Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Как 42 км стали камнем преткновения для Пашиняна
Азербайджану без разницы, как будут называться 42 км на юге Армении - Зангезурским или Сюникским коридором, а может, и «маршрутом Трампа». Для нас главное - полное выведение Нахчыванской автономии из транспортной блокады, армянское же правительство «водит хоровод» вокруг понятий.
Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян в Страсбурге, где проходит осенняя сессия ПАСЕ, отвечал на вопросы журналистов, которые почему-то настаивали на его отношении к понятию «Зангезурский коридор».
Провокации вполне объяснимы - в Париже и Брюсселе, не говоря о прочих столицах, не могут переварить сам факт Вашингтонского саммита 8 августа. Когда в Овальном кабинете главы МИД Азербайджана и Армении: Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян парафировали текст мирного договора в присутствии глав государств и, в частности президента США Дональда Трампа, а Никол Пашинян и вовсе предложил облегчить транспортную составляющую недопонимания, назвав 42 км «маршрутом Трампа во имя международного мира и процветания».
Кстати, совсем недавно американская правительственная делегация посетила Иреван и Сюникскую область соседней страны для обсуждения деталей проекта - так что идея, хоть и медленно, обрастает материальной составляющей. Тем не менее, удивительно, что армянский премьер решил «подыграть» зарубежным журналистам, уделив особое внимание в стенах ПАСЕ тому факту, что понятие «Зангезурский коридор» не фигурировало и не будет фигурировать в каких-либо согласованных двусторонних документах.
Возможно, этот «протест против всего тюркского» крайне важен для армянского восприятия общественно-политических процессов. Однако обратившись к энциклопедиям, узнаем, что термин Зангезур имеет персидские корни (занг - скала, зур - длинный, что в переводе означает горный кряж). Сама территория в раннем средневековье входила в состав области Сюник, расположенной на крайнем юге Кавказской Албании и охватывала полностью регион, включая горную часть Нахчывана и основную часть Гейчинского региона (без верхнего течения реки Занги). До арабского завоевания в 705 году вассалы Сасанидов политически подчинялись Мигранидам из Албании, а потом эти земли стало возрождаться в форме мелких албанских княжеств. До советской власти не было ни западного, ни восточного Зангезура, так как речь шла о едином жизненном пространстве, и лишь искусственное политически мотивированное размежевание позволило Армении прирасти упомянутыми территориями, потому общественность соседней страны считает, что «так оно всегда было».
Но что вы хотите от носителей ущербной логики, если они четыре деревни Газахского района, отчужденные в 1990-1991 годах и вернувшиеся в лоно нашей страны по итогам прошлогодней делимитации, считают «исконно армянскими». Вот и Никол Воваевич журналистам заявил: «Откуда у вас выражение «Зангезурский коридор»? Где вы его прочитали? Подобного выражения не существует, его никогда не было, и, будьте уверены, впредь тоже не будет. Никто не имеет права давать название суверенной территории Армении без ее согласия - это является грубейшим нарушением принципа взаимного признания суверенитета».
Но ведь суть транспортного узла между Азией и Европой, в котором беспрепятственное сообщение жителей нашей страны с Нахчыванской автономией является лишь небольшой частью, заключается не в терминах и прочем буквоедстве, а в обеспечении реальной связи, которая принесет выгоду всем странам материка. Мы бы даже пошли глубже вашингтонских фантазий Никола Воваевича, прибавив к «маршруту Трампа во имя международного мира и процветания» «проспект вечного регионального партнерства и дружбы» - главное, чтобы автомобильная и железная дорога была открыта. И потом, имеет ли Пашинян моральное и политическое право предъявлять претензии к терминологии, используемой в Баку, учитывая то, что армяне произвольно меняли традиционную топонимику, давая всякого рода волюнтаристские названия нашим селам и городам, рекам и горам без нашего согласия? Они продолжают это делать и сейчас, несмотря на то что Карабах и Восточный Зангезур освобождены, а Азербайджан окончательно восстановил свой суверенитет - «арцах», «иванян» и «степанакерт» до сих пор упорно используются в официальных переписках членов и чиновников армянского правительства.
Теперь же Пашинян вдруг «прозрел», вспомнив о принципах суверенитета и требуя уважения к названиям, когда речь идет о коммуникациях, признанных мировым сообществом. Хотя он мог бы просмотреть ответы Президента Ильхама Алиева на вопросы участникови III Шушинского Глобального медиафорума, специально перенесенного в Ханкенди для закрытия всех вопросов. Глава государства объяснил суть вопроса следующим образом: «В советское время армянский участок длиной 42 км являлся составной частью азербайджанской железной дороги в силу того, что он не имеет сообщения с остальной железнодорожной сетью Армении. Он соединял Азербайджан через Армению с Нахчыванской Автономной Республикой, дальше шел в Иран с выходом на Персидский залив. Теперь же, реализацией проекта мы выйдем и на Иран, и на Турцию, что многократно увеличит грузопоток. И мы готовы не только принимать и обрабатывать грузы в бакинском порту, но направлять их по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс и через Зангезур, который также будет важнейшим транспортным направлением».
Глава государства не случайно подробно описал обоюдные перспективы, так как знает, что армянский премьер-министр готов на словах поддерживать реализацию транспортных и прочих совместных проектов, но в действительности пальцем об палец не ударит, чтобы хотя бы финансово поддержать инициативы Баку. Так, в рамках «маршрута Трампа» он принял американцев, дав им понять, что «денег нет и не будет», а он и так проявил «щедрость», обещав аутсорсинг заокеанским компаниям сроком на 99 лет.
Тем временем эксперты и аналитики десятки лет называют соседнюю страну «региональным тупиком», так как ни одна из крупных логистических артерий (ни транспортный путь из Китая в Европу, ни коридор Север - Юг, ни Транскаспийский маршрут) не принимают в расчет ее территорию. И это - не вина географии, а результат армянской «политики» конфронтации и отказа от интеграции.
Вне всякого сомнения, упорство Никола Воваевича в вопросе Зангезурского коридора, не говоря о так называемой «оппозиции» с торчащими известно откуда ушами, делает официальный Иреван, да и все население страны камней, заложниками геополитической глупости. Понятно, когда «упирается в эго» важное государство, пользующееся огромным авторитетом, мимо которого не проехать, но когда себя в тупик загоняет со времен Левона Тер-Петросяна Армения, это не более, чем паранойя с крайне завышенной самооценкой. Кстати, если бы соседи опомнились в 90-х или 2000-х годах, выведя оккупационные войска из наших районов, как того требовало международное право, а не игнорировали бы при заступничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ четыре резолюции Совбеза ООН, они избежали бы объективного краха, с которым столкнулись впоследствии.
Правда, осознание этого факта подвигло Никола Пашиняна в том числе и в Вашингтоне, и с трибуны 80-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке публично признать территориальную целостность Азербайджана, но это - не покаяние, а признание сложившихся реалий. Конечно, с одной стороны, это своего рода приговор прежним властям Азербайджана. Но с другой, он вновь пытается оттянуть выполнение договоренностей, в частности, загоняя в тупик географически устоявшееся и признанное энциклопедиями понятие «Зангезурский коридор».
Возможно, он перед выборами в парламент не хочет «дразнить гусей», но мы ведь знаем его тягу к «диверсификации» национальной безопасности, когда он лезет обниматься с американцами, персами, русскими, французами и индусами одновременно, забывая о реалиях и ближайших соседях, с которым его народу жить до скончания веков.
Обязательства надо выполнять, так как отказ от них вредит имиджу и будущим договоренностям - хотя это проблемы армянского правительства, если оно не хочет новой изоляции и окончательной утраты шансов на интеграцию в региональное развитие.
Фидан САЛМАНЛЫ