Швейцария упустила поезд мира на Южном Кавказе
Инструменты давления на Азербайджан давно стали атавизмом, что наглядно показала история заурядного свадебного фотографа Эмина Гусейнова, вывезенного в статусе «правозащитника» в Берн, а со временем подзабытого даже в Швейцарии.
Фидан САЛМАНЛЫ
Во время общения с прессой в формате Мюнхенской конференции по безопасности Президент Ильхам Алиев четко, пошагово, с улучшением диспозиции, не срываясь на эмоции отвечал на разные, в том числе провокационные вопросы, не говоря о вообще ангажированном подходе ведущего в интервью телеканалу France 24.
Глава государства очень опытен в таких делах - достаточно вспомнить марафон из 40 совершенно разных по форме и содержанию интервью практически всем глобальным СМИ за 44 дня Отечественной войны, где звучали даже «прокурорские» нотки от некоторых журналистов. За эти пять лет мир понял - политика официального Баку пронизана региональной и даже глобальной стратегией, не являясь реакцией и тем более рефлексией на происходящее.
Эмин Гусейнов и те, кто пока стоит за ним, тоже усвоили данную истину, а потому на пресс-конференции он «тактично» молчал, хотя не преминул воспользоваться демаршем. И когда уже азербайджанская делегация во главе с Президентом Ильхамом Алиевым проходила к входу в здание, он не придумал ничего лучше, кроме, как выкрикнуть: «Господин Президент, вы сможете ответить на вопросы независимой прессы или нет?»
Это напомнило режущее слух соло на контрабасе из классического фильма «Бахтияр», отдающееся эхом из прошлого десятилетней давности. Долгое время мало кто мог внятно объяснить, почему к началу первых Евроигр в июне 2015 года не отличающееся филантропией правительство Швейцарии погасило налоговую задолженность Гусейнова перед правительством в размере $236,3 тыс. Вылетая в Берн в самолете тогдашнего главы МИД Швейцарии Дидье Буркхальтера, проворовавшийся грантоед вряд ли думал о высокой миссии защиты прав человека, скорее всего, он проклял тот день и час, когда связывался с Алексом Григорьевсом, экс-главой упраздненного за грязные «революционные» финансовые махинации Бакинского представительства национального института демократии США (NDİ).
Администрация Барака Обамы через своих представителей с 2009 по 2017 годы обещала маргинальной местной оппозиции «золотые горы» за раскачивание политической ситуации, выплатив через упомянутую структуру десятки миллионов баксов (у одного только Григорьевса было обнаружено наличными $2 млн), но жадность исполнителей - от Али Керимли до Эмина Гусейнова и тех, кто ниже рангом - обернулась пшиком, когда в марте 2011 года на Площади фонтанов собралось человек 300, требовавших «демократических перемен и свободы ЛГБТ».
Возникает вопрос, при чем тут угодливость швейцарского посольства, если свадебный фотограф в тоге правозащитника сотрудничал с американцами? А при том, что заокеанские «демократы» работают преимущественно чужими руками - Гусейнова сначала формально «женили» на сотруднице Корпуса мира Саре Паулсворз. Логика проста: американская защита, тем более супруга - гражданка США это щит.
Но когда местная налоговая инспекция сделала запрос в американское посольство об их отношении к подтвержденным финансовым преступлениям, там открестились от нечистоплотного хапуги.
Затем была неудачная попытка вылететь в Стамбул, далее - обращение в польскую дипломатическую миссию, но и Варшава не соглашается участвовать в темной комбинации, прагматично оценив риски. И уже после всего этого пригодились услуги главы МИД Швейцарии Дидье Буркхальтера (в ту пору еще и президента Конфедерации), который в 2014-2015 годах председательствовал в ОБСЕ. Таким образом Эмин Гусейнов «легким движением мозгов» коллективного Запада превратился из частного «голубого воришки» в персонаж международного триллера. Повторюсь - весь сыр-бор был затеян не ради защиты прав и свобод человека (всем известны трагические следствия спровоцированной «арабской весны», «цветных революций» постсоветского пространства, бушевания страстей в Иране), а ради создания инструмента воздействия на независимый Азербайджан.
История с защитой мелкого воришки, не имеющего ни малейшей причастности к демократии и идеологии, как таковой, свидетельствует об усилении глобальных позиций официального Баку, вплоть до членства и председательства в Совбезе ООН в 2012-2013 годах, поддержке большинством международного сообщества его справедливой позиции в решении карабахского вопроса. Большинство политиков коллективного Запада, говоря об осужденных лидерах сепаратистов, намеренно придерживаются нарративов типа «политические заключенные из Нагорного Карабаха», «ущемление христианской демократии в Баку». То есть, речь идет о разделительных линиях: получается, что православные грузины неправильные, так как поддерживают единый Южный Кавказ, а армяне - чистой воды монофизиты - правильные, потому что являются реваншистским инструментом ряда внешних сил.
В ряде «христианских» столиц ставка на Швейцарию была не случайной, так как еще в 1815 году она декларировала постоянный нейтралитет, обретя статус внеблокового посредника (хотя в годы Второй мировой войны и даже сейчас считается глобальным шпионским гнездом и рассадником деструктивных конструкций). При этом политическая конъюнктура все же берет верх - будучи субъектом международного права и членом ООН, штаб-квартиры структур которой расположены в Женеве и Берне, Швейцария формально поддерживает суверенитет, территориальную целостность и независимость государств, казалось бы, все еще руководствуется ст.2 Гаагской конвенции 1907 года, признающей неприкосновенность территории нейтральных государств и запрещающей перемещение войск или конвоев с боеприпасами для воюющих сторон по нейтральной территории, но на поверку нарушает эти положения.
Вспомним активность Международного Красного Креста в Ханкенди после Отечественной войны 2020 года, когда автомобили этой организации перевозили контрабанду и даже оружие из Армении на территорию, подконтрольную российским миротворцам - и это не просто слова, а конкретное действие против независимого Азербайджана и в пользу «древнейшего многострадального народа». Это лишь один эпизод, доказывающий, что и в правительстве, и в парламенте «самой суверенной» альпийской страны сформировано устойчивое восприятие официального Баку в качестве «душителя армянской демократии и волеизъявления». Правда, никто не может объяснить, почему сами усердно борются с вечно поднимающим голову местным сепаратизмом (франкоязычный кантон Юра вообще вошел в состав федерации в 1979 году, хотя там на площади в 838 кв. км проживает почти 70 тыс. человек), а при этом «цивильно» поддерживают еще более махровый сепаратизм в нашей стране.
На этом треке поворотным моментом было принятие больной на голову резолюции федеральным собранием в декабре 2024 года, где официальному Баку предлагалось сесть за стол переговоров с хунтой так называемой «нкр». Законодатели этой страны то ли за календарем не следят, то ли застряли в средневековье, но они «упустили из виду», что в сентябре 2023 года Азербайджан полностью восстановил государственный суверенитет, а прежние самопровозглашенные «президенты» и прочие «министры» отбывают наказание в Бакинском СИЗО.
Принятие подобного документа - нонсенс, так как упоминание «армян Карабаха» в одном ряду с официальным Баку свидетельствует об элементарной неграмотности, поскольку в свое время общенациональный лидер Гейдар Алиев закрепил двусторонний переговорный трек между Арменией и Азербайджаном, а предметом так и не состоявшегося диалога было освобождение оккупированных территорий в рамках четырех резолюций Совбеза ООН 1993 года (№ 822, 853, 874 и 884), в ту пору требовавших безотлагательного и безусловного вывода армянских вооруженных формирований из пяти районов.
Нет бы одуматься, швейцарцы законодательно на уровне Совета кантонов утвердили глупую инициативу - то есть, теперь уже официально альпийская страна признает карабахских армян «стороной конфликта», хотя даже премьер-министр Армении Никол Пашинян закрыл этот вопрос, подтвердив нацеленность правительства на региональное развитие, где нет места территориальным претензиям.
Забавно, что даже Елисейский дворец официально приветствовал мирные переговоры между Баку и Иреваном, главы государств уже несколько раз встречались с глазу на глаз, в Вашингтоне состоялся исторический саммит 8 августа прошлого года с важными итогами на долгосрочную перспективу, Президент Ильхам в октябре прошлого года отменил запрет на транзит грузов в Армению, потребители этой страны закупают бензин и нефтепродукты азербайджанского производства.
Но почему-то именно швейцарцы - то ли ввиду средневекового консерватизма, то ли из-за кондового мышления цепляются за конфликтную оптику и логику, в качестве инструмента влияния, игнорируя очевидное: мирным инициативам Президента Ильхама Алиева нет видимых альтернатив.
Так что ему решать, сотрудничать или нет с соседями, развивая когда-то существовавший мирный трек, но никак не швейцарцам, которые кроме как атавизма в виде Эмина Гусейнова ничем толком похвастать не могут.

