Асиф Ширалиев: «Совесть — лучший контролер»

Спорт
13 Февраль 2015
10:36
62
Асиф Ширалиев: «Совесть — лучший контролер»

«Судья в футболе, да, пожалуй, и во всем спорте  — должность неблагодарная, — заявил в 1990 году экс-форвард сборной Италии Джанлука Виалли.

— Футболист славится голами, вратарь — сейвами, боксер — нокаутами, борец — бросками… А судья? Он может блистательно работать в течение 10—15 лет и оставаться в тени. Его не узнают на улицах, не просят автограф, не берут интервью и не приглашают в ток-шоу на TV. Если ему и суждено войти в историю, то только благодаря какой-нибудь ошибке. И чем глобальнее будет ошибка, тем больше у него шансов остаться в памяти людей. Вот так и получается: один рефери безукоризненно работает 20 лет, и имя его мало кому о чем-то говорит. А другой засчитает гол-фантом или начудит, как Фредриксон, и он уже герой вечера на канале RAI  (речь идет о шведском арбитре Эрике Фредриксоне, отработавшем на матче Чемпионата мира 1990 года между сборными СССР и Аргентины (0:2) — прим.). В одном из эпизодов мяч, летевший точно в угол ворот, отбил рукой Диего Марадона, однако арбитр отказался зафиксировать нарушение правил».
А ведь, что ни говори, даже сегодня, по истечении более 2 десятков лет с того интервью, следует признать правоту слов сеньора Виалли. Пожалуй, единственным исключением из правил стал наш знаменитый соотечественник Тофик Бахрамов, вошедший в историю мирового спорта вопреки теории Виалли, то есть не за счет ляпа, а благодаря высокому профессионализму.
Интересно, а что об этом думают сами судьи? Гость газеты «Бакинский рабочий» — 3-кратный чемпион Азербайджана по греко-римской борьбе,  призер множества международных турниров с составе сборной страны, мастер спорта и арбитр 1-й категории Асиф Ширалиев.

— Трудно ли быть судьей?
— Как человеку, безгранично любящему борьбу, нетрудно. Моя работа приносит  мне только радость.
Быть арбитром — это почетно. Но, конечно же, в известной степени на судью ложится груз ответственности, ведь именно от его решений зачастую зависит судьба медали.
— Вам довелось представлять Азербайджан на международной арене и в качестве спортсмена, и в качестве судьи. Что считаете более ответственным?
— В обоих качествах я являюсь представителем своей страны, оттого оба они одинаково ответственны.
— Судья обязан быть беспристрастным
— Безусловно.
— А если  спортсмен вызывает антипатию?
— Нужно быть профессионалом и уметь абстрагироваться от личных симпатий или антипатий. Судья ассоциируется у людей со справедливостью, а потому не имеет права давать волю эмоциям. Нравится мне человек или не нравится, все это не должно касаться ковра.
— На ковре для арбитра все равны?
— Именно так.
— А лично в вашей карьере был случай, когда человек вызывал антипатию?
— Таких случаев не было. Но если во время схватки вижу, что один из спортсменов «грязно» работает, хватает соперника за палец или пытается нанести увечье, мне это претит. Опять же, у меня есть полномочия наказать его в рамках правил, что я и делаю. Но сказать, что испытываю к нему антипатию, нельзя.
— Как и у любого человека, у арбитра может быть плохое настроение. Влияет ли оно на исход поединка?
— Ну, как вам сказать? Если у арбитра плохое настроение,  то в этот день он более строг к борцам. Заметьте, одинаково строг к обоим. Но, опять же, все в рамках установленных правил.
— Говоря о футбольном судействе, принято считать, что в разных странах оно имеет свои отличительные черты. К примеру, в разумных пределах британский рефери допускает на поле жесткость, которая пресекается в Италии или Франции. Есть ли различия в работе арбитров из разных стран?
— Нет, в борьбе все более четко. Хотя, знаете, при желании можно найти отличия в работе судьи бывшего спортсмена и судьи, который не занимался борьбой профессионально. Есть нюансы, которые экс-спортсмен оценит по-своему.
— Сильнейшими сборными принято считать сегодня команды России, Ирана и Азербайджана. Можно ли сказать, что и арбитры из этих стран лучшие в мире?
— Вообще-то есть  версия,  согласно которой страна,  сильная в каком-то виде спорта, обладает и мощным судейским корпусом.  Я согласен с таким мнением. Российские, иранские и азербайджанские арбитры — это профессионалы высочайшего уровня. А еще сильные арбитры в США, Венгрии, Франции.
К примеру, на лондонской Олимпиаде 2012 года нашему соотечественнику Хиджрану Шарифову был вручен «Золотой свисток» за вклад в развитие борьбы. Это очень высокая награда, которой удостаивается далеко не каждый.
Еще одним азербайджанским арбитром, высоко котирующимся в мире, является Интигам Алыев.
— Рука об руку с большими международными соревнованиями, как правило, идут  и громкие судейские ошибки. Не припомните случая, когда «героем» дня становился наш соотечественник?
— Наш соотечественник спортсмен или судья?
— Судья.
— (задумался) За всю свою спортивную карьеру не припоминаю громкого случая, связанного с нашим арбитром. И это, между прочим, есть не что иное, как повод для гордости. Может, я далек от скромности, но наших арбитров всегда отличали высочайший профессионализм и максимальная собранность.
Тем не менее, считаю нужным добавить, что в контактных видах спорта, в частности, в борьбе, никто не застрахован от ошибок.
— Кстати, о высоком уровне подготовки. Нередко можно услышать о всевозможных семинарах и тренингах для судей. 
— Да, как правило, они проводятся в преддверии международных турниров.
— Какова роль подобных тренингов и семинаров?
— Они проводятся для повышения квалификации арбитров. К тому же в правилах время от времени проходят изменения, и посредством семинаров они доводятся до сведения арбитров.
— То есть собрания эти проводятся не для галочки?
— (смеется) Опять же, все целиком и полностью зависит от самого человека. Тут можно  провести аналогию со студенчеством. Кто-то внимательно слушает педагога и делает конспекты, а другой то и дело поглядывает на часы, потому что пришел на лекцию только лишь из боязни получить «нб». Как говорится, совесть — лучший контролер.
Исходя из собственного опыта, скажу, что подобные мероприятия важны для профессионального роста. Если уважаешь дело, которым занят, то и к семинарам будешь подходить со всей ответственностью. Ты обязан знать обо всех изменениях и дополнениях в правилах. Скажем, за какой прием следует давать 2 очка, а за какой — 3, учитывать все сопутствующие обстоятельства. Есть масса нюансов, неинтересных болельщику, но о которых ты обязан знать детально.
— А стоит ли ради этого ехать в другую страну? Разве не легче посредством факса разослать по всем федерациям детальный перечень  всех нововведений, дополнений и изменений?
—   Проще не значит лучше. На семинарах все сопровождается просмотром слайдов и видеороликов. Плюс, при непосредственном общении вы можете задать вопрос, уточнить детали.  Усвоить материал посредством факса, как мне кажется, нереально.  
— И последний вопрос — какое соревнование ждет вас в ближайшее время?
— 19—20 февраля в Иране состоится Кубок Мира по греко-римской борьбе, 7—8 марта в Санкт-Петербурге — Кубок Мира по женской борьбе, а в апреле в США пройдет Кубок Мира среди вольников. Вот, на одном из этих турниров мне и предстоит работать.

Новости