Эльхан Мамедов: «Олимпиада 2016 года — вот моя ближайшая цель»

Спорт
19 Сентябрь 2013
11:43
100
Эльхан Мамедов: «Олимпиада 2016 года — вот моя ближайшая цель»

Азербайджанское дзюдо в мире спорта в представлении не нуждается. Наши борцы уже много лет доказывают свой высокий класс, побеждая на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и всевозможных Гран-при. Однако до недавнего времени «золото» чемпионатов мира не благоволило отечественным дзюдоистам, всякий раз ускользая из рук. Так происходило до последнего мундиаля в Рио-де-Жанейро, на котором драгоценный металл покорился Эльхану Мамедову (100 кг). Своими впечатлениями от турнира он делится с читателями газеты «Бакинский рабочий».

— Эльхан, верили в то, что можете стать чемпионом мира?

—  Да. Моей единственной целью была золотая медаль.

— Самая тяжелая схватка?

— Первая,  с израильтянином Ор Сассоном. Очень неудобный соперник. В начале схватки он вырвался по очкам вперед и практически до конца не подпускал меня к себе. Пришлось по максимуму взвинтить темп, чтобы хоть как-то расшевелить его, и уже ближе к концу опыт сыграл свою роль. Сассон допустил ошибку и позволил мне провести результативный прием.

— Можно ли сказать, что молодой израильтянин оказался некой темной лошадкой?

— Нет. Он хоть и молодой спортсмен, но уже входит в список 16 лучших дзюдоистов мира. На последнем чемпионате Европы он тоже выступил неплохо и занял 5-е место.

— А вот болельщики и специалисты  назвали самым тяжелым боем ваш финал.

— Ну, может, визуально он таковым и выглядел, но я выходил на финал с твердой уверенностью в своей победе. Ни секунды не сомневался, что одолею голландца Хэнка Крола.

— За вами закрепилась репутация крайне скупого на эмоции человека. Однако после победы вы дали волю чувствам. Чем были вызваны ваши слезы? Неужели радостью от победы?

— Это была накопившаяся за год усталость — ровно столько я шел к этой победе. Еще прошлым летом я поставил перед собой цель — стать чемпионом мира, и с тех пор ни о чем ином не мог думать, только целенаправленно готовился к этому турниру.

— Ровно год… Неужели после Лондонской Олимпиады?

— Именно. Признаться, я и в Лондон ехал за наградой. Да и вся наша команда ехала в ранге фаворитов. Но, как говорится, не судьба. А после Олимпиады, крайне неудачной для нашего дзюдо, в наш адрес было сказано и написано много критики. В основном  справедливой,  хотя бывали и откровенные перегибы. Писали, например, что Эльнур  Мамедли готовился к турниру не должным образом, спустя рукава. Неправда! Эльнур занимался в зале до седьмого пота.

— А что писали о вас?

— Много чего. Например, что в связи с возрастом Эльхану Мамедову пора уступить место более молодым спортсменам.

- И своей победой в Рио вы доказали?..

— … Что нахожусь в хорошей форме и кондиции спортсмена не зависят от возраста.

— Вернемся к финалу. Согласитесь, зрелищным его не назовешь.

— Вы так считаете? А мне он показался очень напряженным.

— Напряженным — да. Но вот в плане зрелищности… Вы согласны с мнением, что с введением несколько лет назад новых правил дзюдо потеряло в зрелищности?

— Нет, не согласен. Конечно, дзюдоистам постсоветского  пространства и Ирана это пришлось не по душе, ведь нововведение ограничивает  проведение приемов в ноги, а это всегда было нашим коньком. Но если брать в целом, дзюдо только выиграло. Почему? Да потому, что в последние годы борцы настолько склонялись к татами, что  дзюдо все больше походило на вольную борьбу или самбо. А новые правила вернули нас к классическому дзюдо, к его истокам, где приемы проводятся стоя.

Вот вы упомянули о тех, кто остался недоволен новыми правилами. А я помню противоположную точку зрения, когда в Европе говорили о кавказском стиле  ведения боя, который постепенно вытесняет классическое дзюдо.

— Не знаю как в Европе, но японцы, как родоначальники,  уж точно были недовольны кавказским стилем.

— Однозначно. Помните, несколько лет назад на Кубке мира в Баку Вугар Ширинли победил японца Тадахиро Номуру — 3-кратного олимпийского чемпиона?

— Конечно.

— Так вот после боя Номура заявил, что так и не понял, какой вид спорта представлял его противник.

— Одним словом, новые правила пришлись вам по душе.

— Да.

— Поговорим об отечественном дзюдо?

— С удовольствием. Азербайджанское дзюдо является одним из лучших в мире — это факт, который не подлежит сомнению. На всех турнирах, куда бы мы ни ехали, нас рассматривают в качестве фаворитов. За сравнительно недолгую историю своей независимости наши спортсмены становились и олимпийскими чемпионами, и чемпионами Европы…

— … и чемпионами мира.

— Да, и чемпионами мира. И чемпионат республики проходит в интересной, напряженной борьбе. Практически каждое первенство преподносит сюрпризы, дарит новые имена. Конкуренция у нас очень высокая, что также считаю хорошим фактором. Что лучше всего держит спортсмена в тонусе? Конкуренция!

И не только в Азербайджане, во всем мире сегодня дзюдо очень развито. Поэтому  на вопрос, кого я считаю основным конкурентом, всегда отвечаю — всех. И это продиктовано не вежливостью и не этикетом, просто уровень противников действительно высок как никогда. В дзюдо, где исход встречи решают доли секунды, не прощается пренебрежительное отношение к сопернику.

За примером далеко идти не надо. На Олимпиаду 2008 года Россия ехала в ранге лидера, по прогнозам как минимум 3 «золота» они должны были увезти с собой. И что произошло в итоге? Такая страна как Россия, с ее традициями, с лучшими в мире базами и специалистами,  потерпела фиаско. После Олимпиады пришлось им приглашать тренера из-за рубежа, увеличивать финансирование.

— 4 года спустя сменился главный тренер и у сборной Азербайджана. Что нового принес с собой  австриец Петер Зайзенбахер?

— Много чего. Изменилась и система подготовки, и весь тренировочный процесс. Сегодня в Европе основной упор делается на физическую подготовку, это же ввели и у нас. И все под строгим контролем врачей.

Дзюдо вообще крайне энергозатратный вид спорта. На сборах мы проводим по 20 полноценных спаррингов ежедневно.

— Да уж, немало.

— У японцев еще больше, доходит до 35—40 за один тренировочный день.

— Раз уж мы заговорили о нагрузках. Вам 31 год, возраст не сказывается?

— Нет, абсолютно. Чувствую себя прекрасно.

— И о жизни после дзюдо еще не задумывались? Не планируете, скажем,  попробовать себя  в роли наставника?

— Вы знаете, я никогда не строю планов на много лет вперед. Попросту не умею распыляться. Сейчас вижу себя в дзюдо в качестве спортсмена и ни о чем более не задумываюсь.

— Ну, в таком случае позвольте узнать о ваших ближайших планах?

— Олимпиада 2016 года — вот моя ближайшая цель. Но до нее еще далеко, поэтому нужно выступать и зарабатывать лицензионные очки.

Новости