ФикретЗейналов: «Мексика — страна контрастов»

Спорт
26 Июль 2012
13:22
523
ФикретЗейналов: «Мексика — страна контрастов»

Удивить сегодня азербайджанского болельщика наличием иностранного спортсмена или тренера невозможно. Кому-то это нравится, а кого-то  этот факт не приводит в восторг. Однако  мало кто помнит, а кто-то и вовсе не знает, что одним из первых специалистов  советской школы  дзюдо, уехавших   по контракту за рубеж, был азербайджанский тренер Фикрет Зейналов.

Своим видением современного спорта он поделился с читателями «Бакинского рабочего».

— Мексика — страна контрастов?

— Можно сказать и так.

— Тяжело ли приходилось на первых порах?

— На первых порах очень. Иной континент, иной климат, культура, менталитет,  кухня, в конце концов.

— С подопечными не возникало недопонимания?

— Честно говоря, каких-то глобальных недоразумений не припомню.  Для них Фикрет  Зейналов прежде всего был представителем советского дзюдо — одной из лучших школ в мире. Поэтому мое мнение и расписание, как правило, никто не оспаривал.  Я тренер, то есть наставник, мое слово должно быть решающим. Но если отбросить все формальности, то главная  формула успеха — это желание учителя передать свои знания, плюс искреннее  желание ученика получить их. Если эти компоненты присутствуют, то несмотря ни на что они обязательно найдут общий язык.

— Вам удалось найти общий язык?

— Если судить по результату,  то да. В период моей работы команда значительно поднялась в мировом рейтинге.

— Вы упомянули о различных менталитетах. Курьезных случаев не припомните?

— Конечно, за шесть лет моего пребывания в Мексике курьезных случаев было немало. Но тот, который запомнился больше остальных, не связан с менталитетом.  Два моих воспитанника, которым все без исключения прочили «золото» в своих весовых категориях, решили поразмяться перед своими полуфиналами на Панамериканских играх — провести между собой спарринг. И что бы вы думали? Один сломал ребро другому, после чего «пострадавший» выбыл из борьбы, а «костолом» столько переживал, что не смог сконцентрироваться на своем поединке.

— В 1996 году вы вернулись в Баку.

— Да.

— Вам предлагали остаться в Мексике?

— Предлагали. Но не стоит забывать, что уехал я в 1991 году из страны, в  которой не только спорт, вообще все вокруг приходило в упадок. Как главе семьи мне нужно было задуматься о своих близких, поэтому зарубежная командировка была реальным выходом из положения. А в 1996-м  Азербайджан прогрессировал во всех областях, расцветал. Работы было непочатый край, в том числе и в области спорта. Исходя из этих соображений, предложение о продлении контракта в Мексике было мною отклонено. Доводы были приняты, и о новом договоре разговоров больше не заходило. Расстались мы друзьями, со многими спортсменами и тренерами общаюсь по сей день. Некоторые из моих воспитанников уже и сами стали наставниками.

— Вернувшись, вы работали заместителем начальника Главного управления молодежи и спорта города Баку.

— Совершенно верно. Очень интересное было время. Приходилось практически заново налаживать механизм, пришедший в упадок с конца 80-х. 

— Несколько слов об отечественном дзюдо и спорте в целом.

— За 20 лет независимости азербайджанские представители дзюдо  завоевали  две золотые  и одну бронзовую олимпийские медали. Для страны с 9-миллионным населением это прекрасный результат. Сравним  с  1,5-миллиардным Китаем,  его почти неиссякаемыми человеческими ресурсами и огромным желанием завоевать «золото» Олимпийских игр именно в дзюдо. Однако же до сих пор оно не завоевано. Если мне не изменяет память, нет ни «серебра», ни «бронзы». В Лондоне мы будем представлены восемью дзюдоистами — это более  чем хороший показатель. Тренирует сборную Агаяр Ахундзаде, один из лучших специалистов в мире и мой хороший друг.

Что касается развития спорта в целом, то достаточно проанализировать те виды, которыми Азербайджан будет представлен на летних Олимпийских играх. Диапазон очень широкий,  самые разнообразные виды. Любому посвященному человеку этот факт говорит о том, что спортивная жизнь данной страны кипит.

Но… я давно уже не мерю достижения в области спорта завоеванными медалями. Спорт настолько многогранен и непредсказуем, что  будь ты хоть вдвое сильнее своего соперника, рискуешь остаться вне пьедестала. Поймите меня правильно, Фикрет Зейналов такой же азербайджанский болельщик,  как  и все. Но я как специалист подхожу несколько иначе к понятию «развитие спорта». Мне доставляет огромное удовольствие, когда я вижу детей, радостных и усталых, возвращающихся с тренировок. Или прихожу на соревнования и вижу в зале подростков, которые болеют, перенимают опыт мастеров, (смеется) с высоты своего «огромного опыта» пытаются докричаться до них со своими «спасительными» подсказками. И майки у большинства из них с изображением звезд спорта, а не героев криминальных сериалов. Вот что мне кажется особенно важным. И я не настолько наивен, чтобы полагать, что все они сделают карьеру в спорте. В принципе, этого и не требуется. Главное, что все они любят спорт, растут крепкими, что государство заботится об их досуге и здоровье. Практически во всех уголках Азербайджана строятся прекрасные спортивные объекты. Вот что наиболее важно.

Я объездил чуть ли не всю Латинскую Америку вдоль и поперек и воочию убедился, что бывает, когда ребятишки, точно такие же как у нас, не имеют возможности выплеснуть свою энергию в спортивном зале. Весь этот нерастраченный потенциал умело использовался разного рода нежелательными элементами. Ничем хорошим это не заканчивалось, и это печально.

— Насколько я знаю, в плане нежелательных элементов Мексика тоже «не подарок».

— Как раз  Мексика — наиболее развитая спортивная страна Латинской Америки. Она принимала у себя два футбольных чемпионата мира и Олимпийские игры. Почти все лучшие боксеры мира в среднем и полусреднем весе — выходцы из Мексики.

— Однако избежать встречи с нежелательными элементами лично вам не удалось.

— Увы, не удалось. Довольно тривиальная для Мексики ситуация: выходя из банка, я подвергся нападению со стороны группы молодых людей. Как вы сами понимаете, отнять что-либо у практикующего тренера по дзюдо — дело не из легких. Первые двое убедились в этом лично, а третий ничего умнее, чем прибегнуть к огнестрельному оружию, не придумал. В результате ранение ноги на вылет. Никакой опасности для жизни, но самую важную поездку в своей спортивной карьере — на Олимпиаду в Барселоне — мне пришлось пропустить.

— Обидно.

— По версии полиции, целью нападавших был вовсе не я, а американский то ли бизнесмен, то ли турист. Наши рост и внешность  оказались практически идентичными.  Вдобавок совпадали  цвет и марка автомобиля.

— Вы назвали этот инцидент «тривиальным для Мексики». Почему?

— Потому что для них он не является чем-то из ряда вон выходящим. По резонансу, вызванному у населения, он приблизительно равен  поцарапанной в бакинский час пик машине. Поцарапали бампер? Неприятно, конечно. Но стоит ли заострять на этом внимание, ведь страховка все покроет. А в Мексике суждение такое: стреляли и ранили? Неприятно, конечно. Но стоит ли заострять на этом внимание, ведь остался живым. 

— Поработав несколько лет функционером в отечественном спорте, вы снова уехали за рубеж, на этот раз на Африканский континент.

— Да, я работал старшим тренером национальной сборной Египта по дзюдо.

— В данный момент Фикрет Зейналов отошел от тренерской работы…

— Сейчас я действительно отошел от активной тренерской практики, занимаюсь только с двумя учениками, иногда оказываю услуги консультанта. Основным родом моей деятельности является частный сектор.

— Приглашений из-за рубежа более не поступает?

— Периодически приглашения поступают. Но или заработная плата меня не устраивает, либо устраивает все, кроме поставленных целей. Порою от тренера ждут чудес и хотят в сжатые сроки воспитать конкурентоспособного дзюдоиста мирового уровня. А я не волшебник — я тренер. Поэтому после изучения подобного рода предложений отвечаю отказом.

— А от Федерации дзюдо Азербайджана предложений не поступало?

— Нет, пока не поступало. Но если поступит, приму  с огромным удовольствием, а его финансовая сторона будет стоять для Фикрета Зейналова на последнем месте. Почту за честь быть полезным спорту Родины.

— И последний вопрос: кого вы назовете номером один в истории отечественного дзюдо?

—  Назима Гусейнова.

Новости