«Ледокол» Дональд Трамп

Политика
03 Февраль 2026
18:28
161
«Ледокол» Дональд Трамп

Вашингтон начал «растапливать лед» отношений с Тбилиси

 

После саммита 8 августа прошлого года видение Южного Кавказа в качестве единого пространства ощущается и в Вашингтоне - если прежняя администрация Белого дома «метала молнии» ненависти к «Грузинской мечте», накануне Тбилиси посетила с официальным визитом делегация сотрудников Конгресса США.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

У президента США Дональда Трампа множество непривычных для бывалых политиков черт, и одна из них - он не требует, в отличие от команды Джо Байдена, буквального подчинения от партнеров, расположенных за десять с лишним верст от берегов Атлантики. Все претензии бывшей администрации Белого дома высказаны в письме невменяемого Джо, адресованном экс-президенту Грузии Саломе Зурабишвили. «Несмотря на волю грузинского народа, продолжающего выражать евроатлантическое стремление, я крайне разочарован антидемократичными действиями правительства Грузии, такими как закон об иностранном влиянии в кремлевском стиле и лживые заявления официальных лиц, не соответствующих нормам членства в Евросоюзе и НАТО», - в прямолинейной обиде и есть весь Байден.

Хотя будь его помощники чуть внимательнее, они бы обнаружили, что грузины создают реестр СМИ и неправительственных организаций, более 20% доходов которых составляет зарубежное финансирование. А это почти калька из американского закона о регистрации иностранных агентов (англ - Foreign Agents Registration Act), принятого в 1938 году. Он предусматривал, что политики или бизнесмены, получающие зарплату, гранты, гонорары от иностранных юридических лиц, должны зарегистрировать, документально оформить и получить разрешение на деятельность. Правда, тот закон был направлен против мощной пропаганды из нацистской Германии, после войны же его пересмотрели, и суть сместилась к противодействию политическому лобби в интересах зарубежных стран.

Одна существенная деталь - хоть документ очень даже неплохо работает, тем не менее, он бездействует, когда Конгресс принимает решения, устраивающие официальный Иреван и армянскую диаспору. Правда, сейчас эти два субъекта преследуют разные цели: команда премьер-министра Никола Пашиняна вполне послушна ценным указаниям из Вашингтона, хотя не прочь заработать на связях с Парижем, Москвой, Тегераном и Нью-Дели, а заокеанское, как и все мировое, армянство желает поражения республиканцам из лагеря Трампа в ожидании возвращения во власть демократов. Так что у сотрудников американского Конгресса есть причины для поиска путей примирения с партией «Грузинская мечта», а также правительством Ираклия Кобахидзе. 

Одна из них заключается в инерции - уже после Вашингтонского саммита 8 августа так называемая Хельсинкская комиссия Конгресса США вытащила из-под сукна справку для слушаний под провокационным названием «От партнера к проблеме: антиамериканский разворот Грузии», сохранившуюся со времен Блинкена - Байдена. На том заседании выступили представители грузинской прозападной оппозиции, включая экс-президента Саломе Зурабишвили, настаивая на принятии законопроекта MEGOBARI Act о введении санкций в отношении членов правительства Грузии, а также на полном пересмотре отношений между США и Грузией, включая все программы помощи.

Понятно, что официальный Тбилиси болезненно воспринял запоздалый демарш, хотя можно было сделать поправку на то, что администрация Трампа физически не в состоянии отследить, какие бумаги готовились и на каком уровне принимались к сведению до нее. И официальный Вашингтон счел нужным сделать реверанс в сторону - теперь конгрессменам остается принять новый документ «От проблем к партнерству: американский разворот Грузии», после чего все станет на места. Физические усилия в данном направлении уже предприняты - на той неделе формально «из-за неблагоприятных погодных условий» было отменено запланированное на 28 января заседание той самой Хельсинкской комиссии, на котором предполагалось обсудить «усиление репрессий со стороны «Грузинской мечты» против инакомыслия», хотя прения проходят не на морозе, а в теплом зале заседаний.

А приезд в соседнюю страну официальной делегации заокеанских правоведов и специалистов по международным связям и вовсе является маркером нежелания Овального дома ссориться с Бидзиной Иванишвили. Во главу угла ее обсуждений и переговоров с правительственными чиновниками было поставлено значение для Грузии Среднего коридора и «Маршрута Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP), что означает одно - Южный Кавказ для прагматичных предпринимателей из команды Трампа заиграл новыми красками, и американцам, в отличие от европейцев, например, невыгодна фрагментация региона по религиозным и надуманным «демократическим» особенностям.

Кроме того, даже с обывательской точки зрения для стратегической безопасности и благополучия всех народов Южного Кавказа важно, чтобы не только было восстановлено приостановленное Госдепом партнерское соглашение между Грузией и США, но и все три соседние страны были задействованы в рамках важнейших августовских договоренностей, для чего имеется ряд предпосылок.

Например, заокеанские предприниматели имеют технические, финансовые, технологические и кадровые ресурсы для вовлечения в развитие ключевых инфраструктур, например, в строительство и функционирование глубоководного порта Анаклия, чтобы тот стал естественным безопасным продолжением альтернативных маршрутов Среднего коридора - ведь США обладают необходимой силой, чтобы обеспечить суверенитет региона, представляющего для них нарастающий интерес.

Кроме того, итоги прагматичного визита американцев в Тбилиси означают, что силам, которые заинтересованы в налаживании конструктивных отношений, удалось преодолеть инерцию нерациональной политики поддержки «революции» и смены власти в Грузии, запущенной при неумной администрации Джо Байдена.

Ровно о том же говорил сегодня премьер соседней страны Ираклий Кобахидзе на Всемирном правительственном саммите в Дубае. По его словам, Грузия завершила полную модернизацию основных путей железной дороги, улучшив устойчивость транзита, а проект развития упомянутого порта даст возможность принятия больших кораблей между Азией и Европой. «️Средний коридор предлагает редкую ныне возможность открыть стабильный, надежный транзитный маршрут, преодолевающий геополитические разногласия - в мире, где традиционные маршруты ненадежны, альтернативные коридоры необходимы. Мы вступаем в первую фазу, где география снова имеет значение, стабильность становится конкурентным преимуществом, а способность поддерживать отношения - не дипломатическое очарование, а экономическая необходимость», - сказал он, как бы предваряя продолжение сотрудничества с заокеанской державой.