Джалил Бахтиозин: «Успехне приходит из ниоткуда»

Спорт
30 Август 2012
13:31
122
Джалил Бахтиозин: «Успехне приходит из ниоткуда»

Есть в практике мирового спорта своеобразная аксиома: если какой-либо вид спорта развит в стране, то развит он приблизительно одинаково и у мужчин, и у женщин. Азербайджанский волейбол смело можно назвать исключением из правил, ведь насколько силен и известен во всем мире наш женский волейбол, ровно настолько же мы ничего не знаем о своем мужском волейболе. Почему? Разобраться в данном несоответствии читателям газеты «Бакинский рабочий» поможет временно исполняющий обязанности главного тренера мужской сборной Азербайджана Джалил Бахтиозин.

— На самом деле и мужской, и женский волейбол в Азербайджане имеет свои богатые традиции и был развит  примерно на одном уровне. С переменным успехом хорошо выступали как сборные команды, так и клубы. И те и другие в разные годы завоевывали Кубок СССР. Другое дело, что благодаря Инне Рыскаль  женскому волейболу  уделялось чуть больше внимания. И это закономерно: как-никак  нашу землячку до сих пор называют номером один в истории мирового волейбола.

Что произошло потом, вы знаете:  распад Союза, Народный фронт, упадок во всех сферах и областях. Не стал исключением и волейбол: ни мужской, ни женский. Что оставалось делать? Многие  уезжали выступать в Турцию, Россию, Иран. 

С возвращением общенационального лидера к власти Гейдара Алиева все стало меняться к лучшему, а с назначением Ильхама Алиева главой Национального Олимпийского Комитета стал возрождаться и спорт. Стали возвращаться спортсмены и тренеры. Вернулся из Турции и Фаик Гараев.  Это, так сказать, небольшой экскурс в историю.

Но дело в том, что специалиста уровня Фаика Гараева у нас больше не было. Существовала  дилемма: либо женский, либо мужской волейбол. Фаик Алиевич выбрал женский. Возглавь он тогда мужскую команду, вполне возможно, что  мы сегодня говорили бы об успехах мужчин, и о том, как поднять женский волейбол.

— Ну, и как,  по-вашему,  можно поднять мужской волейбол?

— Для начала нужен чемпионат страны. Работа в этом направлении ведется, на первом этапе планируется создать три  команды: в Масаллы, Сумгайыте и  Баку. Столичным клубом предположительно будет «Серхедчи», что тоже крайне важно. Не секрет, что, проходя службу в армии, ребята теряют навыки. В «Серхедчи» же у них будет возможность поддерживать форму. Это —  о внутреннем первенстве.

Что касается сборной, то она у нас есть.  Мы тренируемся, проводим сборы, иногда выезжаем на турниры. Недавно заняли второе место на турнире в Виннице. То есть команда есть, есть потенциал. Но в отсутствие игровой практики, которую дает непосредственно чемпионат страны, от ребят трудно требовать результата. Я называю это «сухим плаванием».  Они могут сломаться в самой безобидной ситуации.  Нужен чемпионат и клуб, на котором будет базироваться сборная.

— Первостепенная задача сборной?

— Год назад перед нами была поставлена совершенно четкая задача: пройти через 3 года квалификационный раунд и выйти на отборочные игры. Конкретно мне было поручено собрать команду, делая ставку на омоложение состава, но не отказываясь и  от ветеранов. По договоренности спустя год я возвращаюсь к привычной работе с молодежью, а сборную возглавит более опытный специалист из Украины. Он уже прибыл для переговоров (смеется). Прошу прощения, но до официального подписания контракта я не имею права называть его имя. Потерпите до 31 августа.

— Год прошел. Есть ли успехи?

— Есть дружный  и довольно неплохой коллектив. Наряду с ветеранами Александром Тетериным и Алексеем Червяковым есть молодой и талантливый Вугар Байрамов. Много и других перспективных ребят.

—  Вы заговорили о клубе, на котором будет базироваться сборная. Не находите ли вы более выигрышным для конкуренции в чемпионате, если «сборников» поровну разберут все три клуба?

— Наверное, уместно, но на деле все будут решать руководители клубов.

—  То есть вы не против трансферных перипетий?

— Отнюдь. Уверен, что будут и волейболисты-легионеры. А почему бы и нет? Кому не хочется видеть игру настоящих мастеров в родном городе?  Это привлечет и больше зрителей, и телевидение, и прессу.  Как специалист я только за такое развитие событий. Другое дело, чтобы иностранные звезды не мешали становлению отечественных кадров, а наоборот, помогали их развитию. На самом деле это — палка о двух концах, которая уже не первый год обсуждается во всем мире. И будет обсуждаться еще много лет.

— Я так понимаю —  вы за внедрение лимита на легионеров?

— Да. Как, например, в Иране. Только два иностранца на площадке. Но в отличие от женского волейбола, в мужском я не ожидаю такого же наплыва легионеров.

— Почему?

— Мужской требует больше материальных затрат. Намного больше, раз в пять. Именно поэтому мужские клубы, как правило, не пестрят иностранными фамилиями.

— В первой половине 2000-х несколько зарубежных игроков были легализованы для женской сборной. Ожидается ли подобное в мужском волейболе?

— Не то чтобы ожидалось, но и не исключено.

— Возможно ли повторение мужскими клубами успеха женских команд?

— Вполне. Успех ведь не пришел из ниоткуда. Это —  плод грамотной работы немалого числа людей.

— Большое спасибо за интересную беседу. И напоследок позвольте от лица читателей «Бакинского рабочего»  поздравить вас с 50-летним юбилеем, который вы справили на днях.

— Спасибо. В свою очередь,  я передаю огромный привет читателям вашей газеты и желаю им всех благ.

Новости