Два шехида из одного села

Общество
27 Декабрь 2022
10:50
195
Два шехида из одного села

Заслужить это почетное звание дано не каждому

Утро 16 июня 2003 года для жителей Шагласера Лянкяранского района началось с мрачной новости. Известие о гибели Игбала, сына Агададаша Гасанова, потрясло все село. Агададаш киши был трудолюбивым и уважаемым человеком, одним из первых откликался на призыв соседей о помощи. Долгое время проработал водителем в местном автохозяйстве, честным трудом зарабатывал на жизнь и воспитывал своих детей.  

Во второй половине дня шагласерцы проводили в скорбный путь Игбала Гасанова, еще одного своего сына-шехида. Я не просто так написал «еще одного шехида».  

В декабре 1988 года погиб Рафаэль Агаев, это произошло при крушении самолета Ил-76 недалеко от города Гугарк Спитакского района, спешившего на помощь армянам, пострадавшим в результате землетрясения. Стали шехидами и другие жители села Шагласер: Асиф Асадуллаев - в страшную ночь 20 января 1990 года, Муталлим Фараджов - 15 мая 1998 года в боях за Карабах. На кладбище взгляды и лица сельчан были грустными, в глазах стояли слезы...

Игбал Гасанов родился 30 сентября 1983 года. Знавшие его люди говорят, что Игбал был парнем, который держал слово. Он рос в многодетной семье: их было пять братьев и шесть сестер. Будучи самым младшим, Игбал с детства был очень трудолюбивым, не хотел быть никому в тягость. Поэтому, завершив учебу после 9-го класса средней школы, отправился в Россию на заработки. Когда ему исполнилось 18 лет, он вернулся на родину и стал солдатом-добровольцем. Домой от него приходили только радостные известия. На имя отца, Агададаша киши, неоднократно приходили благодарственные письма от командиров. В них указывалось, что Игбал образцовый и дисциплинированный солдат, добросовестно выполняет боевые задачи. До демобилизации оставалась всего неделя...

Утром 15 июня 2003 года, в День национального спасения, армянские дашнаки вероломно нарушили соглашение о прекращении огня и открыли огонь по позициям Вооруженных сил Азербайджана в Тертерском районе, где служил Игбал. Наши солдаты приняли бой не на жизнь, а на смерть и заставили врага замолчать. Попав под вражескую пулю армянского снайпера, Игбал Гасанов героически погиб, став шехидом. Так жизненный путь парня из Лянкярана, принявшего смерть в бою за свободу родной земли и народа, стал вечным...

***

На 40-й день после смерти Игбала в село Шагласер пришло еще одно трагическое известие. Погиб смертью храбрых и стал шехидом старший лейтенант Национальной армии Заур Губад оглу Нуруллаев.

Я хорошо знал Заура - два года, в 1994-1995 годах, преподавал азербайджанский язык и литературу в 9-10-х классах средней школы села Шагласер. Уже тогда Заур отличался от сверстников своим сложившимся мужским характером. Из-за высокого роста и крепкого телосложения он казался старше одноклассников. Когда в классе обсуждался карабахский вопрос, Заур принимал серьезный вид взрослого и говорил: «Не беспокойтесь, муаллим, однажды и я пойду в армию, рассчитаюсь с армянами!».

В десятом классе Заур определил свой дальнейший жизненный путь - он решил поступить в Бакинское высшее военное общевойсковое командное училище имени Ази Асланова. Произошло так, как он и хотел. После окончания средней школы в 1995 году он сдал экзамены в военное училище и получил звание курсанта.

Бессонные ночи, напряженные занятия и учебные сборы не смогли сломить волю парня из Лянкярана. По-мужски преодолевая все трудности и испытания, он становился более мужественным и закаленным.

В 1999 году Заура отправили на передовую, назначив командиром взвода. Вскоре его стали ценить как знающего, смелого и отважного  офицера. Он пользовался уважением как командиров, так и солдат части.

Заур Нуруллаев верил, что в скором времени наши земли будут освобождены. К сожалению, он не смог дожить до тех дней. 22 июля 2003 года Заур подорвался на мине при исполнении воинского долга.

У Заура было светлое будущее. Может быть, когда-нибудь он стал бы генералом. Но безвременная смерть в возрасте 25 лет не дала ему такой возможности. Теперь Заур, чья душа улетела на небеса, имеет более высокий чин, чем генерал: шехид! Заслужить это звание дано не каждому.  

P.S. Где-то я прочитал:»Нужно жить так, чтобы можно было жить даже после смерти». Это в полной мере относится к таким достойным сыновьям Азербайджана, как Игбал Гасанов и Заур Нуруллаев, которые своей героической смертью оставили в сердцах людей о себе память и вечное уважение. Благодарный народ Азербайджана всегда будет хранить память о своих героических сыновьях.

Агаддин БАБАЕВ

Лянкяран

Новости