Мовлуд Миралиев: «Необходимо стремиться вперед»

Спорт
30 Октябрь 2014
10:52
141
Мовлуд Миралиев: «Необходимо стремиться вперед»

Прошедший недавно в Малаге (Испания) 6-й по счету Чемпионат мира по дзюдо среди ветеранов сложился для азербайджанских мастеров татами более чем удачно. Завершив мундиаль с солидной коллекцией наград, легенды отечественного спорта разных лет вновь громко заявили о себе.

Одним из тех, кому рукоплескали испанские трибуны, был и бронзовый призер Пекинской Олимпиады  2008 года Мовлуд Миралиев (100 кг), последние несколько лет работающий на посту директора Олимпийского спортивного комплекса в Шамкире.

Своими воспоминаниями от вояжа к Средиземноморью, встречи с Лионелем Месси и многом другом именитый дзюдоист  поделился с представителями отечественных СМИ.

— Если верить официальному сайту турнира, «Мовлуд Миралиев на удивление легко  разобрался со всеми оппонентами».

— (смеется) Если бы… В действительности все было несколько иначе. Пусть и ветеранский, но в Малаге проходил Чемпионат мира, где на татами выходили не любители, а большие мастера —  чемпионы мира и Европы, призеры Олимпийских игр. А потому мнение, что можно «легко разобраться» с этой компанией, мягко говоря, ошибочно.

— Как бы то ни было, в дебютном  для себя турнире  ветеранов вы завоевали «золото». Так сказать, с первого дубля. Каковы ощущения?

— Разумеется, я счастлив. Атмосфера большого праздника, адреналин, конкуренция… Было здорово, как в прежние времена, надеть кимоно и, выйдя на татами, почувствовать весь этот драйв. Я получил огромное удовольствие от чемпионата, да и сам словно помолодел на несколько лет.

— Бороться пришлось по измененным правилам, которые для вас в диковинку. Долго ли пришлось приспосабливаться?

— Признаться, поначалу было непривычно, ведь изменения в правилах ввели уже после того, как я покинул большой спорт. Например, сейчас предупреждение от рефери по ходу поединка может повлиять на исход встречи. И привычная для дзюдоистов бывшего Союза и Ирана работа в ноги ограничена. В каком-то смысле приходилось следить не столько за соперниками, сколько за самим собой, чтобы чисто машинально не провести запрещенный ныне прием. Так что определенное волнение присутствовало.

— Какая из 5 схваток в Малаге запомнилась больше остальных?

— Ни одну не могу выделить, каждая запомнилась по-своему. А  хотите узнать поистине самое яркое воспоминание от поездки?

— Разумеется.

— В курсе вы или нет, но я уже много лет являюсь страстным болельщиком футбольного клуба «Барселона». И как раз в эти дни она приехала в Малагу на игру с одноименной командой. Упустить шанс воочию увидеть Месси, Хави, Неймара и Иньесту я не мог и, разумеется, пошел на стадион.

 

— И увидели Месси?

— Увидел и Месси, и всю звездную компанию «каталонцев». Мне повезло с местом на трибунах, происходящее на поле было видно как на ладони. Комбинации, прием мяча, дриблинг, ювелирные пасы на 40—50 метров точно в ноги, удары, навесы… И  все это на запредельных скоростях. Что тут скажешь? Футбол в исполнении «Барсы» — это искусство! Получил истинное удовольствие (смеется). Правда, голов так и не дождался — 0:0.

— Мало кто знает, что в  2002 году 2-кратный чемпион мира и 2-кратный чемпион Европы по самбо Мовлуд Миралиев принял решение уйти в дзюдо. Почему?

— Ответ прост: мечтал выступить на Олимпиаде. А самбо, как известно, по сей день не входит в программу Олимпийских игр. Именно по этой причине в 28 лет я и пришел в дзюдо.

— Ну,  что ж, мечта сбылась. Вы не только выступили на двух Олимпиадах (2004 и 2008 годах), но и стали бронзовым призером в Пекине.

— В каком-то смысле вы правы, мечта сбылась. И дело не только  в олимпийской «бронзе». Спорт подарил мне много положительных эмоций и встреч с интересными людьми, многому научил. И в самбо, и в дзюдо мне довелось пообщаться с великими спортсменами. Так что смело можете называть меня счастливым человеком. Но в жизни необходимо стремиться вперед, к новым победам и достижениям. И это применимо не только к спорту, но и к науке, и к искусству. Да, мечта выступить на Олимпийских играх действительно сбылась, но с куда большим удовольствием я рассказывал бы сегодня  не о «бронзе», а о «золоте» Олимпиады. Мне ведь хотелось не просто медали, а именно золотой.

— А ведь этой «бронзы» могло и не быть, если учесть, что еще в 2006 году врачи запретили вам занятия спортом.

— В 2006 году после операции доктора действительно запретили мне возвращаться на татами. Но меня хватило ровно на год, и в 2007-м я вернулся в дзюдо.

— Пекинская «бронза» наверняка стала самим ярким событием  в вашей спортивной карьере?

— Да, вне всяких сомнений. Помню все свои схватки  в Китае, как будто все происходило не в 2008 году, а буквально пару дней назад.

— Оставив не у дел Гассана Азоуна (Алжир), Левана Жоржолиани (Грузия) и Даниэля Брату (Румыния), вы проиграли в полуфинале будущему чемпиону, 24-летнему монгольскому дзюдоисту  Найдангину Тувшинбаяру.

— Найдангин отличился и 4 года спустя, став в 2012 году серебряным призером в Лондоне. Очень сильный и талантливый дзюдоист. Сегодня — это один из признанных лидеров в весовой категории до 100 кг, а тогда о нем знали лишь в Азии.

Одним словом, «не пустил» он меня в финал. Пришлось бороться за «бронзу» с поляком  Пржемиславом Матияжеком, которого я победил.

— Мовлуд, вы пришли бы в дзюдо, будь самбо олимпийским видом спорта?

— Нет. Мои шансы стать олимпийским чемпионом по самбо были намного больше, чем в дзюдо. 

— А кем вы себя считаете в большей степени: дзюдоистом или самбистом?

—  Самбистом. Тем не менее,  я очень люблю дзюдо.

—  Хотелось бы узнать ваше мнение о ситуации в сборной Азербайджана по дзюдо, которая впервые за долгие годы осталась без медалей мирового первенства?

—  Прежде всего призываю не делать из этого катастрофы. Это спорт, а он непредсказуем. Но я верю в ребят и тренерский штаб команды. Уверен,  что успехи еще придут, и на следующем чемпионате сборная Азербайджана вновь покажет высокий класс.

И не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что выигрывать медали на чемпионатах мира становится все сложней и сложней. И это ведь касается не только дзюдо. Та же ситуация сегодня  в боксе, баскетболе, борьбе. Ну и, разумеется, в футболе.

— Раз уж заговорили о чемпионатах мира. Расскажите о «бронзе» 2003 года.

— А что тут рассказывать? Мы поехали на мировое первенство в Осаку (Япония), и вплоть до последнего дня у нас не было наград. Вот в такой ситуации мне и удалось выиграть «бронзу» и домой мы вернулись не с пустыми руками.

— Мовлуд, спасибо за интересную беседу. И последний вопрос: кого вы назовете №1 в истории отечественного дзюдо — Назима Гусейнова или Эльнура Мамедли?

— Прекрасно знаю обоих и горжусь, что наряду с ними входил в состав  сборной команды Азербайджана. И Назим, и Эльнур — это величайшие спортсмены, гордость нации, в разные годы являющиеся лидерами отечественного дзюдо. А вот кто из них является №1? Навряд ли кто-то даст однозначный ответ. Трудно сравнивать, ведь они работали в разных стилях. Назим — технарь, предпочитающий
изящество, а Эльнур отдавал предпочтение напору и силе.

Новости