Пора плавно переходить от мифов к реальности
Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если там ее нет. Да и в самом деле, все попытки найти логику, смысл в том месте, где его и не было, заранее обречены на провал. В широком смысле - это предостережение от пустой траты сил на несуществующие проблемы, ложные цели или абсурдные теории.
Очень и очень непростая задача стоит перед Николом Пашиняном. Премьер-министр Армении должен объяснить всему армянскому обществу, что «политический дальтонизм» давно вышел из моды, пора бы по-новому взглянуть на старые проблемы. Издавна армяне привыкли считать себя «жертвами», и спорить тут было бесполезно. Но теперь им приходится учиться жить в реальном мире. А это задачка не из легких. Приходится прощаться со многими «жалостливыми» мифами и непомерными амбициями.
В армянских СМИ вовсю бушует истерия против действующего правительства. Ушаты помоев льются без остановки, реваншисты действуют всеми доступными им способами. Благо их «старания» щедро проплачиваются многочисленными кочарянами, саргсянами, к ним сейчас присоседились карапетяны и варданяны. Список пополняется с космической скоростью - любой каприз за ваши деньги.
На последней своей пресс-конференции премьер-министр в очередной раз заявил, что тема так называемого «карабахского движения» должна быть закрыта навсегда. Если сохранить ее на повестке, страна окажется в геополитической западне, откуда уже невозможно будет выбраться. Всем не согласным с выбранным курсом правительства Пашинян дал дельный совет: устройте революцию. В итоге никакой революции не свершилось и теперь премьер будет продолжать выбранную здравую политику.
Карабахский вопрос решен, церковь и диаспора теперь не являются «инструментами» политики, что просто выводит из себя сторонников прежних приоритетов. В смутные допашиняновские времена именно на них строилась линия поведения, продвигающая армянские преступные интересы. Пашинян отказался от них, противопоставив Иреван диаспоре и вступив в борьбу с церковью.
Теперь, оставшись ни с чем, «несогласным» остается лишь огалтело обвинять тех, в ком возобладала хоть капля здравого смысла.
В конце прошлой недели церковно-реваншистские круги испытали очередной стресс. Правительство Армении приняло жесткое решение по полковым священникам. По приказу министра обороны было распущено духовное предстоятельство вооруженных сил. Эта структура, действовавшая с 1997 года, была распущена, а полковые священники отправлены по домам. С 1 февраля деятельность так называемого «духовного лидера» и в целом института военного духовенства прекращена. Это вовсе не означает, что военнослужащие будут лишены духовной поддержки. Но теперь назначением священников будет заниматься не армянская «апостольская» церковь (ААЦ), а светские власти - управления морально-психологического обеспечения генерального штаба ВС. Контроль за исполнением этого приказа министр обороны будет осуществлять лично.
Так что теперь ААЦ потеряла возможность влиять на идеологическую подготовку армянских военнослужащих, а также внедрять токсичные нарративы в неокрепшие умы молодого поколения. Также армянские священники больше не будут вышагивать стройными рядами на военных парадах.
«Патриотическая» подготовка в армянской армии всегда строилась на националистических и человеконенавистнических постулатах церкви, серьезно искажающих представление о том, для чего вообще существуют вооруженные силы. В результате подмены понятий армия превратилась в некий объект по реализации «несбыточных мечтаний», а заодно и экспансии под видом «восстановления исторической справедливости».
С самого детства, а уж затем и в более зрелом возрасте армян «воспитывали» в духе крайней ненависти к соседям. Последствия вылились в тяжкие военные преступления, стремление достичь цель любыми средствами. Армянский народ, и армянская армия не исключение, под давлением «промывания мозгов» ААЦ превратился в безликую толпу, жаждущую реванша, живущую надуманным прошлым, которое в принципе не может привести к процветающему будущему.
Церковь вообще хорошо пристроилась. В армии, где процветает коррупция и верховодит насилие, легче всего «производить» послушных роботов. Но разве такой должна быть профессиональная армия, да и армия ли это вообще?
И это «моральное зомбирование» со стороны ААЦ продолжалось бы еще долго, но Пашинян стал оттеснять ее от всех возможностей влияния. Только так можно хоть как-то попытаться оздоровить одурманенное общество.
Тут свои пять копеек вставила ПАСЕ, обвинив Иреван в нарушении прав и свобод. Причем произошло это впервые в новейшей истории. До этого «великая защитница» всегда была на стороне «обиженных». А тут вдруг Парламентская ассамблея Совета Европы впервые увидела в Армении нарушения демократии. Правда, смотрела она, как всегда, не туда и не там искала, а потому ничего и не нашла.
Отношения властей с церковью с приходом Пашиняна не заладились с самого начала и были довольно натянутыми. Попытка же церкви в 2024 году возглавить переворот разозлила его окончательно. Ответные меры не заставили себя ждать.
Глава МИД Армении, отвечая на соответствующие вопросы на январской сессии ПАСЕ, публично назвал разговоры о притеснении ААЦ сплетнями. По его словам, в стране нет преследования священнослужителей. Зато есть священнослужители, публично призывающие граждан силой устранить демократически избранное правительство. Что теперь на это возразит ПАСЕ, хотя все давно уже поняли: задавая вопрос, эта организация не желает слышать вразумительных ответов, они уже «начерчены» в обвинительных речах.
Эчмиадзин всегда был «государством в государстве», которое предпочитало не считаться с официальными властями страны. Там привыкли к тому, что руководители Армении сами ходили с поклоном к католикосам. И не государство, а церковь была «центром вселенной», вокруг которого вращалось все мировое армянство.
Была разработана легенда о «безвинно страдающих», «вечных мучениках», и церковь тут на правах самого главного вдохновителя внедряла в умы идею «восстановления справедливости». Проще говоря, благословляла на террор и преступления против человечности. И армии в этом плане отводилась самая «героическая» роль - исполнить все это на практике.
Кто знает, до чего бы дошло данное «светопреставление», но тут случилась вторая Карабахская война. И выяснилось, что церковные проповеди не помогли армии, посягавшей на чужие земли. Потерпевшие полный провал «идеи самой сильной и непобедимой дружины» могли бы, но так и не смогли научить хоть чему-то служителей Эчмиадзина.
Там по-прежнему продолжают думать, что они всемогущественны. И пока там уверены, что можно и дальше дурить головы простым людям, страна не сможет превратиться в национальное государство, которое само может стать центром для мирового армянства.
Работы тут непочатый край, и чтобы добиться реальной победы в споре между добром и злом, придется изрядно попотеть. Тем достойнее будет осознание того, что построено государство. Не мифическое, а что ни на есть реальное. И у этого реального государства будет реальная армия, которая будет делать то, что и положено, - защищать свои границы, а не нападать на соседей. Тем более, чем заканчиваются нападения, ей доподлинно известно. И так будет всегда.
Ольга КОТОВА,
«Бакинский рабочий»