Как Иреван легализует боевиков у границ Азербайджана
В то время, как Никол Пашинян принимает поздравления в связи с вручением ему «Премии Заида за человеческое братство», VOMA (террористическая организация военного преступника Вартанова Вовы) у границ с Азербайджаном проводит очередные зимние сборы.
Фидан САЛМАНЛЫ
Военизированная структура дислоцируется в селе Атан Лорийской области Армении - всего в 15 км от мест делимитации и демаркации границы рядом с азербайджанским селом Юхары Аскипара Газахского района. Называя себя неправительственной организацией, она вроде как отводит от себя подозрения в милитаризме, однако это не так.
Мы помним, как 2 года назад наши пограничники провели операцию «Возмездие» в ответ на провокацию такой же якобы НПО «Еркрапа», в результате которой был ранен военнослужащий национальной армии. А вот и конкретный пример легализации террора - организация Azatazen, которая была зарегистрирована в столице соседней страны сразу по итогам Отечественной войны 2020 года, при поддержке диаспоры пошла по пути институциональной модели, позиционируя себя как «просветительская» структура. Например, в сентябре 2023 года она получила лицензию на открытие «стрельбища для обучения гражданских лиц» - шаг, который следует рассматривать не как эпизод, а как часть системной подготовки армянского населения к элементам необузданного реваншизма.
Чтобы показать ее привязанность к правительству Пашиняна и обоюдную симпатию, приведем один пример - она для вида провела показательную судебную тяжбу с МВД Армении, которая завершилась в ее пользу, и заранее спланированная юридическая стратегия сработала - теперь формальная независимость Azatazen от государственных силовых структур у нее «в кармане». Это не только укрепило образ «независимого института», но и создало правовую «подушку безопасности» на тот случай, если вдруг государству придется откреститься от нее при резонансных инцидентах - например, в случае осуществления терактов или военных провокаций против нашей страны.
Как и случае с «Еркрапа» точно так же правительство Никола Пашиняна может пролепетать что-то вроде «они нам не подчиняются, мы отвечаем исключительно за регулярные воинские подразделения». Однако налицо новые факты, свидетельствующие о системном кризисе, так как после разгромного поражения в 44-дневной войне 2020 года правительство соседней страны начало ускоренными темпами реализовывать концепцию глубокой милитаризации общества, переходя от классической модели национальной обороны к гибридной доктрине «нации-армии». И хотя данная инициатива была выдвинута еще экс-министром обороны Вигеном Саркисяном, при его нынешнем «сменщике» Сурене Папикяне она получила реальное воплощение - наряду с VOMA, «Еркрапа» и Azatazen там традиционно функционируют дашнаки и ASALA (она, кстати, взяла на себя ответственность за атаки на еврейскую синагогу в Иреване в октябре 2023-го и июне 2024-го года).
Этот список горе-патриотов, чьи усилия и энергия могут быть применены в более позитивном русле, можно продолжить, но главный вывод такой: большинство из них практически не контролируются правительством Пашиняна, при этом все они активно готовят «специалистов соответствующего профиля» для террористической войны, известно против кого. Хуже всего, когда в их ряды привлекаются даже подростки.
Так, в одном из рекламных объявлений о наборе желающих записано: «Наша цель - подготовка 100 тыс. патриотов Армении и членов диаспоры независимо от пола и возраста к ответу на потенциальные угрозы и укрепление стратегически важных территорий».
Все помнят, как в преддверие Отечественной войны 2020 года армяне с иностранным гражданством проходили подготовку вблизи условной границы с Азербайджаном, что затем обернулось их массовым бегством. Тем не менее, через широкое внешнее финансирование та же VOMA осуществляет инженерные работы (строит долговременные опорные пункты, возводит огневые точки), обучает навыкам вождения легкой боевой техники и бронетранспортеров и, конечно же, стрельбе.
Кстати, еще шесть лет назад Следственное управление Генпрокуратуры Азербайджана провело расследование на основании материалов, направленных Службой государственной безопасности касательно привлечения Вовой Вартановым иностранцев, в том числе, из других этнических групп, ненавидящих турок, либо приехавших «просто пострелять» в тогда еще оккупированные районы нашей страны. Также было установлено, что упомянутые бойцы были использованы властями Армении в качестве наемников в оккупационной войне против сопредельного суверенного государства, а также против гражданского населения. Документально доказано, что члены структуры принимали участие в террористической деятельности против граждан Азербайджана, а потому по факту против них было возбуждено уголовное дело по статьям 100.2 (ведение агрессивной войны), 120.2.1 (умышленное убийство, совершенное преступной организацией или сообществом), 279.3 (создание вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством), 318.2 (незаконное пересечение государственной границы) и другим статьям УК АР.
Таким образом, организация, возглавляемая Вовой, пусть и не обладающая столь одиозной «легендарностью», как ASALA, тем не менее уже имела прямое столкновение с мощью нашей армии в Карабахе и объективно сохраняет все шансы в будущем столкнуться со справедливостью местной Фемиды - по аналогии с теми преступниками, в отношении которых накануне был оглашен исторически громкий приговор. Однако реальность сегодня выглядит иначе: VOMA чувствует себя на территории Армении более чем в безопасности. Вместо расформирования и правовой оценки своей деятельности она получила фактическую «прописку» в самом центре Иревана - ровно так же, как и родственные ей структуры.
Эти формирования открыто функционируют в публичном пространстве: имеют собственные сайты, официальные адреса, легальные стрельбища и центры дислокации, отличительные знаки, военную форму, штат инструкторов, а также развитую материально‑техническую базу с формально законным финансированием. Все это не скрывается, не маскируется и, по сути, демонстративно выставляется напоказ.
В совокупности подобная институционализация полувоенных структур, их укорененность в столице и отсутствие реального государственного контроля выглядят не иначе как прямой и осознанной угрозой мирному процессу. Это не маргинальные кружки и не спонтанные инициативы, а системно выстроенная инфраструктура, ориентированная на подготовку кадров соответствующего профиля и на поддержание реваншистской повестки. Вопрос здесь уже не в намерениях, а в последствиях: подобные структуры объективно подрывают любые попытки стабилизации и превращают разговоры о мире в пустую декларацию.
Иными словами, фактически Армения на наших глазах превращается во второй Ливан, со своими прокси вроде «Хезболлы и законными ответными ударами по Бейруту, прошлогодними операциями с пейджерами - если кто забыл, напоминаем.

