Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Надеяться на сохранение прежних условий по поставкам азербайджанского газа в ЕС не стоит
Азербайджан продолжает наращивать добычу газа, постепенно увеличивая его экспорт, особенно в нуждающуюся в нем Европу.
Так, если в прошлом году было экспортировано всего 22,3 млрд кубометров газа, из которых 11,4 млрд пришлись на европейский рынок, то в текущем году планируется поставить 24,5 млрд кубометров газа, причем европейская доля составит не менее 12 млрд.
Тем не менее спрос на азербайджанский газ в Европе растет, все большее число европейских государств желало бы закупать его.
О перспективах добычи и экспорта газа в Азербайджане к 2030 году в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.
- Каковы возможности Азербайджана по экспорту газа к 2030 году?
- Внутреннее потребление газа в стране к 2030 году составит примерно 15 млрд кубометров. Что касается добычи, то через пять лет вводится в эксплуатацию «Абшерон-2», где будет добываться порядка 6 млрд кубометров в год, и все эти объемы газа пойдут на экспорт. Сюда надо добавить минимум 2 млрд кубометров с глубокозалегающих газосодержащих пластов на АЧГ и рост добычи газа на 1 млрд кубометров на месторождении «Умид». В целом получается 9 млрд кубометров. Если прибавить к этому добываемые уже сейчас с других месторождений 36 млрд кубометров товарного газа, то в совокупности мы получаем 45 млрд. Отнимем из этого числа 15 млрд, которые пойдут на удовлетворение внутренних потребностей страны, и остаются 30 млрд кубометров, которые пойдут на экспорт. Таким образом, к концу этого десятилетия без особых затруднений Азербайджан сможет поставить на внешние рынки 30 млрд кубометров газа. А принимая во внимание поставляемые из Туркменистана и России более 2 млрд кубометров газа в год, экспорт превысит 30 млрд.
- По словам вице-президента SOCAR Эльшада Насирова, европейские банки не спешат выделять деньги на расширение Южного газового коридора, желая повесить это бремя на Азербайджан. С другой стороны, европейские энергетические компании не желают заключать контракты на срок, превышающий 10 лет, вообще предпочитая краткосрочные контракты, что невыгодно Азербайджану. Что в этом случае делать Баку, каков выход из положения?
- Еще 18 июля 2022 года Азербайджан подписал Меморандум об энергетическом сотрудничестве с Европейской комиссией ЕС. Прошедшие со дня подписания 16 месяцев продемонстрировали, что Баку больше не стоит надеяться на подписание новых газовых контрактов с европейскими странами на тех же условиях, на каких были подписаны контракты в 2013 году на приобретение первых 10 млрд кубометров азербайджанского газа. Причина заключается в том, что за прошедшие 10 лет в мире и особенно в Европе сильно изменился взгляд на традиционные источники энергии. Поэтому надеяться на сохранение прежних условий по поставкам азербайджанского газа в ЕС не стоит.
Как мы видим, несмотря на разрыв с Россией в сфере энергетики в 2022 году и настойчивое стремление к полному отказу от российского газа, европейцы за прошедший год не вымерли от холода и пусть за более высокую цену, но развивают альтернативную энергетику. То есть европейцам не пришлось сталкиваться с дилеммой: традиционные источники энергии или смерть. К концу 2023 года потребление природного газа в Европе сократится на 100 млрд кубометров. Но это не проблема, так как на замену природному газу приходит возобновляемая, «зеленая» энергетика. То есть огромные средства вкладываются в строительство оффшорных солнечных электростанций и оффшорных ветропарков. И в этом вопросе ЕС добивается заметных успехов.
Более того, если вспомнить прогнозы прошлых лет, то предсказывалось, что только к 2035 году поставки сжиженного природного газа (СПГ) по всему миру превысят поставки трубопроводного. Но эти прогнозы безнадежно устарели, так как многие страны мира вкладывают огромные средства в развитие производства СПГ и строительство танкеров-газовозов. Так что вышеприведенный прогноз сбудется даже до наступления 2030 года.
Азербайджан же в это время планирует вывести на внешние рынки дополнительные 10 млрд кубометров газа и иметь по ним хотя бы 20-летние контракты, то есть до 2050 года. Но в это время Европе уже не нужен будет ни наш, ни чей бы то ни было еще газ. К тому времени Европа должна полностью декарбонизировать свою экономику. Развитые страны Европы хотят добиться этих целей даже еще раньше - к 2040 году. Отказываясь от потребления природного газа, развитые страны не допустят его дефицита на европейском рынке, так как высвободившиеся объемы достанутся менее развитым европейским странам.
Таким образом, в перспективе европейцы не будут нуждаться в больших объемах газа. Соответственно вряд ли они будут подписывать с нами долгосрочные контракты - максимум на пять лет с дальнейшей возможной пролонгацией еще на пять. Или, как мы уже видели на примере прошедших конкурсов по расширению TAP, заявки от европейских компаний поступали на импорт азербайджанского газа на срок 1-2 года. Европейцы намерены вдвое увеличить число регазификационных СПГ-терминалов и получать сжиженный природный газ со всего мира. Следовательно, они не хотят привязывать себя к одному источнику, причем на долгий срок.
Таким образом, только газ с «Шахдениз-2» в рамках уже подписанных долгосрочных контрактов европейцы обязаны будут закупать у нас до 2046 года - по 10 млрд кубометров ежегодно. Что же касается остальных объемов добываемого газа, то тут есть несколько вариантов. Во-первых, Азербайджан может построить несколько крупных современных газохимических комплексов, где природный газ будет перерабатываться, и на экспорт пойдет уже полученная из газа продукция - более дорогая и более востребованная в мире. Во-вторых, можно увеличить свое присутствие на турецком рынке, то есть поставлять больше азербайджанского газа в Турцию.
- А как тогда быть с расширением Южного газового коридора?
- Трубопровод, несомненно, будет расширен, как минимум до границы с ЕС, чтобы, если не получится с Европой, то хотя бы увеличить поставки своего газа в Турцию, как минимум в два раза. Тем более что там и потребность в газе растет, да и страна не является членом ЕС.
Расширение TAP тоже не обязательно проводить полноценным образом, то есть вдвое. Можно это делать поэтапно, ориентируясь на расширяющуюся клиентскую базу. В частности, расширить для начала на 4-5 млрд кубометров. Такое расширение и обойдется дешевле, так как трубы менять не нужно, а компрессорных станций требуется меньше, чем для полноценного расширения. И сотрудничать мы будем в основном с уже давно знакомыми и дружественными нам странами Юго-Восточной Европы, такими как Болгария, Румыния, Сербия и т.д. Потому как даже в случае давления со стороны Брюсселя они будут заключать с нами контракты на 2-3 года с последующей пролонгацией.
Единственный минус в реализации всех этих проектов заключается в том, что основная тяжесть финансовых расходов по расширению газопроводов и развитию добычи газа в Азербайджане ложится на нас и наших партнеров.
- Путин и Новак в своих недавних заявлениях указывали на то, что Азербайджан заинтересован в присоединении к турецкому газовому хабу. Насколько это выгодно Баку?
- На мой взгляд, хорошо на аналогичный вопрос ответил Эльшад Насиров, заявивший, что мы не понимаем философию этого газового хаба. Если Азербайджан сейчас и так напрямую продает свой газ европейцам, то какой интерес может вызывать этот хаб? А в перспективе, когда азербайджанский газ уже не будет востребован в Европе, турецкий газовый хаб тем более потеряет смысл для Баку. Тем более что европейцы не хотят привязывать себя к газовым биржам, расположенным за пределами Европы. Основные торги в Европе осуществляются на газовом хабе TTF, виртуальной торговой точке для природного газа в Нидерландах. И этого им достаточно.
Ведь всем ясно, что за идеей турецкого газового хаба стоят желание России сохранить за собой хоть какую-то часть европейского газового рынка, а также старое желание Турции стать энергетическим хабом для Европы.
- Александр Новак недавно сказал журналистам, что объемы поставок российской нефти по реверсу нефтепровода Тихорецк-Баку могут составлять 4 млн тонн в год. И хотя, по его словам, проект предложен российской стороной, Азербайджан пока не принял решение и изучает детали, в случае реализации этого проекта у Баку будет возможность перерабатывать российскую нефть на местных НПЗ, а свою отправлять на экспорт. Пойдет ли Азербайджан на это?
- Надо сказать, что когда в 1981 году был введен в строй новый трубопровод Тихорецк-Грозный-Баку, то его изначальная цель как раз и заключалась в загрузке нефтеперерабатывающих заводов в Баку. Кстати говоря, в те годы Азербайджан добывал 14 млн тонн нефти в год, а перерабатывал 22 млн. Более того, пропускная мощность этого трубопровода в то время была 10 млн тонн российской и казахстанской нефти в год. Нефтепровод в таком режиме проработал до 1992 года, потом простаивал до 1997 года, пока не заработал в аверсном режиме, прокачивая уже азербайджанскую нефть в Новороссийск. То есть предложение Новака - это просто возвращение работы трубопровода к изначальному замыслу.
Причина же того, что предложение поступило именно сейчас, на мой взгляд, кроется в том, что в Москве прекрасно осведомлены о постепенном падении добычи нефти в Азербайджане. Если в 2020 году мы специально пошли на снижение добычи нефти в административном порядке во имя выполнения своих обязательств в рамках соглашения с ОПЕК+, то позже просто уже не могли восстановить добычу. Эта проблема сохраняется особенно в отношении старых месторождений нефти. Как итог, с 2020 года добыча нефти в Азербайджане снизилась на 4 млн тонн. В следующем году падение добычи несколько замедлится благодаря введению в строй новой добывающей платформы на АЧГ, но спад добычи все равно будет продолжаться.
С другой стороны, падение добычи привело к тому, что мы уже не в состоянии обеспечить загрузку отечественных НПЗ за счет нефти, добываемой Азнефтью. В итоге Азербайджан согласно официальной статистике начал импорт казахстанской и туркменской нефти, чтобы полностью загрузить свои НПЗ. Видя все это, Россия предлагает старым, уже испытанным путем поставлять свою нефть в Баку для загрузки наших НПЗ. В то время как Азнефть могла бы высвободившиеся объемы азербайджанской нефти поставлять на экспорт и реализовывать на внешних рынках за хорошую цену.
Принимая во внимание тот факт, что российская нефть является санкционной - имеется ценовой потолок на нее, выше которого ее покупать нельзя, то при соблюдении потолка мы могли бы приобретать ее для своих нужд вполне легально. То есть покупать российскую нефть подешевле, а свою продавать подороже. Это может быть выгодно. Но все будет зависеть от конъюнктуры рынка, от нефтяных цен в мире.