Вопрос коммуникаций решен

Политика
19 Декабрь 2025
14:44
258
Вопрос коммуникаций решен

Азербайджан ждет открытия TRIPP

 

Премьер-министр Армении Никол Пашинян, отбиваясь от вопросов журналистов оппозиционных изданий, заявил, что попросил российскую сторону полностью восстановить участки железной дороги, которые ведут в Азербайджан и Турцию, пояснив, что «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP) - суверенная территория, не подлежащая обсуждению.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

Примечательно, что армянские коллеги рассуждают о российском участии в строительстве и восстановлении железных дорог с наибольшим пристрастием. На что во время брифинга после заседания правительства премьер-министр сказал: «Обратился к российским партнерам с просьбой срочно приступить к полному восстановлению железной дороги от Ерасха до Нахчывана и пограничного с Турцией Ахурика. Надеюсь, коллеги из России как можно скорее претворят эту просьбу в жизнь», добавив, что в ближайшее время поднимет также вопрос скорого восстановления участка Иджеван - Газах, и озвучив еще пару бывших транспортных направлений из Азербайджана в Армению и обратно.

В переводе это значит, что его правительство готово на откуп Москве отдать все, что угодно, кроме Зангезурского коридора, о чем Пашинян заявил в конце своей речи, добавив, что участок железной дороги в Мегри не находится в управлении России и не является предметом обсуждений. «Это суверенная территория Армении, и мы не делегировали кому-либо управление этой территорией. Кроме того, там нет действующей железной дороги, чтобы она еще кем-то управлялась», - обосновал он свою позицию.

Возникает законный вопрос - насколько стратегически важны эти 42 км, что сразу несколько сторон (США, РФ, Китай, Евросоюз и Турция) пытаются если не управлять полностью проектом, хотя бы основательно встроиться в него?

Или взять тот же Иран, который по поводу маршрута рвет на себе рубаху - «не пущу», говорит он, пытаясь отхватить кусок общего пирога.

Все грани интересов объяснимы с исторической, географической, экономической и геополитической точек зрения. Первый срез был наиболее глубоко охвачен Президентом Ильхамом Алиевым в его речи 5 марта этого года во время церемонии открытия газопровода Ыгдыр-Нахчыван, где вниманию общественности наглядно была представлена единая область Зангезур, много веков принадлежавшая азербайджанским династиям от Атабеков до Каджаров, затем перешедшая к царской России. «Нахчыван - древняя азербайджанская земля - более века отделен от основной части нашей страны потому, что советская власть передала Западный Зангезур Армении. Тем самым была разорвана сухопутная связь между неотъемлемыми частями Азербайджана. Эта несправедливость крайне негативно сказалась на жизни сограждан, проживающих там. Более того, во время оккупации Карабаха и Восточного Зангезура Армения взяла одновременно в блокаду Нахчыван, пытаясь оккупировать и этот регион. Однако общенациональный лидер Гейдар Алиев, в то время руководивший автономией, не допустил этого - все местное население мобилизовалось и защитило родную землю, поставив оккупантов на место».

В послевоенных реалиях, когда наша страна полностью восстановила государственный суверенитет по итогам точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года, Южный Кавказ перестал рассматриваться наиболее состоятельными инвесторами и деловыми кругами в целом как зона риска, а потому правительство Армении тоже заинтересовано в открытии Зангезурского коридора, правда, под названием «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP). Преимуществ у него много - в том числе, предпосылки для сосуществования и сотрудничества конфликтовавших народов, а также сокращение времени перевозок растущего потока грузов, а в перспективе и пассажиров. Более того, он является неотъемлемой частью Среднего коридора, проходящего от провинций Китаем вглубь Евросоюза через наш регион. И демонстрирует растущую геополитическую значимость Южного Кавказа как транзитного узла между Азией и Европой. С другой стороны, этот маршрут жизненно важен для интеграции экономики Армении в глобальную цепочку материальных ценностей и логистики.

Отвечая на вопросы участников III Шушинского Глобального медиафорума, Президент Ильхам Алиев впервые коснулся еще одной стороны значимости этой коммуникации: «Мы с реализацией Зангезурского коридора, по существу, откроем еще одно направление коридора Север-Юг. Не только то, о котором все говорят: из России через Азербайджан в Иран до Решта, но и через Восточный Зангезур и другие части Зангезурского района на Иран, а дальше и на Турцию, с другими ответвлениями при желании партнеров».

Не останавливаясь на итогах исторического Вашингтонского саммита 8 августа, когда и был, в частности, утвержден «Маршрут Трампа», подметим, что эта дорога крайне интересна американцам в качестве части более широкой стратегии по снижению зависимости Старого Света от традиционной логистики, которая проходит через Россию. Именно поэтому в июле появилась информация о том, что Госдеп США предложил правительству Пашиняна администрирование коммуникаций (автомобильные, железные дороги, линии связи, электропередач и пр.) на срок до 100 лет, чтобы нейтрализовать возможные риски и обеспечить контроль.

Судя по договоренностям, команда Дональда Трампа продвигает идею «нейтрального» контроля, но встраивает маршрут в стратегические интересы - превратить Зангезурский коридор в часть сферы его влияния под соусом максимальной экономической выгоды без политизации проекта.

Евросоюз также выразил поддержку расширению транспортной интеграции региона и открытости маршрутов при соблюдении международного права и уважении суверенитета стран. Правда, на деле фарисеи институтов коллективного Запада проводят разделительные линии между условными «демократами» и «автократами», но это их проблемы.

Что касается РФ, она была официальным гарантом трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, в 9-м пункте которого прямо указано на необходимость разблокировки всех (!) транспортных коммуникаций. Вписав в документ обязательное присутствие войск ФСБ на дороге между основной частью Азербайджана и Нахчыванской автономией, Москва думала создать управляемый коридор, усилив логистическое и политическое влияние на регион. Однако правительство Пашиняна вплоть до 19 сентября 2023 года пальцем не пошевелило для создания хоть какой трассы - даже дорога в армянском селе, ведущая к альтернативе бывшего «Лачинского коридора», построена на деньги азербайджанского правительства. Потому Кремль, зная о развороте «соросят» в сторону Запада, до сих пор осторожен с «союзниками» и не особо активен в реализации Зангезурских намерений, выступая стороной, поддерживающей региональные транспортные связи, но оформляя свою позицию через баланс интересов с официальными Баку и Анкарой, «подгоняя» при этом Тегеран тоже.

Понятно, что РФ не в восторге от Вашингтонских саммитов 8 августа и 6 ноября (США + 5 стран Центральной Азии), тем более от формата С6 (закаспийская пятерка + Азербайджан), и ее беспокоит, что мусульманская часть постсоветского пространства максимально дружит не только с Турцией и коллективным Западом, но и с Китаем. Парафирование армяно-азербайджанского мирного договора в Белом доме также не особо греет душу северянам. Во-первых, успешный диалог идет без их традиционного присутствия, а во-вторых, это значит потерю тотального контроля над ситуацией. Правда, официальный Баку формулой «таможня дает добро» дал знать, что он реальный друг, разрешив провезти в Армению российское зерно по своей суверенной территории, а это значит, что мы свои интересы по всему периметру блюдем, и нам все равно, как наши соседи на юге, востоке и севере будут разбираться между собой.

К сожалению, Иран не до конца обосновывает свою позицию, мямля, что якобы Зангезурский коридор направлен на усиление влияния НАТО на Южном Кавказе, с ослаблением стратегических позиций Тегерана, Москвы и Пекина в регионе, что является очередной «красной линией». Сразу скажем, что две другие упомянутые страны так не думают, а потому политическому истеблишменту шиитской теократии надо бы подумать прежде, чем выражать прилюдные опасения типа «все пропало, шеф». Более того, июньская война тандема Израиль - США против муллократии показала слабость, как дипломатических, так и внутриполитических позиций местной власти, а потому нечего кивать на транспортные маршруты, цель которых - объединять народы, а не разъединять их. Да и визиты президента Ирана Масуда Пезешкиана в Баку и Ханкенди в апреле и июле развеяли гипотетические страхи южан.

Что касается делового нейтралитета Китая, то с Азербайджаном у него полное взаимопонимание на уровне Всестороннего стратегического партнерства, да и суверенитет Армении он вполне уважает, что показал саммит ШОС в Тяньцзине и юбилейные торжества в Пекине.

Кроме того, Евросоюз жизненно заинтересован в росте товарооборота с Поднебесной, а в условиях войны в Украине и западных санкций к России Зангезурский коридор становится крайне актуальным.

Что касается самой Армении, правительство Пашиняна, в отличие от реваншистов, хотя бы на словах является сторонником региональной интеграции, но при этом выдвигает массу условий - оно не согласно на термин «коридор», исходя из опасности для суверенитета и связей с Ираном. Иреван настаивает на собственной инициативе «перекресток мира», не понимая, что она ограничена и запоздала, по ряду причин являясь не экономическим или политическим, а популистским проектом. Периодически там выдвигаются какие-то дополнительные фантазии, затягивающие процесс открытия маршрута.

Так, на прошлогоднем всеармянском форуме Пашинян заявил: «Мы хотим и готовы открыть дорогу, соединяющую материковый Азербайджан с его Нахчыванским эксклавом, но на тех же условиях, которые выдвигает Иран».

Хочется надеяться, что Вашингтонские саммит 8 августа и последние изменения в геополитике изменят взгляды соседей.

История показывает, что все наиболее масштабные региональные инициативы Президента Ильхама Алиева воплощаются не просто без армянского участия, но и вопреки шуму их «надежных заступников». Для примера - официальный Баку не особо уповает на переговоры с Иреваном и на его добрую волю, активно строя логистическую систему на своей территории и демонстрируя готовность к реализации альтернативного маршрута. Так, уже построена значительная часть инфраструктуры в Зангиланском районе на границе с Ираном (автомобильные дороги, тоннели, железная дорога, мост через реку Араз), и работы продолжаются. Глава государства при этом анонсировал, что «мы практически завершаем строительство железной дороги до стыка нашей границы с Арменией и Ираном, и ближе к лету 2026 года наш участок этой железной дороги будет построен».

Это значит, что нам все равно, о чем дискутируют ненавистники крепких цивилизационных связей между народами Евразии. Сегодня мы пользуемся каспийским маршрутом, в том числе, портом Алят, железной дорогой Баку - Тбилиси - Карс, прочими маршрутами на западном направлении, в том числе, переправляя транзитом грузы из Евросоюза в Китай и обратно, и если завтра откроется «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» - это будет важным подспорьем региональному развитию. А если не откроется - это головная боль Иревана.

Точная оценка соседних перспектив в этом вопросе была дана Президентом Ильхамом Алиевым на III Шушинском Глобальном медиафоруме: «К сожалению, на армянской стороне сознательно никакие работы за последние пять лет не велись, но в таком случае шансы для них когда-либо стать транзитной страной приближаются к нулю. Если они будут и дальше блокировать этот процесс, я думаю, что они окажутся не только в транспортной изоляции, в которой находятся, но и, в определенной степени, в политической изоляции». 

Так что позиция официального Баку достаточно ясная и жесткая, с четким планом «Б» и ясным сигналом: так или иначе Зангезурский коридор будет реализован - варианты обсуждаем, но сами продвигаем повестку межрегионального мира и процветания, будь то с Арменией или без нее.

Новости