На политическом поле Армении стало слишком много Карапетяна
Созданная накануне политическая партия «Сильная Армения» определилась с председателем - им единогласно стал президент группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян, который выдвинут также кандидатом на пост премьер-министра соседней страны.
Фидан САЛМАНЛЫ
Правда, он с некоторых пор находится под домашним арестом в Иреване, однако российское происхождение его «бизнес империи» дало определенным кругам повод подумать над следующим шагом политической оппозиции, а также о долгожданном для них шансе на объединение какой-то части «армянских армян» с карабахским кланом, что раньше казалось немыслимым.
Сценарий так себе - в случае электорального притяжения и победы тандема Карапетян - Кочарян Армения вновь окажется на обочине цивилизационного развития, причем не как государство, а просто, как территория для реализации чьих-то планов. Правда, вряд ли реально апокалипсис произойдет, с учетом итогов исторического саммита в Вашингтоне 8 августа минувшего года и особенно после недавнего визита вице-президента США Джеймса Дэвида Вэнса, с конкретными контрактами на перспективу, однако, чем черт не шутит - часть армянского общества до сих пор не определилась ни с центрами политических предпочтений, ни с видением будущего своей страны.
Причина в том, что правительство Никола Пашиняна идет в фарватере региональных и глобальных процессов, не доказывая право на жизнь его собственных инициатив, которых у него нет - да, премьер-министр соглашается с официальным Баку, Президент Ильхама Алиев объединяет Южный Кавказ «за себя и того парня», но у противной стороны нет характера, лица - одна улыбчивая маска благообразия. Потому в Армении не виден ни стержень, ни центр тяжести, нет мало-мальски внятных моральных ориентиров, нет даже политических приличий даже на заседаниях парламента, не говоря о митингах - есть только затяжное расползание по швам. Ни государственности как таковой, ни ценностного каркаса, способного объединить общество, а потому справедливо было бы обратиться к ответу главы государства на вопрос в рамках международного форума на тему «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана» 23 апреля 2024 года.
«Спекуляции правительства Армении о так называемом «перекрестке мира» не выдерживают критики. И если они думают, что кто-то придет и построит железную дорогу из Ирана в Армению и Грузию, им нужно найти широкой души филантропа, могущего потратить примерно до $7 млрд неизвестно за что», - почти два года назад заявил Президент Ильхам Алиев, дав понять, что если страна камней хочет участвовать в региональных транспортных проектах, ей следует продвигать Зангезурский коридор. В противном случае она будет и дальше существовать в тупиковой парадигме, так как, к примеру, между нами и Ираном существует сухопутное сообщение плюс строится транспортный коридор Север-Юг, посредством железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс местные и транзитные товары вывозятся в Грузию, Турцию и страны Евросоюза.
С гипотетическим приходом к власти Самвела Карапетяна и его так называемой «партии» в рублевой обертке «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» будет забыт в статусе меморандума, а политическая сцена в Иреване станет и вовсе заболоченной, как при Робике и Сержике. Сейчас в местном парламенте хотя бы есть «базарная» склока, где голоса власти, оппозиции и церкви срослись в единый гомон, неотличимый по сути и тону. Обмен площадной руганью, взаимные обвинения в предательстве, грязь, льющаяся с экранов и с церковных амвонов, хоть и стали новой нормой, за туманом призрачности видны очертания победы правящей команды, которая считает, что с электоратом нужно говорить на его языке.
Понятно, что при нынешней неуправляемой ситуации немало внешних сил, особенно «главных союзников», готовых наловить целое корыто рыбы в мутной воде. Неприглядную и, возможно, самую позорную роль в этом спектакле играет церковь, когда мошенник в рясе в сане архиепископа выдает «индульгенцию» протестующим, подстрекая их к захвату правительственных учреждений. Когда в монастырских стенах вместо благочестия - пьянство, вместо духовного подвижничества - аморальность, а за рясами прячутся люди, участвующие в темных финансовых и политических схемах, право церкви называться «апостольской» утрачивается. Но хуже всего, когда «служители небесной администрации» добровольно превращаются из духовного ориентира в органичную часть общего разложения, в инструмент политической манипуляции, прячущейся за риторикой веры. А когда, как говорится, котлеты вперемешку с мухами, на этом фоне все громче начинает звучать имена и голоса «реабилитированных» - припудренных лиц советской системы, чье прошлое покрыто слоями доносов и предательства.
Те, кто еще вчера выполнял приказы старой - новой Лубянки, сегодня снова приводятся в движение, всего лишь под другими вывесками. Они не ушли, а затаились, ожидая сигнала - как некогда пробравшегося в бывшую НКАО под портянками российских миротворцев Рубена Варданяна пытались нам «навязать» в качестве «вечного двигателя» сепаратизма, теперь аналогичную схему разворачивают в отношении Самвела Карапетяна, человека с предельно понятной биографией и вполне определенными кураторами известно где.
Правда, есть небольшая разница - в независимом Азербайджане «прачка Кремля» реально сидит за финансирование терроризма, призывы и конкретное неподчинение центральной власти, разграбление природных ресурсов и нанесение огромного материального ущерба, а Фемида соседней страны то сажает самонадеянного Ташира Само за целый букет преступлений, то отпускает под домашний арест, разрешая возглавить «политическую партию» и давая тем самым повод для получения определенного статуса на всякий случай.
Но есть важный момент - при всей слабости позиций нынешнего армянского правительства, Никол Пашинян единственный политик, осознающий пагубность регионального раскола по этническому и религиозному признаку, с необходимостью объединить ресурсы Южного Кавказа во имя процветания всех населяющих его народов. Как показали события особенно последнего года (согласование и парафирование текста мирного договора, визит Пашиняна в Стамбул, диалог один на один в Абу-Даби, саммиты в Вашингтоне и Шарм-аль-Шейхе, транзит и поставка в Армению товаров, получение «Премии Заеда за человеческое братство» и т.д.), армянский премьер наиболее адекватный переговорщик. Правда, со своими ожиданиями «с моря погоды», «тараканами» в голове, тем не менее, пока остальные не нуждающиеся в переодевании агенты Кремля рвутся к власти с тем, чтобы обрушить региональную стабильность, Пашинян хотя бы в тактическом смысле способен к диалогу.
В Баку прекрасно осознают его уязвимость, видят его непостоянство, но даже такой нестабильный партнер куда приемлемее, чем вакуум власти, в который неминуемо ворвется сквозняк реваншизма под воздействием внешних сценариев. Президент Ильхам Алиев неоднократно предупреждал, что в стране создан монолитный Железный кулак единения народа и власти, и мы готовы ко всему, чтобы не допустить нестабильности вокруг наших рубежей, пусть даже условных.
Как говорится, каков привет - таков ответ (придут с пирожками, уйдут с караваем, придут с камнем за пазухой, получат разбитый фасад). И если Ташир Само со своей «Сильной Арменией» и подкупленными сторонниками надеется, что в случае победы на парламентских выборах отравит процесс замирения - это издержки избирательного процесса. Но если вдруг заиграется в реваншизм, тогда пожалеет не только он, но, к сожалению, и весь армянский народ, поставивший «не на ту лошадь».