перешли на сторону врагов государства, в котором жили, участвуя в боевых действиях на стороне российской армии и совершая вооруженные нападения на мусульманское (турецкое, азербайджанское и курдское) население, как всегда, в тщетной надежде расширить жизненное пространство и стать, в конце концов «страной от моря до моря». Исторические документы свидетельствуют о том, что в ряде регионов имели место восстания и массовые убийства мусульманских жителей (например, резня в Ване весной 1915 года, что и спровоцировало младотурков на переселение «группы риска» вглубь империи).
И таких примеров немало, однако, о предательстве и преступном двурушничестве дашнаков посол Франции в Армении решил не вспоминать, «забыв» и о том, что лишь в ответ на все эти предательские и угрожающие империи действия армян османское правительство приняло решение об их переселении из прифронтовых зон. К слову, это была мера, применявшаяся в условиях военного времени многими государствами, и приравнивать ее к целенаправленному истреблению мирного народа террористами в мирное время - это грубое, сознательное, целенаправленное и аморальное искажение истории.
Но мы можем напомнить «дипломату» настоящую историю увядания колониальной Франции, которая несет многовековую ответственность за уничтожение и порабощение миллионов людей в Африке, Азии и Океании.
Начнем с массовых трагедий в Алжире, когда французские колонизаторы или попросту вандалы в период с 1830 по 1962 год официально истребили миллион жителей этой североафриканской страны. Президент Ильхам Алиев, посетив 1 ноября 2022 года Национальный музей борцов за независимость многострадальной страны, оставил искренне пронизывающую запись: «Музей имеет исключительное значение с точки зрения сохранения и передачи будущим поколениям памяти о проводимой с невиданной жестокостью и безжалостностью колониальной политике против алжирского народа, военных преступлениях и преступлениях против человечности, общенародном сопротивлении колониальным силам и победе в борьбе за независимость, одержанной ценой жизни полутора миллионов шехидов. Борьба за свободу и независимость во имя избавления от беспощадного колониального гнета навсегда вошла в историю Алжира, как символ великого мужества, единства, непоколебимой воли и решимости алжирского народа».
Кстати, ни один президент Франции так и не извинился за военные преступления собственных предков, чьи действия были вполне сопоставимы с так называемым ИГ, с одной разницей - радикальные исламисты просто убивали, неся массовую смерть и отрабатывая кровавый гонорар от коллективного Запада, радикальные же католики «несли свет цивилизации «темным» народам». Хотя если покопаться в анналах истории, галлов в ее скрижалях не было вовсе, когда предки алжирцев были звездочетами, моряками и математиками, наряду с финикиянами и египтянами.
А что скажут французы про события на Мадакаскаре сразу после Второй мировой войны, когда местное население на волне всплеска национального самосознания восстало против колонистов в 1947-1948 годах? В ходе карательных операций против почти безоружных повстанцев (копья и стрелы, ножи и топоры в середине ХХ века смешны) за неполный год было убито около 100 тыс. человек, из которых лишь 5 тыс. были «партизанами», остальные - мирными жителями. Про Индокитай и вовсе надо бы умолчать, по большому счету, особенно с учетом того, что там было убито около полутора миллиона человек. На современном же этапе буквально кипит тема Новой Каледонии и Африки, откуда вооруженных потомков галлов гонят поганой метлой.
Поэтому, прежде чем провоцировать страну пребывания на необдуманные шаги, послу, во-первых, надо бы знать основы дипломатической деятельности, а во-вторых, хотя бы промолчать на фоне преступлений, совершенных армянскими боевиками на ранее оккупированных территориях Азербайджана, за что они справедливо были наказаны, в том числе, за Ходжалинский геноцид и превращение некогда цветущего Агдама в «Хиросиму Кавказа».
Впрочем, наш народ возрождал и более масштабные разрушения, а с соседним народом мы и сами разберемся на треке сотрудничества, не спрашивая совета у третьестепенных изгоев политики.
Фидан САЛМАНЛЫ