Лидерство без ограничений

Политика
12 Апрель 2023
10:00
257
Лидерство без ограничений

Турция укрепила позиции на всех направлениях 

Накануне на воду был спущен флагман турецких Военно-морских сил - десантный корабль TCG Anadolu, являющийся, без преувеличения, предметом гордости для всего тюркского мира. 

Благодаря судну, обладающему всеми возможностями для использования как в военных, так и в гуманитарных операциях в любой точке мира, братская страна по факту вошла в число мировых лидеров в сфере технологий, систем и решений, меняющих ситуацию на местах. Уровень местных технологий на объекте превышает три четверти совокупного объема. Удельный вес импортных деталей на судне в процентном соотношении невелик, но основателен - местному военно-промышленному комплексу предстоит еще доработать детали в двигателе и электронную начинку, чтобы на все сто рапортовать о модном сегодня импортозамещении. Тем не менее, функционал корабля впечатляет - за один рейс он способен перебросить по приказу более 1,1 тыс. спецназовцев, 13 танков, 27 БТР-амфибий, 6 БТР, 10 вертолетов и 11 ударных беспилотных аппаратов. Кроме того, ангар судна рассчитан еще на 4 быстроходных катера, 20 вертолетов и 30 дронов. С учетом современных требований к мобилизационному ресурсу на месте работает госпиталь с двумя операционными комнатами при полном наборе медицинского персонала. 

С учетом успешно зарекомендовавших себя новинок, включая легендарные для Отечественной войны 2020 года «Байрактары», за последние два десятилетия турецкий оборонный комплекс совершил рывок, который можно смело назвать «технологической революцией». В ноябре 2002 года, когда правящая партия братской страны пришла к власти, совокупный бюджет оборонных проектов составлял $5,5 млрд, по итогам же минувшего года расходная часть этой отрасли составила более $60 млрд. В этот же промежуток солидно выросли экспортные возможности - если 20 лет назад Турция была на все сто зависима от зарубежных поставок, то сегодня она поставляет в различные страны мира оборонную продукцию различного назначения на $4,4 млрд. 

И это при нарастающем «снежном коме» санкций и эмбарго со стороны, в том числе, союзников по НАТО, - как говорится, назло обстоятельствам сегодня на территории братской страны, причем не только в признанных промышленных зонах, но и в бывшей глубинке действуют 750 оборонных предприятий при почти 2700 компаний в сфере ВПК. 

И это не случайно - десять лет назад Анкара приступила к реализации долгосрочной поэтапной программы военного строительства, которая рассчитана до 2033 года. 

Вспомним, как экс-президент США Дональд Трамп безуспешно призывал страны НАТО выделять на общие оборонные нужды до 2% ВВП. Так вот, Турция - единственная страна, которая справляется с этой союзнической нагрузкой. В 2020 году он составлял 2,6% к валовому продукту, чуть снизившись в период пандемии, но теперь вновь добирает объективно упущенные возможности. Для сравнения: военный бюджет Британии составляет 2,2%, Франции - 1,9%, Германии - 1,3% ВВП, не говоря о менее сильных европейских армиях. 

Как видим на примере десантного корабля TCG Anadolu, наибольших успехов братской стране удалось добиться в области кораблестроения, производства легкой военной автобронетанковой техники, высокоточного ракетного оружия и, конечно, беспилотных летательных аппаратов - речь в том числе об уже упомянутых «Байрактарах».

Своеобразной «фишкой» турецкого военно-промышленного комплекса можно считать заимствование и перенос на собственные площадки передовых технических и технологических решений со всего мира. Вот несколько примеров. Так, десять лет назад принят на вооружение новый автомат (по западной классификации «боевая винтовка», battle rifle) MKEK MPT-76 с 50 патронами традиционного для нас калибра 7,62, который считается одним из наиболее совершенных и продвинутых образцов индивидуального стрелкового оружия. Например, с 2008 года турецкая компания Otokar совместно с южнокорейской Hyundai Motor Company ведет разработку нового основного боевого танка Altay, который уже выставлен на международных мероприятиях и получил неплохие отзывы в Североатлантическом альянсе. Вместе с англо-итальянской фирмой AgustaWestland турецкая авиакосмическая госкомпания TUSAS разработала и внедрила в производство легкий ударный вертолет Т129 АТАК, совместно с натовскими партнерами была разработана электронная начинка для беспилотных аппаратов «Байрактар» и так далее. Что касается применения новых образцов вооружения в полевых условиях, с этим компонентом вообще нет проблем у братской страны, десятилетиями активно борющейся с целым рядом террористических организаций. 

И вообще, если присмотреться повнимательнее, Турция времен президента Реджепа Тайипа Эрдогана значительно усилилась, расширив повестку внешнеполитических интересов, из-за чего ряд западных экспертов ошибочно сравнивают эту политику с османскими амбициями, но это не так. «Турция всегда ориентировалась на мир, мы - посредники и, если нужно, проводники в разрешении споров. Мы - часть решений, а не проблем», - заявил Эрдоган выступая в сентябре прошлого года на традиционном заседании Генассамблеи ООН, перечислив почти все болевые точки планеты: Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан, ядерная программа Ирана, палестино-израильский конфликт, Балканы, положение уйгуров в Китае и, конечно, мирная повестка отношений Азербайджана с Арменией. При этом турецкий лидер дал понять: Анкару волнует не региональная безопасность, а ситуация во всем мире. Но главным успехом турецкой дипломатии последнего времени Эрдоган назвал посреднические усилия, увенчанные Стамбульским меморандумом, обеспечившим вывоз украинского зерна по Черному морю. И сегодня благодаря именно усилиям Анкары у людей по всему миру укрепилась пошатнувшаяся некогда вера в ООН. 

Внешнеполитическая активность Эрдогана последних месяцев впечатляет - буквально в преддверии сентябрьской поездки в Нью-Йорк он посещал Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, приезжал во Львов на встречу с Владимиром Зеленским. До этого - в Сочи к Владимиру Путину. В июле встречался с российским президентом в Тегеране в рамках саммита «астанинского формата». В сентябре Реджеп Тайип Эрдоган общался с многими лидерами, в том числе, Президентом Ильхамом Алиевым в Самарканде на съезде Шанхайской организации сотрудничества. 

В начале октября в Праге на саммите Европейского политического сообщества Эрдоган сперва провел в кулуарах первую трехстороннюю неформальную встречу с руководителями Азербайджана и Армении, а потом и официальные переговоры с Николом Пашиняном. А в середине октября провели переговоры в Астане на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии. 

Об объективном усилении позиций братской страны говорит множество фактов, опрокидывающих традиционные представления политологов о центрах силы. Так, страна, расположенная в самом эпицентре столкновения глобальных интересов, обладающая к тому же довольно ограниченными по мировым меркам ресурсами, развила активность чуть ли не на всех направлениях одновременно. Правительство Эрдогана отстаивает национальные интересы не только по внутреннему периметру, но и на Ближнем Востоке, в Африке, не говоря уже о Евросоюзе и НАТО, включая США и Канаду, но при этом не «перегибает палку» и, что самое удивительное, поставляя Украине оружие и однозначно высказываясь в поддержку ее территориальной целостности, стремительно укрепляет экономические связи с Россией. Порой неискушенным наблюдателям кажется, что официальная Анкара пытается прыгнуть выше головы, что непременно обернется крахом, но руководство братской страны знает, что дорогу осилит идущий, и что надо готовиться к новому миропорядку, усиливая геополитические позиции, что уже приносит ему заметные дивиденды на всех направлениях. 

 

Фидан САЛМАНЛЫ 

 

 

Новости