Тайная стратегия Баку

Политика
05 Декабрь 2025
17:46
53
Тайная стратегия Баку

Баку - НАТО: новый стратегический альянс, который изменит карту региона

 

После завершения предыдущего этапа новейшей истории - освобождения оккупированных территорий и полного восстановления суверенитета, Азербайджану предстоит выстраивание мирной повестки в регионе, что невозможно без модернизации армии и партнерства с глобальными центрами силы, в том числе, НАТО.

 

 

Нынешний приезд в Баку делегации Североатлантического альянса во главе с руководителем офиса НАТО на Южном Кавказе Александром Винниковым подтверждает курс на углубление и дальнейшее развитие отношений с Азербайджаном, а также по вопросам региональной безопасности, представляющим взаимный интерес. А тот факт, что рабочую группу принимал помощник Президента - завотделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев, наводит на мысль о приоритете данного направления, включая кадровые вопросы, теоретическую и практическую часть совершенствования военного образования НАТО и вкладе Страны огней в назревшие реформы обороны и безопасности.

Нынешний приезд высокопоставленной делегации является продолжением ноябрьской встречи Президента Ильхама Алиева с интернациональной делегацией Альянса, включая постоянных представителей Турции, Швеции, Норвегии, Греции, Венгрии, Нидерландов, Испании и еще десятка стран. Глава государства выступил с программной речью, которая легла в основу комплексных преобразований Вооруженных сил. Отрадно, что их деятельность последовательно приводится в соответствие с наиболее передовыми стандартами, причем в этом процессе солдаты и офицеры национальной армии активно сотрудничают с турецкими братьями, чей боевой потенциал считается сильнейшим в Евразии.

«Наши отношения с альянсом охватывают не только военную сферу - важное место занимают региональное развитие, энергетическая безопасность и совместные усилия по обеспечению мира и стабильности», - подчеркнул Президент Ильхам Алиев, по словам которого, участие Азербайджана в международных операциях, включая миссию «Решительная поддержка» в Афганистане, останется важным направлением сотрудничества с альянсом. Но и это не все.

НАТО является не столько военным, сколько политическим блоком, потому для наблюдателей коллективного Запада крайне важны подвижки последних месяцев - в частности, исторические итоги трехстороннего саммита 8 августа в Вашингтоне, с участием президентов Азербайджана и США: Ильхама Алиева и Дональда Трампа, а также премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Ведущие специалисты в области геополитики назвали ход и результаты того диалога феноменальными - колоссальной благодаря подготовительной работе встреча в Белом доме выглядела слишком простой и гладкой, хотя налицо был главный результат - готовность благодаря парафированию текста подписать мирный договор, который закроет 30-летний конфликт. Среди ключевых пунктов была договоренность сторон открыть «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (он же Зангезурский коридор из основной части Азербайджана в Нахчыванскую автономию), оттуда напрямую в Турцию, после чего открыто вырисовывается новая транспортная карта Евразии.

Есть еще один важный вывод - благодаря договоренностям в столице США профиль цельного Южного Кавказа выглядит не фантастикой, а его общая внешняя политика с интеграцией в гораздо более широкий мир, чем постсоветское пространство, становится во главе повестки ближайшего будущего. Особенно актуален этот тренд на фоне тех многомиллиардных финансовых вливаний официального Баку, которые годами вкладывались в транспортную и энергетическую инфраструктуру.
Уместно в этой связи обратиться к истории, чтобы понять причины ускоренной интеграции в структуры Североатлантического альянса страны, которая принципиально не входит ни в один из военно-политических блоков. Так, Азербайджан хоть и является более 30 лет участником программы НАТО «Партнерство ради мира», тем не менее заявку на членство в альянсе не подавал по трем вполне понятным причинам. Во-первых, у нас долгое время разгорался, затем тлел карабахский конфликт, а пятая часть территорий была оккупирована агрессором, что автоматически закрывает вход в альянс.

Во-вторых, для членства в НАТО необходимо иметь либо выход в открытое море, либо протяженную границу со страной - членом организации, а нас с Турцией объединяет всего 17,5 км, да и то на территории Нахчыванской автономии. В переводе это значит, что для членства в НАТО нам необходимо либо каким-то образом деблокировать эксклав, либо дождаться вступления в альянс Грузии.

В-третьих, и это самое главное - в нашей оборонительной и военно-политической стратегии в целом нет места созданию в регионе взрывоопасной обстановки и мы никогда не бежали за заступничеством то в Париж с Вашингтоном, то в Тегеран с Нью-Дели, то есть, не были слугами пяти господ.

 Кроме того, на примере Грузии (август 2008 года) и Украины (начиная с 24 февраля 2022 года) очевидны результаты активной вовлеченности. Да и надо ли «дразнить гусей», если наша страна без формального членства активно сотрудничает с целым рядом государств НАТО.

Начнем с исторической Шушинской декларации 15 июня 2021 года по итогам Отечественной войны, которая закрепила не только военный союз с братской Турцией, но и интеграцию всего военно-политического комплекса на долгие десятилетия вперед. У Италии мы закупаем десятки видов вооружений, вплоть до военно-транспортных самолетов, у Чехии и Словакии - системы залпового огня и самоходные гаубицы. Кстати, пока не «закукарекал» Макрон в пользу «христианской сестрички» в расчете на ввод совместно с РФ «миротворческих сил» в бывшей НКАО, мы вполне активно развивали военное сотрудничество и с Парижем, так что не исключено, что в обозримой перспективе эта программа будет возобновлена с «места заморозки».

Это список можно продолжать долго, особенно если просмотреть высокотехнологичное оборудование на заводах местной оборонной промышленности - то есть, если даже при закупках оружия стыкуются долговременные интересы сторон, совместное, к примеру, производство наряду с испанскими предприятиями современных артиллерийских установок требует чувства локтя. Ведь не секрет, что новые модели и образцы вооружений должны быть интегрированы в тактические схемы «свой - чужой» и существующие системы.

Устойчивая отечественная экономика позволяет нам содержать модернизированную армию и закупать для Вооруженных сил самое современное оружие - особенно теперь, когда созрели условия для отмены эмбарго, связанных с карабахским конфликтом.

Но самое главное - с альянсом нас связывают давние отношения, начиная с энергетической безопасности, совместной борьбы с наркокурьерами и террористами, заканчивая интеграцией в единую глобальную цепочку создания материальных ценностей. После полного восстановления государственного суверенитета, Вашингтонского саммита и особенно после полноправного членства в формате Азербайджан + Центральная Азия (или наоборот, смотря как взглянуть на приоритеты) для Брюсселя отношения с Баку заиграли новыми красками и получили более глубокое прочтение - единение Евразии стало на несколько шагов ближе. А это ко всему прочему еще и единый торговый путь, который, как и во все времена, требует вариантов и средств оптимальной безопасности. Вот вам еще одна «полезная умственная нагрузка», которой хватит на всех на долгие годы вперед, и вряд ли НАТО удастся «отсидеться» в стороне - свято место пусто не бывает.  

 

Фидан САЛМАНЛЫ