Ложная тревога правых   

Политика
17 Июнь 2023
10:39
789
Ложная тревога правых   

Республиканцы Франции озабочены амбициями своей страны

Старейшая ежедневная газета Франции Le Figaro вполне соответствует духу героя пьес Бомарше, который из веселого цирюльника превратился в слугу - моралиста, чья правая рука не знает, чем занята левая.

Популярная некогда газета, чей девиз «где нет свободы критики, там похвала не может быть приятна» оживлял в былые времена тусклые черты Старого Света, давно стала исключительно прислужницей правящего класса этой страны, под соусом справедливости продвигающей традиционные интересы радикальной части христианского сообщества.

Так, на днях издание опубликовало нечто под названием «Обращение правых республиканцев в поддержку Нагорного Карабаха», подписанное более чем 170 французскими депутатами. При этом ее руководство отказалось размещать даже на сайте открытое письмо Чрезвычайного и Полномочного посла Азербайджана во Франции Лейлы Абдуллаевой, которое в итоге увидело свет на страницах другой известной газеты - L'Opinion.

В ответе посла Азербайджана подчеркнута причина столь неадекватного поведения. «Подчинение французских депутатов избирательному давлению определенных радикальных и националистических групп в ущерб жизненно важным и национальным интересам армянского народа опасно для демократии и мира. В то время, когда впервые за последние 30 лет появилась историческая возможность достичь мира между Арменией и Азербайджаном, открыть новую страницу для развития и сотрудничества во всем регионе, эти радикальные силы занимают деструктивную позицию исключительно с целью обеспечения своего политического присутствия», - говорится в отповеди «защитникам христианских ценностей».

Французы, похоже, единственная нация, чей предмет «обеспокоенности и тревоги» не меняется со сменой времени и обстоятельств - на улице середина июня, а довольно большая часть парижских парламентариев подписывается под петицией «о недопустимости блокады Арцаха». А ведь более, чем за полгода произошло столько событий - официальный Баку даже пограничный контрольно-пропускной пункт на мосту реки Хакари успел открыть, и через него с 23 апреля начали проезжать автомобили с продовольствием и с пассажирами, а несколько дней назад была даже организована экскурсия из Ханкенди в Иреван и обратно. Словом, карабахские армяне входят во вкус общения с азербайджанскими пограничниками, здороваются, предъявляют документы, по ходу соображая, насколько несправедливо местные власти преподносили им, особенно молодежи, образ нашего народа, инструктируя, что «турок только и ждет, чтобы отрезать голову несчастному армянину». Хотя реальность совсем иная.

Вспомним, кто кого оккупировал и проводил этнические чистки последние почти три десятилетия, изгнав из родных очагов почти 300 тыс. жителей непосредственно Армении и более 700 тыс. жителей Карабаха, то есть своих соседей и даже родственников, с учетом множества смешанных браков.

Так чего же добиваются французские депутаты ложными намерениями, даже будучи в курсе того, что происходит на самом деле в регионе?

Впрочем, интересы Парижа, в том числе, на Южном Кавказе давно обесценены и связаны с чисто геополитическими амбициями, а также стремлением продемонстрировать «назло Вашингтону» альтернативное политическое присутствие здесь. То было раньше, когда прочая Европа, опираясь на французские идеи эпохи просвещения и социальных преобразований, додумалась, что высшей властью в стране должна обладать нация, а не короли, что традиционное право с льготами церковников и крупных землевладельцев должно быть заменено конституцией - собранием четко прописанных законов, единых для всех граждан. Сегодняшняя Франция давно не родина Наполеона, свободы, равенства и братства, а просто страна вещей, типа пармезана, вкусной выпечки и воздушных шаров.

Современная дипломатия родом из Парижа, но там забыли или предпочитают не помнить факторы, в корне меняющие геополитические реалии, а ведь Отечественная война 2020 года как раз определила сегодняшние позиции «на земле» Азербайджана и Армении. Не только по характеру деятельности, но и по тональности выступлений политического руководства, внешнеполитических ведомств, даже СМИ двух стран можно сделать вывод о том, кто активно возрождает регион и готовит его к долгосрочному и предсказуемому миру, а кто вставляет палки в колеса неминуемого процесса.

Правда, после окончания военной операции по изгнанию оккупантов с суверенных территорий нашей страны отношения между Азербайджаном и Францией сложно назвать стабильными, но и ничего сверхсерьезного тоже не произошло. Уже два года с лишним, включая президента Эмманюэля Макрона, официальные лица этой страны открыто заявляют о своей исключительно проармянской позиции, и, к сожалению, эта тенденция продолжается до сих пор. Впрочем, внешняя политика Елисейских полей со времен Жоржа Помпиду окончательно перестала быть символом замирения и прагматизма, и связано это с утерей руководителями последней по времени формации авторитета при решении не только наиболее важных глобальных политических вопросов, но и таких, как отношение к выходцам из стран Северной Африки и вообще к бывшим колониям. Хотя, если бы люди вроде главы МИД Катрин Колонны поглубже вчитывались в трактаты своих знаменитых предшественников и придерживалась другой модели поведения по отношению к равноправным субъектам международного права, эта страна, можно сказать с большой долей вероятности, могла бы иметь куда большее влияние.

Антагонизм Парижа в отношении нашей страны основывается на двух факторах, первый из которых - слишком преувеличенное влияние армянской диаспоры на политическую жизнь Франции. Понятно, что публичные политики хотят сохранить высокий уровень признания и известности в будущем, и один из способов достичь этого - прислушиваться к мнению электората. Для них, включая президентов, речь идет о пути наименьшего сопротивления, так как раздавая обещания «защитить братьев - христиан», не имея при этом письменных обязательств, кандидат в президенты понижает уровень личного проигрыша на выборах при высоком уровне возможного вознаграждения. При этом все понимают, что любой президент связан определенными ограничениями, и не в состоянии выполнить желание каждого, даже если захочет. Вторая причина нестыковок - довольно натянутые отношения между Францией и Турцией. Неспособность президента Франции поддерживать конструктивные отношения и наши тесные связи с Анкарой автоматически привели к тому, что Макрон слепо бежит по «туннелю ненависти к туркам», впрочем, как персы, армяне, греки и некоторые другие народы.

Другими словами, то, как президент Макрон видит всю динамику отношений между Азербайджаном и Арменией, заключается в чрезмерном упрощении вопроса для облегчения анализа, так как им движет примитивный подход вроде «друг моего врага - мой враг» и «враг моего друга - мой враг». Понятно, что это контрпродуктивно, с любой точки зрения, тем более что руководствуясь вышеуказанными принципами, Франция существенно подорвала свои возможности стать реальным тяжеловесным игроком на Южном Кавказе. Учитывая то, как сейчас развивается ситуация, участие официального Парижа в любом формате в процессе построения мира будет довольно сложной задачей в силу отсутствия одобрения Азербайджана.

Никто не спорит, Макрон вправе, используя полномочия, формировать свою внешнюю политику так, как считает нужным, однако и Армения должна понимать, что не все, что он делает, отвечает ее интересам. Цепляясь за идеи, противоречащие нормам международного права, она теряет возможности, которые можно было бы использовать более эффективно, на благо своих же граждан.

Фидан САЛМАНЛЫ

 

 

 

 

Новости