Пашинян тоже получит премию шейха Заида
В этом году «Премия Заида за человеческое братство» будет вручена Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и премьер-министру Армении Николу Пашиняну за фактический конец конфликта, ставшего важной вехой в установлении мира и продвижении диалога не только на Южном Кавказе, но и на более широкой географии.
Фидан САЛМАНЛЫ
Церемония вручения состоится 4 февраля в Абу-Даби, что вполне символично - именно там два лидера впервые встретились в начале июля прошлого года с глазу на глаз, договорившись обо всем по мирной повестке, после чего и стал возможным исторический Вашингтонский саммит.
Как говорится, танго танцуют двое, однако вряд ли роль армянского премьера можно ставить на одну доску с реализованными на протяжении всех пяти послевоенных лет инициативами Президента Ильхама.
Последняя по времени - недавняя демонстрация национальным государством неизменной приверженности принципам гуманизма и мирному процессу, с передачей армянской стороне четверых преступников: Вагифа Хачатряна, Геворга Суджяна, Давида Давтяна и Викена Эулджекджияна. Особенно примечательно освобождение первого и последнего персонажей в этом списке - судя по доказательной базе и свидетельству очевидцев кровавых событий в декабре 1991 года, Хачатрян «по уши замазан» в массовых убийствах мирных жителей села Мешали Ходжалинского района, а гражданин Ливана Эулджекджиян, незаконно пересекший границу суверенного Азербайджана, открыто воевал на стороне Армении и был пленен. Таким образом официальный Баку не на словах, а на деле демонстрирует реальную готовность двигаться к миру с не столько с Иреваном, сколько с армянским народом.
В этой связи весьма примечательное заявление сделал Президент Ильхам Алиев в интервью отечественным телеканалам 5 января. «Наше величие и мудрость, а также наша ответственность видны невооруженным глазом. Мы могли бы применить силу, дав Армении заслуженный ответ - чтобы они испытали те же страдания, что и наш народ, чтобы их территории были так же разрушены, чтобы против них тоже были совершены военные преступления. Мы могли бы и их города привести в такое состояние, в каком оказался Агдам, и никто не смог бы нас остановить. Но, во-первых, это было бы неправильно, а во-вторых, рано или поздно вооруженное противостояние должно прекратиться, и руку мира должна протянуть сильная сторона, остановив войну», - мудро заявил глава государства.
С этими словами Президента Ильхама Алиева нельзя не согласиться. Официальный Баку всегда исповедовал мир, действуя и продолжая поступать, как сильная сторона: и когда наша героическая армия освободила исконные земли, восстановив в полной мере государственный суверенитет, и когда МИД АР предложил армянским коллегам мирную повестку на основе пяти принципов международного права.
Слишком очевидной стала видна повестка регионального развития, когда был снят запрет на транзит казахстанской и российской пшеницы в Армению через территорию Азербайджана, и особенно, когда начались поставки в соседнюю страну отечественных нефтепродуктов.
Вне сомнения, речь идет об эпохальном решении официального Баку, которое следует рассматривать, как часть более масштабного процесса - восстановления доверия, транспортной взаимосвязанности и экономической интеграции для того, чтобы Южный Кавказ больше не был фрагментированным в угоду чьим-то имперским амбициям. Благодаря гуманному подходу Президента Ильхама Алиева регион становится единым целым и возвращается к своей естественной многовековой роли - мосту между континентами и перекрестку торговых путей, где прагматизм и взаимная выгода становятся главными принципами взаимодействия.
Для Армении это, возможно, первый шанс за долгое время почувствовать дыхание реального рынка, а не иллюзий, которые долгие годы подпитывали ее замкнутую политику. А для Азербайджана - это очередное доказательство дальновидности и уверенности: страна, добившаяся восстановления территориальной целостности, теперь возводит мосты там, где когда-то были рвы и неприступные стены ненависти армян к тюркскому этносу в целом.
На протяжении десятилетий между двумя странами не было никакой экономической, транспортной или гуманитарной связи. С начала последней фазы карабахского конфликта границы оставались закрытыми, коммуникации - разрушенными, а транзит грузов полностью прекращен. Соседняя страна, избрав из всех возможных вариантов путь территориальных претензий к большинству из своих соседей, наслушавшись советов внешних заступников, отважилась их удовлетворить за счет Азербайджана, который в силу определенных объективных и субъективных причин находился тогда в крайне уязвимом положении. Однако, совершив агрессию против суверенного субъекта международного права, она фактически лишила себя возможности стать частью инициированных Баку крупных транспортно-энергетических проектов и затормозила общие процессы регионального развития и интеграции. Пока мы укрепляли позиции в международной логистике и энергетике, создавая стратегические маршруты между Востоком и Западом, наращивали авторитет на глобальном Юге и Севере, возводили мосты между цивилизациями, Армения, насупившись, теряла экономические возможности и политический вес. Однако перемены, происходящие в последнее время, начали формировать совершенно иную картину - тот же Вашингтонский саммит стал переломным моментом, когда идея мира впервые получила конкретное содержание.
В этом контексте вспоминается октябрьское заявление Президента Ильхама Алиева в ходе его государственного визита в Казахстан, которое стало четким посылом о практической реализации мирных инициатив. Глава государства прямо сказал: «Мы сняли все ограничения на транзит грузов в Армению, которые существовали с момента оккупации. Думаю, что это также является хорошим показателем того, что фактический мир между Азербайджаном и Арменией установлен не только на бумаге, но и на практике».
Эти слова ознаменовали переход от дипломатических деклараций к конкретным действиям, отражая стратегическую линию Страны огней на построение устойчивого мира и экономического взаимодействия во всем обширном регионе - от Ближнего Востока до границ с Китаем. Впервые за более чем 30 лет соседняя страна по факту получила возможность наладить прямые торговые потоки с внешним миром, воспользовавшись созданной Азербайджаном инфраструктурой и маршрутом, который исторически связывает страны Южного Кавказа.
На этом фоне абсурдным выглядит заявление министра обороны Армении Сурена Папикяна о том, что оборонные расходы его страны выросли втрое - с $643,3 млн в 2018 году до $1,74 млрд в 2025 году. Согласитесь, как-то неудобно говорить о мире при таком раскладе.