Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Минобороны Армении настаивает на укреплении армии
О сокращении численности вооруженных сил Армении не может быть и речи - напротив, благодаря сокращению срочной службы с двух до полутора лет возрастет число резервистов и солдат сверхсрочной службы.
Есть сферы, не терпящие разглагольствования и публичных анонсов, а потому, когда на заседании парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности «цивильный» министр обороны Армении Сурен Папикян при журналистах обсуждает подробности законопроекта о сокращении срочной службы с двух до полутора лет, это означает одно - человек не связан с армией и ее законами.
«Несмотря на то, что вскоре демобилизации подлежат два призыва, мы привлечем к службе аналогичное число людей - просто они будут служить не два, а полтора года», - сказал он, также напомнив, что численность армянских вооруженных сил прибавилась в последние несколько лет примерно на 4,2 тыс. человек, которые остались на сверхсрочную службу по программе «Защитник Отечества».
Если откровенно, это не те цифры, которые могут повлиять на региональный баланс, но если вернуться к общественному восприятию и шлейфу милитаризации, сопровождавшим все историю современной Армении, включая закат «перестройки», даже столь несущественные плюсы могут вдохновить реваншистов на планы типа «новой войны за новые территории».
Вспомним, как начиная с октября 1987 года «при живом СССР» радикальные группировки соседей при поддержке информированной диаспоры, в основном дашнаков и террористов из АСАЛА, целенаправленно вооружали карабахских армян, безнаказанно провозя вертолетами в бывшую НКАО не только стрелковое, но и тяжелое вооружение - с целью махрового сепаратизма и подготовки к войне одной советской республики против другой. С позиции здравого смысла это нонсенс, однако таковы факты - об этом к примеру свидетельствуют воспоминания одного из основателей общества «Крунк» Игоря Мурадяна, где он откровенно рассказывает о сотрудничестве с членами подпольной АРФД (запрещенной советской властью партии дашнаков), ввиду чего аж летом 1985 года была получена первая партия «легкого» оружия - вплоть до пулеметов - которая в дальнейшем была направлена в Карабах.
Экспертное сообщество РФ молчит по этому поводу, хотя страна, объявившая себя прямой наследницей СССР, имея архивные документы, должна хоть на каком-то уровне ответить, с какой стати руководство ЦК КПСС закрывало глаза на процесс милитаризации одного из субъектов, послуживший триггером разрушения системы безопасности не только на Южном Кавказе, но и в целом на постсоветском пространстве. Это важно хотя бы для упреждения таких тенденций в будущем.
Кстати, не секрет, что «подпольная милитаризация Армении в советское время началась под предлогом «самоопределения и самообороны», несмотря на отсутствие реальных угроз, кроме оголтелой пропаганды, осуществляемой самими же армянскими нацистами. Сам Михаил Горбачев в своих воспоминаниях отмечал, что целый ряд «армянских товарищей» во главе с Капутикян, Балаяном, Амбарцумяном днем и ночью давили на его помощников («чисто случайно» тоже армянской национальности), ночуя в приемной, а сам он якобы «недооценил костры и хороводы в административном центре НКАО».
Впрочем, параллели с современностью сами собой напрашиваются, если внимательно проанализировать нынешнюю политику официального Иревана в сфере вооружения, а также его «аргументы», представляемые на международных платформах в оправдание своего пристрастия к «диверсификации национальной безопасности».
Например, не только министр обороны Папикян, но и высшее политическое руководство в лице премьер-министра Никола Пашиняна и спикера парламента Алена Симоняна вкупе с главой МИД Араратом Мирзояном на всех международных и местных площадках заявляют, что страна камней вооружается «исключительно из соображений защиты мира и демократии от агрессивного авторитарного режима». Возможно, у них оптика и логика вполне специфические, тем не менее, «отбиваясь» на предвыборной волне от электората так называемой «оппозиции», они озвучивают заявления, абсолютно идентичные с позицией того же Роберта Кочаряна, от которых за версту несет реваншизмом.
Вот и глава минобороны Сурен Папикян решил «успокоить общественность» словами о том, что «крепка броня и танки наши быстры». В частности, выступая перед парламентариями и журналистами, он рапортовал, что за последний год число участников программы «Защитник Отечества» выросло примерно на 1 тыс. единиц, и если в этом календарном году на сборы резервистов было призвано 16 тыс. человек, то в следующем цикле планируется призывать в год по 20 тыс. тех, кто отслужил, с перспективой роста показателей. И это не единичный выпад в нашу сторону - в последние 2 года мирный и осознанный (!) исход карабахских армян дал старт вербальной и дипломатической агрессии: ряд парламентских структур коллективного Запада начал размахивать беспочвенными резолюциями, а «сестрички» страны камней, включая официальный Париж и Нью-Дели, бравируют возможностью увеличения поставок современных вооружений Иревану.
Свидетельств неадекватной тенденции, противоречащей концепции регионального развития Южного Кавказа немало - в том числе, «аналитические» материалы и заявления представителей армянского экспертного сообщества и «политической оппозиции», которые все чаще рассматривают новые реалии (поражение Армении и, как следствие, полное восстановление суверенитета Азербайджана), как «явление временное».
Так, дожидающийся решения суда архиепископ Баграт Галстанян (карманный «лидер патриотического движения», поддерживаемый экс-президентами: Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном), российский миллиардер Самвел Карапетян с претензией на приход к власти и прочие деятели рангом поменьше, даже сидя в СИЗО, имеют возможность давать интервью местным СМИ, дружно заявляя, что «утрата Карабаха - позор для нации, который нужно срочно смыть». При этом они добавляют, что «позор должен подтолкнуть армян к всенародной борьбе и массовому сопротивлению», невзирая на мнение мирового сообщества или на то, что скажет «вражеское правительство турецких приспешников».
Похожие заявления делал Ара Папян, один из лидеров альянса «Национальный демократический полюс», а координатор движения «Сильная Армения - с Россией» Айк Бабуханян и вовсе выразил мнение, что «Карабах находится под оккупацией», призвав народ «сохранять эту мысль в головах для достижения воссоединения региона с основной частью Армении».
Как видим, речь идет о чистой воды «миацуме» и тех самых территориальных претензиях в тексте декларации о независимости, которые следует срочно вытравить из законодательной базы соседней страны для достижения прогнозируемого долгосрочного мира. Понятно, что Азербайджан сегодня является локомотивом регионального развития, добившись полного успеха, восстановив контроль над своими суверенными территориями в ходе 44-дневной Отечественной войны 2020-го и по итогам точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года. Однако угроза реваншизма, поддерживаемого новыми заявлениями главы минобороны соседней страны и поставками туда оружия, до сих пор остается актуальной, так как «заступничество сестричек» и постепенное накопление военной мощи соседей вполне может стать основой для новой агрессии и нарушить баланс сил, необходимых для поддержания стабильности.
Опыт 30-летней оккупации усиливает восприятие любой военной модернизации Армении в качестве потенциальной угрозы, что побуждает Баку усиливать военное сотрудничество со странами-партнерами, а также развивать собственный оборонный потенциал. Имеющий глаза увидит, что военный Парад по случаю 5-летнего юбилея окончания Отечественной войны, проведенный в Баку совместно с подразделениями спецназа и военной авиацией братских Турции и Пакистана, выпукло подчеркивает бесперспективность «деструктивных телодвижений».
Президент Ильхам Алиев не раз подчеркивал, что «к сожалению наблюдается дисбаланс в бюджетных расходах - в то время, как на развитие Карабаха и Восточного Зангезура правительство тратит 4 млрд, на решение военных вопросов и безопасности - 8,4 млрд манат, хотя все должно быть совершенно иначе». Глава государства назвал главную причину перекоса - гонка вооружений в Армении вынуждает Страну огней перенаправлять свои финансовые ресурсы с основных проблем на решение военных вопросов.
Согласно международному праву, главе правительства и минобороны соседней страны виднее, против кого и для чего следует переводить армию на рельсы милитаризации, но есть ли у него кнопка «стоп»? Ответ отрицательный, так как идея регионального развития на благо всех народов должна быть в мозгах, а не в парламентских заявлениях.
Фидан САЛМАНЛЫ
