Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
 
                            Пашинян полетел во Францию «сверять часы»
Премьер-министр Армении в рамках суверенного права может слетать хоть в Антарктиду, но при этом должен зарубить на носу, что без добрососедства с Баку, Тбилиси и Анкарой у Иревана нет перспектив интеграции в региональное развитие.
Как сообщило управление информации и связей с общественностью аппарата премьер-министра Армении, Никол Пашинян проводит двухдневный рабочий визит во Францию, в ходе которого примет участие в 8-й Парижской конференции по вопросам мира и, понятное дело, встретится с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
На мероприятии его представят чуть не единственным бенефициаром повестки армяно-азербайджанского мирного процесса, а с нынешним хозяином Елисейского дворца он обсудит ускоренное вступление страны в Евросоюз, благо Париж после британского «брексита» усилил соответствующие рычаги, могущие повлиять на позитивное решение данного вопроса.
Правительство Пашиняна, в отличие от предшественников, вообще склонно «диверсифицировать национальную безопасность», причем общаться большей частью не с соседями, а проявлять максимум интереса к дальним союзникам.
Так, на прошлой неделе глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил, что его страна «на мази» и уже в ближайшие месяцы может подать заявку на вступление в Евросоюз. По его словам, «граждане требуют от нас идти вперед, и мы даже слышим некоторую критику по поводу возможных задержек и долгих процедур». Говорил он это в интервью популярному германскому медиа ресурсу «Дейче велле» («Немецкая волна») явно в расчете на «правильные уши», а не на собственную аудиторию.
Но это чистой воды профанация, так как учитывая отсутствие не только референдума, но и просто выборов после принятия в марте парламентом Армении законопроекта о присоединении к Евросоюзу, такое заявление, мягко говоря, граничит с демагогией. Исходя из практики, констатируем, что сама европейская интеграция во многих странах бывшего социалистического лагеря на границах и условных подступах к ЕС превратилась в «дойную корову» для политиков, которые идут к власти и удерживают ее именно за счет ставки на «интеграцию с цивилизованным миром» - имея в качестве основной опоры маниловские мечтания, а не реальную поддержку со стороны собственных граждан.
Команда Пашиняна - не исключение, а потому играет теми же «краплеными картами» в игры, не сулящие ничего, кроме дополнительных рисков для всего региона. Мирзоян, к примеру, анонсировал подписание новой программы партнерства между Иреваном и Брюсселем в ближайший квартал, а также пообещал безвизовый режим с ЕС в течение года-двух.
Премьер-министр Пашинян тоже прошелся по этой теме, но высказывался более сдержанно, предупреждая, что даже выполнение требований Запада не гарантирует членства, и вообще он видит Армению частью ЕС только лет через 20-25.
Сейчас получается, что Мирзоян заговорил об ускорении, причем сделал он это в упомянутом интервью, что уже указывает на символический жест «принятия» со стороны Брюсселя. Контекст тоже обращает на себя внимание: в настоящий момент Евросоюз находится в лихорадочном поиске вариантов, как бы присоединить к блоку Украину, Молдову и Черногорию прежде всего, и некоторые другие страны (Сербию, например) в обход существующих процедур. Дело в том, что Венгрия, Словакия и другие страны выступают против ускоренного членства Украины. А потому, чтобы выйти из создавшейся ситуации и включить в ЕС новые страны, Брюссель придумал новую схему - новые члены будут приняты без права вето, которое у них появится только после соответствующего решения старых членов в будущем. Отсутствие права вето у новых членов - гарантия их «подвешенного» статуса, а обещание его дать напоминает обещания западных стран своим колониям дать независимость, как только те усвоят «основы цивилизации».
Зачем нужна такая скандальная схема, показывает весь ход иезуитской истории и практики. Вот и сейчас в кулуарах брюссельского истеблишмента назрела идея сыграть в крупную геополитическую игру, срочно приняв указанные выше государства, что гарантирует недовольство и большую степень сговорчивости ряда других государств - например, Грузии, которая пыталась вступить в «клуб избранных» по-честному, выполняя все требуемые нормы. Но есть богатый турецкий опыт «постукивания в дверь» Евросоюза - 38 лет братская нам страна является кандидатом в члены, но каждый раз «братья-христиане» отказывают Анкаре, хотя демократии и порядка там намного больше, чем в большинстве стран ЕС, но ее туда все равно не принимают.
Это волюнтаризм чистой воды, когда морковкой заманивают кроликов на убой, а провернуть аферу с принятием новых членов руководству ЕС нужно срочно, так как на фоне коррупционных скандалов с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и ее тайных сделок с Белым домом недовольство нынешним курсом среди влиятельных политических и экономических кругов в Брюсселе растет. И речь не об очередных протестах активистов, а о крупных бизнес-интересах (в частности, в отсутствие тарифных договоренностей с Вашингтоном крупнейшая немецкая промышленность катится под откос). А команда «сильных женщин», сформированная Урсулой фон дер Ляйен, не справляется не только с американским направлением - в июле даже терпеливые китайцы вдвое сократили продолжительность саммита с верхушкой ЕС, а на несостоявшуюся встречу Трампа-Путина в Будапешт Евросоюз красноречиво планировал почему-то не Каю Каллас, избранную главой дипломатии, а того, кто действительно способен справиться с такой серьезной задачей - президента Финляндии Александра Стубба.
В общем, под бременем коррупционных обвинений и проблем в области внешней политики «тетушка Урсула» заговорила о включении в ЕС Украины, Молдовы и Черногории до 2030 года. Учитывая то, что последний раз Евросоюз расширился за счет Хорватии в 2013 году, а затем буднично потерял Великобританию (почувствуйте разницу в калибрах, намекающую на перспективы), экстренная экспансия на жестких условиях была бы красивым «дембельским аккордом» для госпожи фон дер Ляйен и ее команды.
Не знаю, есть ли в этом заслуга «шестого чувства» правительства Никола Пашиняна, но в воздухе коллективного Запада реально запахло жареным, и именно в таком контексте армянские лидеры заговорили об ускорении принятия их страны, которая в ранжире внешнеполитических приоритетов ЕС стоит намного дальше, чем Турция, Грузия и Украина. Тем не менее, в Иреване рассчитывают, что как раз их в первую очередь будут принимать в «упрощенном порядке». Однако они не понимают, что для европейцев главное - вывести максимальное число союзников из-под сени России, а там хоть трава не расти.
Спасти армян от столь сомнительного счастья может только альтернативный путь - первоочередное восстановление отношений с соседями и участие в региональных проектах. Этот вариант никак не помешает их вступлению хоть в Евросоюз, хоть в общество любителей королевских пингвинов. Но это будет чуть спустя, если они того все же захотят, но на более выгодных для Армении позициях. А сегодня все пути «достойной интеграции в цивилизованный мир» страны камней пролегают через отсутствие территориальных претензий и адекватное сотрудничество, прежде всего, с Азербайджаном, Грузией и Турцией - другого не дано.
Фидан САЛМАНЛЫ

 
                                             
                                             
                                            