Рафаэль Агаев: «Ядалек от совершенства»

Спорт
16 Сентябрь 2013
11:40
91
Рафаэль Агаев: «Ядалек от совершенства»

«Незаменимых людей не бывает», — гласит всем нам с детства знакомая мудрость. Однако во многих видах спорта есть величины, уход которых невосполним.

Футбольный трон, например,  без малого полвека принадлежит Пеле, звание «король ринга»  прочно закреплено за Мохаммедом Али, «его воздушеством» в баскетболе по праву считается Майкл Джордан, а лучшим бойцом «всех времен и народов» мы,  ни секунды не задумываясь, назовем Брюса Ли. Приятно осознавать, что лучшим каратистом в весовой категории до 75 кг, «чемпионом всего и всея» и «бриллиантом карате XXI века»  уже не первый год называют нашего соотечественника, уроженца Сумгайыта, 8-кратного чемпиона Европы и 4-кратного чемпиона мира Рафаэля Агаева.  Своими впечатлениями о современном спорте и ближайшими планами титулованный боец поделился с читателями газеты «Бакинский рабочий».

— В мире карате вас называют: за количество наград «чемпионом всего и всея», за необычную технику «жидкокристалическим человеком», за скорость «супербыстрой стрелой». Какое из этих сравнений вам ближе?

— Я бы предпочел, чтобы называли просто и лаконично — Рафаэль Агаев, спортсмен из Азербайджана.

— По мнению экспертов, в том числе и зарубежных, невключение карате в программу олимпийских игр — это как минимум минус 2—3 медали из копилки сборной Азербайджана.

— Согласен, карате у нас всегда было на очень высоком уровне.

— Чем вы можете объяснить, что МОК намеревается ввести в программу Олимпиады не карате, а  гольф.

— В гольф, как известно, играют люди состоятельные. Мне кажется, что для привлечения дополнительных инвестиций МОК и поддерживает этот вид спорта.

— Олимпийский Комитет ссылается на травматичность в карате.

— Если подобные объяснения и были, то это отговорки, причем неубедительные. В том же боксе намного больше травм, чем в карате. И что? Разве кто-то собирался исключать бокс из олимпийской программы?

— Вы являетесь хозяином поистине огромной коллекции всевозможных наград. Какая из них наиболее ценна для вас?

— В карате, как, впрочем, и в любом ином начинании, не бывает легких побед. Поэтому все награды для меня дороги.

— Дороги совершенно одинаково?

— Пожалуй, «золото» Евро-2004 стоит особняком. Мне  было  19 лет, и в финале я одолел не кого-нибудь, а француза Александра Биамонти — живую легенду карате.

— Если мне не изменяет память, спустя год вы снова сошлись с ним  на татами?

— Да, в 2005 году на мой сумгайытский адрес пришло письмо из Марселя, непосредственно от самого Биамонти, в котором он приглашал меня на матч-реванш. Вызов я принял, отправился в Париж и снова оказался сильнее. Сразу после боя он заявил журналистам, что уходит из большого спорта, так как в карате зажглась новая звезда — Рафаэль Агаев.

— И каково быть на вершине?

— Приятно, почетно, но удерживать лидерство очень непросто. Потому что соперники готовятся, изучают мою манеру ведения боя.

— Наряду с победами запоминаются и поражения?

— Да, это так. Самой запоминающейся неудачей на сегодняшний день я назову поражение в финале Чемпионата мира 2012 года. Тогда при равенстве очков судьи отдали «золото» моему сопернику — итальянцу Луиджи Бусе. А знаете, почему именно тот бой так запомнился мне?

— Нет, не знаю.

— Потому что победа делала меня 5-кратным чемпионом мира, то есть рекордсменом по количеству золотых медалей.

— С недавнего времени вы занимаетесь и тренерской практикой.

— Да. Я и  Шаин Худавердиев тренируем сборную Азербайджана, укомплектованную ребятами в возрасте от 16 до  20 лет.  Наряду с этим часто езжу с семинарами за рубеж. Недавно был в Бразилии, США, Колумбии. На октябрь запланированы семинары в Польше, Германии, Венесуэле, Эквадоре, Чехии, снова в Бразилии.

— Осознание того, что вы востребованы…

— Приятное ощущение. Знаете, как спорт-смена меня больше всего удивило и одновременно обрадовало предложение родоначальников карате — японцев  провести в их стране семинар. А они в плане выбора наставника отличаются консерватизмом, то есть карате, по их мнению, лучше других научит именно японский тренер.

— Знаменитый каратист и актер Чак Норрис заявил в одном из интервью, что карате можно учиться и совершенствовать всю жизнь.

— Cогласен. Я в карате 21 год, и все равно далек от совершенства.

— В последние годы элита большинства видов спорта заметно омолодилась. Однако карате в этом плане стоит особняком. Почему?

— Карате  — это интересный, многогранный и в тоже время тяжелый вид спорта. Учиться ему можно всю жизнь, оттого и так называемая элита у нас в основном возрастная. Опыт здесь играет одну огромную роль.

— Кстати, о возрасте. Вам 28 лет, не задумывались о завершении карьеры?

— Как минимум еще год я точно продолжу выступать. Намерен  в 2014 году на чемпионате мира в Мюнхене выиграть свое пятое «золото». А уже после можно полностью переключиться на тренерскую деятельность. Хотя, честно говоря, никогда не понимал людей, для которых возраст — повод завершить карьеру. Мне кажется, спортсмен должен принимать столь важное решение, основываясь не на возрасте, а на своих кондициях.

— Надеюсь, за один год ваши кондиции не иссякнут.

— Поживем, увидим.

Новости