Сирия: перемирия сменяются вспышками насилия на фоне внешнего вмешательства
Власти в Дамаске объявили о прекращении огня в регионе Алеппо, ссылаясь на успех зачистки курдских так называемых «Сирийских демократических сил» (СДС), однако при наличии внешних факторов стабильность в этой стране крайне хрупкая, что вредит, в том числе, экономическим связям Азербайджана с ближневосточной страной.
Фидан САЛМАНЛЫ
Ситуация накалена настолько, что с соответствующим заявлением выступило Министерство национальной обороны братской Турции, граничащей на юге с Сирией. В оборонном ведомстве подчеркнули, что Анкара «внимательно отслеживает процессы в Сирии, поддерживая шаги по борьбе с терроризмом и принцип единства государства и армии», напомнив, что действия террористов в Алеппо привели накануне к массовой гибели и ранению военных и гражданских лиц.
В нешуточных сражениях с обеих сторон были задействованы до 80 единиц бронетехники и несколько мотострелковых батальонов. Правительство в итоге объявило перемирие, с требованием отвода курдских вооруженных сил из этих районов, но курды отказываются, «взяв время на размышление». На самом деле, они ждут «правильной» реакции США, при помощи которых осенью 2014 года им удалось вытеснить из трети Сирии времен Башара Асада так называемое «исламское государство», образованное после принудительного разоружения иракской армии.
Сегодня эти земли находятся в подчинении курдского интернационального альянса, под «крылом» которого прячутся также друзы, алевиты, христиане. Однако тот факт, что террористы напали на преимущественно тюркоязычный Алеппо под вывеской «защиты курдского населения», вызывает по меньшей мере удивление сторонних наблюдателей, хотя если быть внимательнее, это целенаправленная акция с достижением разных целей.
Начнем с того, что сам город вместе с прилегающими к нему районами до разгара гражданской войны населяли примерно 4 млн человек, здесь было сосредоточено около половины сирийской промышленности, прежде всего предприятия, ориентированные на экспорт. Не случайно, что после прихода к власти правительства Ахмеда Аш-Шараа экономическое восстановление началось именно оттуда, и даже первый азербайджанский природный газ был отправлен 2 августа прошлого года через территорию города Килис, что на юге Турции, а оттуда в Алеппо при финансовой поддержке Катара. Кстати, оператором газовой ветки является компания British Petroleum - возможно, скорое прекращение курдского сопротивления связано с недопустимостью повреждения трубопровода.
Понятное дело, террористы не посмеют всерьез угрожать национальным интересам Турции, тем не менее, квази-государство СДС через вылазку в Алеппо по прихоти заказчиков хочет хотя бы так насолить основному тюркскому фактору в этой ближневосточной стране. Вообще-то, если бы официальная Анкара захотела, она вместе с централизованной властью Дамаска давно бы обрушила на террористов всю мощь своей армии, как то было во времена двух военных миротворческих операций: «Щит Евфрата» (август 2016 - апрель 2017 года) и «Оливковая ветвь» (20 января - 18 марта 2018 года), после чего на ее границах установилось спокойствие. Однако братская Турция не делает этого по ряду причин: во-первых, она ведет переговоры с «Курдской рабочей партией» об окончательном разоружении и прекращении военных действий на территории Ирака и Сирии (политическая верхушка КРП согласна, однако есть разрозненные очаги «сопротивления», за которым стоят огромные финансы), а во-вторых, между Анкарой и Дамаском с одной стороны и курдскими СДС с другой стоит Вашингтон, который не хочет ударов по курдам, объявленным более 10 лет назад «светскими союзниками в борьбе с ИГИЛ».
Правда, президент США Дональд Трамп занимает в этом вопросе менее однозначную позицию, чем два его предшественника: Барак Обама и Джо Байден. Он справедливо считает, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его союзник, временный президент Сирии Ахмед аш-Шараа воюют со злом на правильной стороне истории. Трамп 10 ноября тепло принял последнего и даже убедил Конгресс проголосовать за отмену главного пакета санкций, направленного против бывшего правительства Башара Асада, и буквально через месяц двухпартийная палата законодателей сделала это, существенно облегчив жизнь новому руководству в Дамаске. Так что позиции аш-Шараа существенно укрепились, а СДС, напротив, отошли для американцев на второй план.
Более того, Трамп потребовал, чтобы курдские вооруженные формирования официально влились в состав новой регулярной сирийской армии - в середине марта прошлого года было достигнуто предварительное соглашение, однако СДС отказываются быть подверженными самороспуску. Причина все та же - слишком щедры спонсоры терроризма для того, чтобы «отмороженные» вояки сдали оружие.
Кроме того, и это главное - курды, воодушевленные зарубежной поддержкой, настаивают на децентрализации Сирии по модели соседнего Ирака, где действует региональная автономия Курдистана, располагающая собственными вооруженными силами (мягко говоря, враждебными СДС). И у них есть для этого мотив - они контролируют до 70% всей сирийской нефти и треть территории страны, а потому не собираются ни с кем делиться всеми богатствами, «нажитыми непосильным трудом».
Мазлум Абди, руководитель СДС и местного крыла «рабочей партии» пока твердой рукой руководит подвластными ему территориями, где слово «закон» является символом дула стрелкового оружия. Теперь же, после нападения на Алеппо он получил нежелательный обратный результат - если он «объяснял» дикую выходку желанием «защитить курдов от арабов из центральной власти», сейчас курды в Алеппо, которые к нему присоединились на пару дней, станут целью №1 и могут быть выселены.
Ровно то же произошло с алавитами в Латакии и друзами в Сувейде, повторяется и там - местное население решило поднять мятеж против победившего режима Ахмеда аш-Шараа, но стало объектом нападок и грабежей со стороны арабских ополченцев.
Есть еще один момент - сумеет ли СДС окончательно закрепиться в приграничье Турции? Навряд ли у них получится вариант децентрализации, так как сам Дамаск, соседняя Анкара, а также присоединившийся к ним при Трампе Вашингтон отвергают эту модель, а спецпосланник США в Сирии Том Барак всякий раз презрительно отзывается об идее федерализации, считая ее нереалистичной.
Правительство аш-Шараа решило показать зубы и умение бороться за власть, и для этого мятеж курдского населения в предместьях Алеппо подошел весьма кстати. Подводит курдов и их непомерный аппетит - основной массив территорий, контролируемых СДС, находится восточнее реки Евфрат, и армия США пока его защищают. Но Абди и его вояки время от времени претендуют также на ряд районов к западу от Евфрата (к ним относятся населенные курдами кварталы Ашрафия и Шейх Масуд рядом с Алеппо), причем делают они это на свой страх и риск - там у них нет американской защиты. А потому высшее политическое руководство Сирии ударило по самому их слабому месту в неблагоприятное для курдского вооруженного движения время, когда личные симпатии Трампа окончательно склонились в пользу Дамаска. Так что констатируем «вилку» в тамошней шахматной партии. С одной стороны, основные вооруженные подразделения СДС не вмешались в упомянутую военную провокацию, а это значит, что кварталы Алеппо, населенные курдами оказались в окружении, а значит, рано или поздно либо падут, либо будут депортированы - в этом случае руководству СДС сложно будет не вмешаться. А если оно все же вмешается, начнется полномасштабная война между курдскими подразделениями и сирийским правительством.
Вспомним в этой связи сообщение Минобороны Турции - «безопасность Сирии - наша безопасность», а это значит, что братская страна так или иначе выступит на стороне центральной власти соседней страны, что вполне предсказуемо.
