Круги по воде

Политика
23 Январь 2026
17:56
44
Круги по воде

Вашингтонский саммит выводит миссию ЕС из игры

 

Недовольство армянского общества Зангезурским коридором, закрытие Минской группы ОБСЕ, а теперь и анонс вывода так называемой «гражданской» наблюдательной миссии Евросоюза - отпадающие ступени практически урегулированного карабахского конфликта.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

Накануне в эфире общественного телевидения соседней страны руководитель миссии EUMA Маркус Риттер, подводя итоги своего пребывания в республике, заявил, что после вступления в силу мирного договора между Арменией и Азербайджаном необходимость в наблюдательной миссии отпадет. Он также отметил, что после подписания Вашингтонских соглашений 8 августа прошлого года на границе не было зафиксировано ни одного инцидента.

А ведь чуть больше месяца назад глава МИД Армении Арарат Мирзоян и его брюссельская коллега Кая Каллас подписали документ под названием «Стратегическая повестка партнерства между Евросоюзом и Арменией», где выведены в приоритет сразу несколько вопросов, противоречащих мирной повестке с Азербайджаном. Так, в статье 7 парафированного в Вашингтоне текста мирного договора между Азербайджаном и Арменией прописано обязательство не размещать силы третьих сторон на общей границе, однако в упомянутой хартии вместо прекращения деятельности наблюдательной миссии ЕС в Армении (EUMA) курсивом выделена не просто «необходимость сохранение ее присутствия», но и акцентировано внимание «на содействии в решении военных и оборонных вопросов», что служит исключительно милитаризации соседней страны и ничему больше. Возможно, тем самым Евросоюз хотел «насолить» заокеанскому союзнику, а заодно обозначить собственное присутствие на Южном Кавказе, однако логика событий говорит о другом - регион будет свободен от «старших товарищей» и станет единым целым.

Кстати, в том документе специально отсутствует упоминание «Маршрута Трампа для международного мира и процветания» (проекта TRIPP), а ведь именно эта инициатива призвана стать альтернативой транзитным коммуникациям (автомобильные и железные дороги, региональные трубопроводы, линии электропередач, каналы связи, оптоволоконный интернет), связав тем самым воедино несколько экономик. А это значит, что в отличие от США их европейские союзники играют свою игру - такой расклад выглядит тем более показательно, что именно вашингтонский формат наглядно продемонстрировал наибольшую прагматичность и ориентацию на конечный результат, а не на процесс ради процесса.

Отказ Брюсселя признать или хотя бы зафиксировать данный трек свидетельствует о сознательном неприятии мирной повестки, сформированной вне парижского дипломатического поля.

Тут налицо «раздвоение личности» европейских институтов исполнительной власти - Всемирный экономический форум в Давосе показал, что когда им нужен природный газ в рамках энергетической безопасности, особенно в преддверии зимних холодов, они первые просят встреч с Президентом Ильхамом Алиевым, а пока «жареный петух не клюнул», они уподобляются Европарламенту. Депутаты ведь любят принимать гневные резолюции, решения вынести на срочные (!) дебаты ситуацию с правами человека, демократией и верховенством права в Азербайджане, особенно по фигурантам уголовных дел, осужденных по обвинению в государственной измене, тем более, по «несправедливо осужденным» лидерам преступной карабахской хунты, которых на коллективном Западе называют «заложниками и политзаключенными» - чуть не «узниками совести».

То есть, Еврокомиссия действует, исходя из выгоды, не гнушаясь попытками политического вмешательства в процессы, напрямую затрагивающие архитектуру мира и безопасности на Южном Кавказе, что указывает на системный характер предвзятости всех ветвей власти Евросоюза в целом к народу Азербайджана. Внутри самого межгосударственного объединения подобная линия продвигается прежде всего силами глобальной либеральной тусовки, близкой по духу тандему Байден-Блинкен, которая забыла, что тот поезд ушел год назад, а в Белом доме управляет другая команда. Для этих кругов основанный на признании суверенитета и завершении конфликтной фазы мир является непонятным и как минимум менее выгодным, чем управляемый хаос, позволяющий сохранять инструменты давления и морального диктата.

Именно поэтому мирный процесс на Южном Кавказе воспринимается ими как угроза, а любые не находящиеся под их контролем инициативы - как объект для дискредитации.

Впрочем, для нашей страны витки демагогической напряженности привычны, и мы не видим в них ничего нового, а тем более, страшного. Предвзятое отношение европейских парламентариев, а иногда и министров к национальному государству имеет давнюю историю. Помнится, до Отечественной войны 2020 года даже Еврокомиссия последовательно избегала прямой и однозначной поддержки территориальной целостности Азербайджана, что разительно отличалось от позиции Брюсселя и Страсбурга по Грузии, Украине и Молдове. Вместо универсального подхода применялась избирательная логика, при которой в адрес Баку звучали обвинения, игнорирующие нормы международного права и реальные факты оккупации. Такая практика явилась наглядным примером политики двойных стандартов, подрывающей доверие к ЕС. Однако высшее политическое руководство Страны огней настояло на своем.

Так, в июле 2018 года в штаб-квартире Евросоюза с участием Президента Ильхама Алиева и экс-главы Совета ЕС Дональда Туска был парафирован документ «Приоритеты партнерства», в первом же пункте которого указано, что стороны договорились о приоритетах совместного партнерства, основанных на взаимных интересах, с обоюдным обязательством поддерживать нерушимость международных границ государств наряду с территориальной целостностью, независимостью и суверенитетом. 

В эту логику никак не вписывается активизация шпионской EUMA на территории Армении, деятельность которой политически ангажирована и нацелена отнюдь не на содействие стабилизации. Напротив, эта миссия является инструментом давления и частью общей стратегии, направленной против долгосрочного развития региона, что также создает впечатление целенаправленной попытки сорвать достигнутые в Вашингтоне августовские договоренности, заменив их парижской повесткой, которая менее ориентирована на реальные интересы региональных государств.

В целом действия официального Брюсселя на Южном Кавказе являются ничем иным, как попыткой перекрасить на новый лад старые разделительные линии, продиктованные опасениями перед растущим политическим и экономическим влиянием Баку. Однако эти поползновения выглядят все менее убедительно, как на фоне общего ослабления Евросоюза, так и на фоне выступления Дональда Трампа в Давосе перед подписанием Устава Совета мира, что означает новые реалии и новый тип отношений между субъектами международного права.

Именно поэтому руководитель миссии EUMA Маркус Риттер анонсировал скорый уход структуры с боевого дежурства, что вполне логично - после 8 августа все атавизмы исчерпанного карабахского конфликта с течением времени высохнут и отпадут сами по себе.

 

Новости