Метания в поисках защитников

Политика
02 Июнь 2023
10:21
1671
Метания в поисках защитников

Симонян недоволен трехсторонним Заявлением от 10 ноября 2020 года

На состоявшемся накануне брифинге председатель парламента Армении Ален Симонян открытым текстом обозначил красным цветом все внутри и даже вокруг трехсторонних договоренностей от 10 ноября 2020 года, что стало своеобразным анонсом кишиневских настроений официального Иревана. 

На вопрос, есть ли международные игроки, которые важны для Армении как гаранты мирного договора, Симонян ответил, что все центры, где проходят переговоры, выразили такую готовность. «Что мы получим, другой вопрос - важно иметь гаранта, который будет добиваться достижения соглашения. Заявление от 10 ноября меня не удовлетворяет, я уверен, что народ Армении тоже недоволен, как заявлениями, так и поведением наших союзников», - добавил он. 
По этому поводу иногда чисто по-обывательски кажется, что не следовало Президенту Ильхаму Алиеву два с половиной года назад проявлять великодушие к поверженному противнику, надо было додавить его до конца, положив на обе лопатки и заставив подписать капитуляцию со всеми вытекающими последствиями. Но такова логика, что на улице, что на войне, - как только разбитый вдрызг враг встает на ноги, сразу отбегает на почтенное расстояние либо за спину покровителя и начинает ругаться, обещая отомстить, независимо от возможности сделать это. 
Азербайджан, как никакая другая страна, знает цену суверенитету своих территорий, так как царская Россия подселяла армян на земли наших дедов, отдавая им лучшие куски не только в Карабахе и сопредельном Зангезуре, а советская власть к тому же создала целое моноэтническое государство под нашим боком с тем, чтобы перманентный конфликт выглядел как противостояние между «правильными» христианами и «неправильными» мусульманами. 
Кстати, региональный вулкан проснулся как раз на этой почве - конфликт начался, когда обе страны были союзными республиками в составе СССР, когда и Политбюро ЦК КПСС, и Иреван широко использовали возможности зарубежной диаспоры, которая имела значительное влияние на СМИ и высокопоставленных политиков США, Австралии, Европы, Канады и даже арабского Ближнего Востока. Благодаря этому ненавистникам турок удалось создать информационную блокаду нашей страны, добиться тактических успехов и поддержки «цивилизованного» мира. Скрывая от широкой общественности истинную цель - продолжение аннексии азербайджанских территорий, они выдвинули на первый план идею независимости армянского населения Карабахского региона Азербайджана, которое якобы подвергалось притеснениям и было лишено возможности развиваться. 
Эта абсолютная ложь насаждалась повсюду, а Михаил Горбачев в послушном партийном руководстве ЦК Компартии АзССР даже организовал соответствующие слушания, не подумав, что это противоречит основам внутренней политики Страны Советов, фундаментом которой был принцип пролетарского интернационализма и равноправия всех народов, где права любого гражданина оберегались вне зависимости от национальности. 
То есть права армянского населения Азербайджана были не только полностью обеспечены законом, но и надзор за их исполнением строго осуществлялся союзными контролирующими органами, которые при любом мало-мальски значимом происшествии жестко пресекали любое проявление негативных действий. 
Благодаря ельцинской администрации армяне в качестве бонуса получили Бишкекские соглашения, после чего сделали все возможное, чтобы заболтать процесс и заморозить конфликт «навечно», торпедируя переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, саботируя другие попытки международного посредничества, в том числе расстрелом собственного парламента в октябре 1999 года. Главной их задачей было стремление добиться уступок от общенационального лидера Гейдара Алиева: обменять пять оккупированных районов на статус независимости для сепаратистов, вообще игнорируя вопрос возвращения Лачинского и Кяльбаджарского районов. Впрочем, руководство Азербайджана вплоть до 27 сентября 2020 года неоднократно обсуждало с наглым оппонентом самые расширенные варианты статуса автономии, но при условии, что мирное решение конфликта возможно лишь на принципах взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ. 
Ход «переговоров», затягивающих время, показал, что противнику нужен не статус, а материализация претензий в виде присоединенного к Армении Карабаха. При этом, как правило, внешняя политика Иревана заключалась в том, чтобы усидеть на двух стульях, играя на противоречиях между своим официальным союзником - Россией с самой многочисленной армянской общиной и главным союзником - коллективным Западом, где находится наиболее влиятельная часть диаспоры. Постоянно шантажируя тем, что если Россия не будет ее поддерживать, Армения отойдет к Евросоюзу или к США, выведет российских военных, армянская сторона стремилась сохранить российский военный щит в случае возможной войны с Азербайджаном, которую самостоятельно вести не могла. 
Именно благодаря этому правительствам Тер-Петросяна, Кочаряна и Саргсяна удалось получить совокупное оружие и военную технику на миллиарды долларов, превратившись в фактического нахлебника российского бюджета, откуда постоянно вытягивали средства на реанимацию собственной экономики. 
С другой стороны, армянские руководители заигрывали с Западом, стремясь урвать оттуда необходимые денежные средства и умаслить свою диаспору, которая увязывала вопросы финансовой помощи с отказом от пророссийского внешнеполитического курса. Обещая Западу выйти из ОДКБ и ЕАЭС, армянские политики старались получить денежные средства, которые затем частично расхищались, а частично передавались сепаратистам. 
То есть эта тенденция не нова, просто «революция достоинства» пятилетней давности внесла коррективы в традиционную «эквилибристику» - если бывшие руководители тихо саботировали переговоры, то Пашинян «взял быка за рога» в феврале 2019 года, когда в Тегеране на встрече с местной армянской диаспорой публично заявил, что «Карабах - это Армения, и точка», хотя в сентябре 2018 года в Душанбе на Саммите СНГ просил у Президента Ильхама Алиева, чтобы тот не торопил с решением региональной проблемы, ведь ему «нужно время, чтобы разобраться с ситуацией в стране». 
Следующим шагом стали решение сепаратистов перенести свой «парламент» в город Шуша и обещание Пашиняна выделить средства под этот проект, чем мирный процесс был окончательно похоронен, а июльские провокации 2020 года на границе Товузского района, где армянские вооруженные силы пытались уничтожить часть стратегических нефте- и газопроводов, идущих в Турцию и Европу, показали, что с беспределом надо кончать. Как раз трехстороннее Заявление от 10 ноября должно было дать старт диалогу, но нет - МИД Армении возглавил ярый ненавистник России, бывший спикер парламента Арарат Мирзоян, по итогам войны попавший под горячую ногу реваншистов, славно попинавших и чуть не убивших его «за предательство». Теперь он не вылезает из Москвы и улыбаясь обнимается на фото с послом России в Армении Сергеем Копыркиным, стараясь доказать верность главному союзнику. В то же время, выступая против Зангезурского коридора, армянская дипломатия выступает против интересов России, которой нужен надежный сухопутный путь в Армению, Иран и далее в страны Азии. 
Ну а теперь Ален Симонян заявил о своей уверенности в том что «народ Армении недоволен, как заявлениями, так и поведением наших союзников», имея в виду Кремль. 
Как известно, на обиженных воду возят, а потому в условиях новых геополитических реалий официальный Баку вправе самостоятельно навести порядок на своей территории, разоружив незаконные воиеские формирования, освободиться от незаконно дислоцированных остатков вооруженных сил иностранного государства и установить верховенство национального законодательства. Для полной имплементации этой идеи у всех сторон осталось менее двух с половиной лет, после чего речь пойдет об интеграции армянского населения Карабахского региона в многонациональное азербайджанское общество, и восклицательный знак! 

Фидан САЛМАНЛЫ

 

Новости