Не путайте понятия

Политика
14 Октябрь 2025
17:18
123
Не путайте понятия

Мирный договор - только без рисков

Высказывания официальных лиц Армении традиционно можно трактовать по разному - главное, что по факту Азербайджан продолжает подталкивать оппонентов к долгосрочному предсказуемому миру на Южном Кавказе.

На совместной пресс-конференции с нынешним председателем ОБСЕ, главой МИД Финляндии Элиной Валтонен в Иреване ее армянский коллега Арарат Мирзоян в очередной раз не поставил запятую во фразе «казнить нельзя помиловать», заявив следующее: «Армения никогда не обсуждала с какой-либо страной вопрос изменения Конституции, хотя Азербайджан на нем настаивает в качестве предусловия подписания мирного договора. Мы не принимаем это предусловие для взаимно согласованного вопроса повестки обсуждений», - заявил он.

Тут настолько широкое поле для обмена мнений - от расхожего выражения «ни за что» до «не надо, я сам» из кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России», что даже не знаешь, на что намекает руководитель дипломатического корпуса соседней страны.

Кстати, официальный Баку и сам настаивает на том, что принятие нового основного закона соседней страны является исключительно внутриполитическим вопросом, который должен решить армянский народ в результате референдума.

Однако тут есть небольшая загвоздка - Арарат Мирзоян по армянской привычке нахлобучил ответственность на премьер-министра, сказав: «Никол Пашинян не раз подчеркивал, что конституция Армении не имеет территориальных претензий к Азербайджану и другим странам, но в Конституции Азербайджана есть территориальные претензии к Армении».

А это уже серьезное обвинение, и с этого места начнем более подробный обзор.

Итак, чтобы не фантазировать, дадим слово самому Николу Воваевичу, который так трактует нашу Конституцию: «В ней есть отсылка к акту независимости 1991 года, где указано, что нынешнее государство является правопреемником Азербайджанской Демократической Республики 1918-20 годов, где упоминаются Южное и Западное Закавказье в качестве ее неотъемлемой части, с территориальными претензиями к Тавушу, Гегаркунику и Арарату. Иными словами, Конституция Азербайджана содержит территориальные претензии к Армении. Однако мы не поднимаем вопрос, так как в согласованных статьях мирного договора прописано, что ни одна из сторон не может ссылаться на свои внутренние законодательные акты».

Любой сведущий в науке человек подтвердит, что его слова - не более, чем частная трактовка, не подтвержденная фактически в тексте документа. В принципе, официальный Иреван может сослаться на упоминание о том, что Азербайджан претендует на Восточное и Южное Закавказье, однако этот аргумент не выдерживает никакой критики, и вот почему. Во-первых, речь идет о фактических на тот момент территориях АДР, с которыми наша республика по итогам советской оккупации 28 апреля 1920 года впоследствии вошла в состав ЗСФСР, и это отнюдь не релевантный вывод относительно изначально нелегитимного «миацума» - совместного постановления армянского парламента и областного совета бывшей НКАО от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

Во-вторых, в годы советской власти с ноября 1920 до августа 1985 года значительные территории нашей республики волюнтаристским решением Совмина СССР и Политбюро ЦК КПСС были переданы соседям. Более того, в разгар карабахского конфликта далеко от театра военных действий были аннексированы 8 деревень, в том числе, на территории Газахского района, четыре из которых в результате делимитации в апреле прошлого года не без недовольства заселившихся туда армянских селян вернулись к своим истинным хозяевам.

В-третьих, суверенный Азербайджан и сегодня не предъявляет территориальные претензии Армении, а потому о «зеркальных» претензиях не может быть и речи.

Но если Арарат Мирзоян или Никол Пашинян, на которого глава МИД возлагает политическую ответственность, хотят с нами поговорить об истории первой четверти ХХ века, мы не против. Начнем с того, что в географии и политике нет понятия восточный или западный Зангезур - это единый регион, никогда ни входивший в состав Армении, плюс восточный берег озера Гёйча, ставшего по недоразумению обмелевшим Севаном, которые веками были владениями тюркских родоплеменных и более развитых государственных образований вплоть до 30 ноября 1920 года, когда буквально были подарены большевиками без согласия нашего народа соседней стране.

Далее, 29 мая 1918 года на первом же заседании национального парламента состоялась первая уступка - древняя столица Иреванского ханства Иреван был передан Араратской республике в обмен на отказ от претензий на Карабах и прекращение агрессии и насилия в отношении азербайджанцев (так называемое «мирное сосуществование»). Однако оппоненты ни разу этого условия договора не выполнили, в том числе, осуществляя этнические чистки, что предоставляет официальному Баку право отказаться от выполнения этого договора.

Что касается широко разрекламированного «миацума» (того самого акта о «вечном единстве» Армении с Карабахом), то он, с согласия и молчаливого содействия тогдашнего высшего руководства СССР, грубо нарушил сразу три основных закона тех лет: Конституции СССР, Азербайджанской и Армянской ССР. Кроме того, на основе нелегитимного и с правовой точки зрения ничтожного документа 23 августа 1990 года армянский парламент принял Декларацию о независимости третьей республики с аналогичным текстом, прикрываясь пафосными выражениями типа «развивая демократические традиции независимой Республики Армения, образованной 28 мая 1918 года». Согласно цепной реакции, нелегитимная Декларация была заложена в основу конституции соседней страны. То есть, что бы ни говорили высшие должностные лица Армении, это словесная эквилибристика, а потому присутствие подобных положений в их основном законе является прямой угрозой территориальной целостности соседнего государства и в целом стабильности в регионе.

И еще, разве не бредовый «миацум» положил начало оккупации и этнической чистке, которой долго гордились первые три президента Армении? Ведь именно на заре государственной независимости вплоть до Бишкекских соглашений в мае 1994 года армянская сторона, опираясь на нацистскую идеологию, а также на провозглашенную «волю народа», осуществила оккупацию Карабаха и семи прилегающих районов суверенного Азербайджана. И это не просто военные действия, а прямое следствие закрепленной в их правовой системе идеологии «воссоединения» и «права на собственные исторические земли». И хотя десятки международных документов (включая 4 резолюции Совбеза ООН № 822, 853, 874, 884 от 1993 года) четко определили варварские действия, как оккупацию, призывая к немедленному выводу войск, Армения при поддержке внешних центров силы игнорировала все призывы почти 30 лет, что доказывает - без устранения правового фундамента притязаний международные договоры не работают.

Президент Ильхам Алиев в вашингтонском интервью 8 августа отечественным СМИ четко обозначил видение официального Баку: «Домашнее задание для Армении заключается в том, что она должна изменить содержащиеся в конституции территориальные претензии к Азербайджану, которые не позволили подписать мирное соглашение сегодня. Тем не менее, если мы согласились на парафирование текста договора в Белом доме, можно считать, что по факту в нашем регионе уже наступил прочный мир. Так что сегодняшний день можно считать историческим, в том числе и по этой причине».

Если кому интересно, сказанное главой государства переводится просто: если официальный Иреван внесет поправки в основной закон по итогам референдума, это будет весомым вкладом в предсказуемое региональное развитие, а если не внесет или же на парламентских выборах 7 июня следующего года победит «партия войны», тоже не произойдет ничего страшного - просто наступит период сосуществования, с отрицательным для соседей эффектом самоизоляции.

Фидан САЛМАНЛЫ